Взимание командирами воинских частей государственной пошлины за совершение нотариальных действий — обязанность или …?

(Титов В. В., Гущина Т. Н.) («Нотариус», 2011, N 6)

ВЗИМАНИЕ КОМАНДИРАМИ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ — ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ …?<*>

В. В. ТИТОВ, Т. Н. ГУЩИНА

——————————— <*> Titov V. V., Gushhina T. N. Recovery by commanders of military units of state duty for effectuation of notarial actions — obligation or …?

Титов Виктор Викторович, юрисконсульт войсковой части 35353, подполковник юстиции.

Гущина Тамара Николаевна, заместитель начальника ИФНС России по г. Белгороду, кандидат экономических наук.

В статье рассматривается взгляд на проблему взимания государственной пошлины командирами воинских частей при совершении ими нотариальных действий.

Ключевые слова: нотариальные действия, государственная пошлина, командиры воинских частей, военнослужащие.

The article touches upon the problem of taking the state fees by commanding officers for making the notarial acts.

Key words: the notarial acts, the state fees, commanding officers, military men.

Пунктом 4 ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <1> (далее — Закон) командиры воинских частей отнесены к должностным лицам органов исполнительной власти, которым предоставлено право совершения нотариальных действий с участием военнослужащих и граждан, призываемых (поступающих) на военную службу, членов их семей. ——————————— <1> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331.

Обращение военнослужащих и членов их семей за совершением нотариальных действий к командирам воинских частей является специальным правом, исходя из их особого правового статуса и гарантий, установленных Законом для военнослужащих и членов их семей. При этом военнослужащие и члены их семей не лишаются права на обращение к нотариусам за совершением нотариальных действий на общих основаниях. Ссылаясь на необходимость соблюдения действующего законодательства, некоторые юристы указывают на то, что обращение военнослужащих и членов их семей за совершением нотариальных действий к командирам воинских частей позволяет им сэкономить приличную сумму денег, которая была бы затрачена ими при совершении аналогичных действий у нотариусов, тем самым фактически указывают на необязательность уплаты ими государственной пошлины <2>. ——————————— <2> См., н-р: Трофимов Е. Н. К вопросу о надлежащем заверении копий документов в воинских частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 3. С. 36.

Такой подход со стороны представителей юридического сообщества не соответствует требованиям действующего законодательства, а также не способствует формированию правовой культуры и правосознания граждан. Проблема взимания государственной пошлины командирами воинских частей в 2000 г. была сформулирована А. Г. Цымбаренко в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук <3>. До настоящего времени указанная проблема законодательно не разрешена. ——————————— <3> Цымбаренко А. Г. Организационно-правовые основы обеспечения прав военнослужащих при совершении нотариальных действий: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 22.

Пункт 4 ст. 22 Закона содержит указание на то, что нотариальные действия командирами воинских частей в отношении указанной категории лиц совершаются в порядке, определенном иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Действие нотариальных полномочий командиров воинских частей (прав на совершение нотариальных действий) в отношении военнослужащих и членов их семей в пространстве определяется местом дислокации воинской части, т. е. территорией, на которой она размещена. Гражданским кодексом Российской Федерации <4> (далее — ГК РФ) командиры войсковых частей также уполномочены удостоверять доверенности (подп. 2 п. 3 ст. 185) и завещания (подп. 4 п. 1 ст. 1127) работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов. ——————————— <4> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; 1996. N 5. Ст. 410; 2001. N 49. Ст. 4552; 2006. N 52. Ст. 5496.

Налоговый кодекс Российской Федерации <5> (далее — НК РФ), относя государственную пошлину к федеральным налогам (п. 10 ст. 13 НК РФ), определил, что она взимается с организаций и физических лиц (ст. 333.17 НК РФ) при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (ст. 333.16 НК РФ). ——————————— <5> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824; 2000. N 32. Ст. 3340.

Уплата государственной пошлины осуществляется лицом, обратившимся за совершением нотариальных действий, до их совершения (подп. 3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ). Де-юре взимание государственной пошлины является обязанностью командиров воинских частей как должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательными актами Российской Федерации совершать нотариальные действия. Де-факто? Фактически государственная пошлина командирами воинских частей за совершение нотариальных действий не взимается, в то время как нотариальные полномочия командирами воинских частей реализуются в полной мере. Причиной тому отсутствие формально определенного механизма взимания государственной пошлины в воинских частях федеральных органов государственной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и перечисления ее в доход бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации. Отсутствие механизма, гарантирующего безусловное исполнение законодательства, привело к тому, что нормы законодательства, обязывающие командиров воинских частей взимать государственную пошлину, стали носить исключительно декларативный характер и утратили свою регулятивную функцию. Отсутствие в ст. 22 Закона указания на порядок взимания командирами воинских частей государственной пошлины за совершение нотариальных действий в отношении военнослужащих, членов их семей само по себе не освобождает указанную категорию лиц от ее уплаты. Статья 333.38 НК РФ также не освобождает указанную категорию лиц от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий, статья содержит исключительный перечень категорий плательщиков, которым предоставляются льготы при обращении за совершением нотариальных действий, который расширительному толкованию не подлежит. Необходимо отметить, что, обращаясь за совершением нотариальных действий к нотариусу, занимающемуся частной практикой, на общих основаниях, военнослужащие и члены их семей, в соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <6>, уплачивают нотариальный тариф в размере, соответствующем государственной пошлине в безусловном (бесспорном) порядке. ——————————— <6> Утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

Статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации <7> государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, отнесена к налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации. ——————————— <7> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.

Можно констатировать, что рассматриваемая проблема носит межотраслевой характер, поскольку находится на стыке гражданского, налогового, бюджетного, военного права и нотариата, а нотариальные действия командирами войсковых частей осуществляются с нарушением налогового и бюджетного законодательства. В связи с этим возникает вопрос о том, каким образом должна быть разрешена проблема взимания государственной пошлины за совершение нотариальных действий командирами воинских частей. Одним из способов разрешения проблемы является освобождение военнослужащих от уплаты государственной пошлины, т. е. расширение круга лиц, указанных в ст. 333.38 НК РФ, путем внесения в нее соответствующих изменений. Однако такой подход не решает проблемы в целом, поскольку проблема останется неразрешенной в отношении членов семей военнослужащих и других граждан, указанных в подп. 2 п. 3 ст. 185 и подп. 4 п. 1 ст. 1127 ГК РФ, при их обращении к командирам воинских частей за совершением нотариальных действий. По нашему мнению, наиболее приемлемым способом разрешения проблемы является формирование федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой деятельности и в сфере нотариата соответственно, совместно с федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, механизма исполнения действующего законодательства, при котором военнослужащие, члены их семей, а также граждане, указанные в подп. 2 п. 3 ст. 185 и подп. 4 п. 1 ст. 1127 ГК РФ, обратившиеся к командиру воинской части за совершением нотариальных действий, смогут уплачивать государственную пошлину через финансово-экономическую службу (кассу) воинской части, которая в дальнейшем будет перечисляться через территориальные органы Федерального казначейства в доход бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации. Авторы статьи сочли возможным обратиться в соответствующие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти с предложением по совершенствованию законодательства Российской Федерации в данной области. Ответы федеральных органов исполнительной власти будут по возможности рассмотрены на страницах журнала.

——————————————————————