Юридические основания превентивной функции трудового права
(Арапчор О. М.) («Российский юридический журнал», 2012, N 1)
ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕВЕНТИВНОЙ ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА
О. М. АРАПЧОР
Арапчор Ольга Михайловна — аспирант кафедры трудового права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).
Статья посвящена анализу юридических оснований превентивной функции трудового права, закрепленных в федеральных нормативных правовых актах. Предлагается понимание юридических оснований превентивной функции как норм права. Исследуются различные нормы трудового права, служащие такими основаниями.
Ключевые слова: превенция, защита прав, превентивная функция, нормативный правовой акт, юридические основания, права и законные интересы субъектов трудового права.
Labour law preventive function legal grounds O. M. Arapchor
The article is devoted to the analysis of labour law preventive function legal grounds. The understanding of law rules as legal grounds of preventive function is given. Various rules of labour law serving as legal grounds of preventive function are examined.
Key words: prevention, rights protection, preventive function, legal act, legal grounds, rights and lawful interests of labour law subjects.
Достоверно известно, что предмет правового регулирования любой отрасли права составляют общественные отношения. Именно благодаря этому право обладает таким свойством, как динамизм. Динамизм системы права проявляется в формировании и исчезновении отраслей и институтов права по мере развития и изменения экономических, социальных и политических отношений. Например, исчезли отрасли канонического права, хозяйственного права, колхозного права, исправительно-трудового права, и, наоборот, возникли отрасли права социального обеспечения, налогового права и др. <1>. ——————————— <1> Макеева Е. М. Системный подход как способ познания права // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 6. С. 4.
В этом смысле трудовое право является одной из наиболее динамичных отраслей права, поскольку непосредственно связано как с социальной, так и с экономической сферой. Развитие трудовых правоотношений, появление новых форм взаимодействия между работниками и работодателями, изменение способов и средств производства, организационных и технологических условий труда не только требуют постоянной правовой регламентации, но и вызывают к жизни новые функции отрасли. Как показывает практика, в современных условиях установление мер государственного принуждения за нарушение норм трудового права не всегда обеспечивает их надлежащее соблюдение. В связи с этим представляется, что необходимо создание новых способов обеспечения соблюдения норм права, стимулирование правового поведения работников и работодателей и иных субъектов трудового права, предупреждение, недопущение нарушений прав и законных интересов субъектов трудового права, воздействие на их волю и сознание до совершения ими противоправных деяний. На наш взгляд, меры, которые можно назвать превентивными, в трудовом законодательстве установлены, но недостаточно эффективно используются субъектами трудового права. Более того, законодатель предоставляет участникам трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений право формировать собственные системы превентивных мер, предупреждать нарушение своих прав и законных интересов, т. е. участвовать в реализации превентивной функции трудового права, закрепляя соответствующие нормы в коллективных договорах и соглашениях, а также в локальных нормативных актах. Поэтому, полагаем, проблема определения юридических оснований превентивной функции трудового права требует тщательного теоретического исследования. По нашему мнению, под превентивной функцией трудового права нужно понимать относительно обособленное позитивное правовое воздействие, направленное на общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования трудового права, а также на волю, сознание и поведение субъектов трудового права, на недопущение нарушения установленной модели трудовых правоотношений, прав и законных интересов не только работников, работодателей и их объединений, но и неопределенного круга лиц. Что же представляют собой юридические основания превентивной функции? Чаще всего юридическими основаниями функций права называют те или иные правовые акты. Так, И. А. Власенко под юридическими основаниями функции права подразумевает Конституцию РФ, законы и подзаконные акты, международно-правовые акты <2>. М. В. Новиков к ним относит также правоприменительные акты и акты толкования закона <3>. ——————————— <2> Власенко И. А. Компенсационная функция права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1995. С. 12. <3> Новиков М. В. Ограничительная функция права и ее реализация в российском законодательстве: Дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2004. С. 50.
Данные выводы представляются весьма спорными, поскольку сам правовой акт — это юридический документ, внешнее словесно-документально оформленное выражение воли субъекта права (государства, его органов, отдельных лиц), выступающее в качестве носителя содержательных элементов правовой системы: юридических норм, правоположений практики, индивидуальных предписаний, автономных решений лиц <4>. Нормативный правовой акт — это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений <5>. ——————————— <4> Алексеев С. С. Общая теория права: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 427. <5> Бошно С. В. Нормативные правовые акты Российской Федерации. М., 2005. С. 9.
Полагаем, что эти определения ясно отражают сущность правового акта как «носителя» норм права или, по выражению теоретиков права, источника или формы права. Необходимо отметить, что функции права реализуются в действиях субъектов права, направленных на достижение конкретного результата, с использованием специальных средств и способов, либо в воздержании от каких-то действий, что должно привести к поставленной цели. Нормы международного трудового права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Аналогичная норма закреплена в ч. 1 ст. 10 Трудового кодекса РФ. Основная организация, занимающаяся разработкой международно-правовых норм в сфере труда, — Международная организация труда. С учетом этого К. Л. Томашевский под общепризнанными принципами международного права в сфере труда предлагает понимать признанные международным сообществом императивные основополагающие трудоправовые начала, выраженные в концентрированном виде в уставных документах и декларациях универсальных международных организаций (прежде всего Организации Объединенных Наций и Международной организации труда), обязательные для соблюдения всеми государствами-членами этих организаций, гарантированные международно-правовыми средствами реагирования в случае их несоблюдения, определяющие вектор развития норм международного права и влияющие на национальные системы трудового права и законодательство о труде. Основополагающие принципы международного права в сфере труда сформулированы в учредительных документах и декларациях МОТ: в преамбуле к Уставу МОТ, в Декларации о целях и задачах МОТ от 10 мая 1944 г., являющейся составной частью Устава МОТ, в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 г. и в Декларации МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации от 10 июня 2008 г. <6>. ——————————— <6> Томашевский К. Л. Общепризнанные принципы международного права в сфере труда: перечень и юридическая сила // Журнал междунар. права и междунар. отношений. 2010. N 4; URL: http:// www. evolutio. info/ index. php? option= com_content&task;= view&id;= 1756&Itemid;= 232.
Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда <7> называет такие принципы, как: 1) свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; 2) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; 3) действенное запрещение детского труда; 4) недопущение дискриминации в области труда и занятий. ——————————— <7> Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в Женеве 18 июня 1998 г.) // Рос. газ. 1998. 16 декабря.
Совокупность норм международного трудового права образует международные стандарты труда и представляет собой минимальную «планку» для государств и работодателей. Закрепление в национальном законодательстве и на локальном уровне норм, ухудшающих положение работников, недопустимо. Имея приоритет по сравнению со всеми остальными нормами, международные стандарты труда выступают фундаментом, на котором базируется превентивная функция трудового права. Так, закрепление права работников на равную оплату за труд равной ценности на международном уровне призвано предотвратить нарушение этого субъективного права работников не только работодателями, но и государствами. Нормы Конституции РФ. В Конституции нет прямого указания на необходимость осуществления правом превентивной функции. Установлено лишь, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2), что гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46), каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30), каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 37). Только используя логический и систематический способы толкования конституционных норм, можно сделать вывод о закреплении на конституционном уровне превентивной функции права <8>. ——————————— <8> Данченко А. А. Превентивная функция российского права: Дис. … канд. юрид. наук. Кострома, 2002. С. 45.
Нормы Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов. В ст. 1 ТК РФ закреплены цели трудового законодательства: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основные задачи состоят в создании необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовом регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Эта норма ТК РФ выступает основанием превентивной функции. Именно ею установлено, что защита прав и интересов работников и работодателей — цель трудового законодательства. Как и в случае с нормами Конституции РФ, о закреплении в ТК РФ превентивной функции можно говорить лишь после толкования данной нормы. Представляется, что в указанной статье понятие «превенция» (в смысле предупреждения и недопущения нарушений прав и интересов работников и работодателей) законодатель включил в понятие «защита». Такой вывод можно сделать из анализа содержания ТК РФ и термина «защита». К. Н. Гусов и В. Н. Толкунова в категорию «защита прав и интересов работников и работодателей» включают: 1) установление на федеральном уровне Трудовым кодексом и другими актами трудового законодательства высокого уровня условий труда, гарантии основных трудовых прав, которые дополняются, повышаются, развиваются региональным трудовым законодательством и в локальном порядке (коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами); 2) развитие производственной демократии как непосредственной, так и представительной (через профсоюзы и других представителей работников), когда работники сами участвуют и в определении правил внутреннего трудового распорядка, и в установлении обязательности заключения в организации коллективных договоров, не отдавая все это только на решение работодателя; 3) широкую пропаганду трудового законодательства всеми способами (через СМИ, лекции) среди трудящихся, а также обучение его основам работодателей и их представителей с использованием практики показа эффективных способов защиты от трудовых правонарушений, обучение трудящихся культурно бороться за свои трудовые права. Таким образом, защита трудовых прав — это различные действия государственных и профсоюзных органов по профилактике правонарушений, а при их появлении — оказание помощи этими органами работникам в ликвидации таких правонарушений (индивидуальных или коллективных), восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей <9>. ——————————— <9> Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учеб. М., 2006. С. 383 — 384.
Л. М. Маирова разделяет понятие «защита» в широком и узком смысле. В широком смысле защита трудовых прав, по ее мнению, включает обеспечение их реализации государством, их охрану, восстановление, осуществляемые в случае нарушений уполномоченными органами и организациями, самими субъектами права. В узком смысле защита предполагает пресечение нарушений прав работников, их восстановление, возмещение причиненного ущерба и привлечение виновных лиц к ответственности <10>. ——————————— <10> Маирова Л. М. Защита профсоюзами трудовых прав работников: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 7.
И. А. Костян под защитой прав понимает совокупность правовых средств, направленных на пресечение правонарушений, восстановление нарушенных прав, устранение препятствий в осуществлении субъективного права, компенсирование неблагоприятных последствий, связанных с правонарушением <11>. ——————————— <11> Костян И. А. Правовые проблемы защиты трудовых прав работников в условиях рыночных отношений в России: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 16.
Как видим, большинство исследователей не разграничивают пресечение, предупреждение и защиту и, как следствие, не выделяют превентивную функцию трудового права, включают ее в содержание функции защиты. Такая позиция представляется весьма спорной и обусловленной двумя основными причинами. Во-первых, понятие «превенция» широко изучалось представителями науки уголовного права и воспринимается научным сообществом в качестве категории, свойственной исключительно понятийному аппарату уголовного права. Столь узкое понимание этого термина представляется необоснованным. На наш взгляд, категория «превенция» является общеправовой. Слово «превенция» происходит от латинского «praevenio», которое дословно переводится как «опережаю, предупреждаю» <12>. В правовом аспекте превенция — это система мер, направленных на пресечение, предотвращение правонарушений. ——————————— <12> Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. СПб., 2000. С. 749.
Во-вторых, понятие «защита», как и понятия «право», «функция», — концепт <13>. ——————————— <13> Палазян А. С. Содержание исходных понятий теории функций права // Административное и муниципальное право. 2008. N 11. С. 86 — 95.
В. М. Ведяхин и Т. Б. Шубина отмечают, что термин «защита права» применяется в различных смыслах и в законодательстве, и в научной литературе. В законодательстве понятие «защита права» чаще всего носит достаточно абстрактный характер <14>. В некоторых нормативных актах указывается, какие конкретные права защищаются. ——————————— <14> Ведяхин В. М., Шубина Т. Б. Защита права как правовая категория // Правоведение. 1998. N 1. С. 68.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» <15> профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» <16> в качестве объекта защиты называет не какое-то субъективное право, а объект тех или иных правоотношений — государственную тайну. ФКЗ от 28 апреля 1995 г. N 1-ФЗК «Об арбитражных судах в Российской Федерации» <17> прямо указывает, что защищаются нарушенные права. В соответствии со ст. 5 одной из основных задач арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров выступает защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. ——————————— <15> Парламентская газ. 2011. 14 — 20 января. <16> Рос. газ. 2011. 22 июля. <17> Там же. 2010. 4 мая.
Итак, названные факторы вызывают смешение понятий. Однако в классическом понимании защитная функция трудового права направлена прежде всего на защиту интересов работников. Именно здесь проявляется первый критерий отграничения защитной функции от превентивной — субъектный. Защитная функция трудового права нацелена на защиту интересов работников как слабой, менее защищенной стороны трудовых правоотношений, а превентивная функция — на пресечение, недопущение нарушений прав не только субъектами трудового права, но и неопределенным кругом третьих лиц. Так, утверждение перечня медицинских противопоказаний для работников объектов использования атомной энергии и порядка проведения медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии направлено на защиту как жизни и здоровья работников, так и жизни и здоровья населения в целом, а также экологической безопасности. Вторым критерием разграничения выступает наличие или отсутствие события нарушения прав. Превенция имеет место до события нарушения прав и законных интересов работников, работодателей и иных субъектов трудового права, а защита — после. Превенция направлена на пресечение, предотвращение, недопущение нарушений, а защита носит восстановительный или компенсационный характер. Третий критерий — адресность: защита всегда направлена на конкретных лиц, а превенция может быть нацелена на предотвращение нарушения прав и законных интересов как неопределенного круга лиц (общая превенция), так и определенного субъекта (частная превенция). Тем не менее стоит указать, что превенция и защита неразрывно связаны друг с другом, как и любые другие элементы в системе. Таким образом, к нормам трудового права, устанавливающим юридические основания превентивной функции можно отнести нормы о самозащите работников, о государственном контроле и надзоре за соблюдением трудового законодательства, некоторые нормы о защите прав работников профсоюзами. Можно отметить также ст. 73, ч. 6 ст. 81 ТК РФ, нормы, регулирующие порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, ч. 5 ст. 74 ТК РФ, предусматривающую возможность введения работодателем режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев в целях предотвращения массового увольнения работников, и другие нормы ТК РФ. Что касается иных федеральных законов, то, как указывает Е. А. Ершова, специальные федеральные законы, содержащие нормы трудового права (изъятия, дополнения и приспособления), как правило, регулируют особенности труда отдельных категорий работников <18>. В ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» <19> (в ред. от 24 июля 2009 г.) установлено, что действие Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Данная норма предотвращает нарушения прав работников, принятых на работу по срочному трудовому договору, и работников, работающих в частных организациях. ——————————— <18> Ершова Е. А. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права // Трудовое право. 2007. N 11. С. 3 — 26. <19> Рос. газ. 2009. 29 июля.
К числу иных федеральных законов, предусматривающих юридические основания превентивной функции трудового права, также можно отнести ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который закрепляет действенный механизм предупреждения нарушения прав работников. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации предприятия, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости. В данной норме наиболее интересен профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в области занятости. Это право профсоюзов конкретизировано в ст. 19. Профсоюзам предоставлено право на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде не только работодателями, но и должностными лицами. Своевременное выявление нарушения прав работников позволяет избежать повторного нарушения, следовательно, можно говорить о превентивной функции профсоюзных органов. В уголовном праве подобное воздействие принято называть частной превенцией. Кроме того, профсоюзам предоставлено право создавать собственные инспекции труда. В силу п. 3.1 Типового положения о правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета Федерации независимых профсоюзов <20>, правовые инспекторы труда имеют право проверять соблюдение работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, прав профсоюзов, выполнение ими условий обязательств, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, а также участвовать в совместных с органами прокуратуры и федеральной инспекцией труда проверках соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или регулирующих социально-трудовые отношения, права профсоюзов. Такие проверки, несомненно, носят превентивный характер. ——————————— <20> Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-2 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда» (вместе с Методическими рекомендациями о представлении членскими организациями ФНПР отчетов и информации по правозащитной работе) // СПС «КонсультантПлюс».
В числе нормативных правовых актов, содержащих юридические основания превентивной функции трудового права, можно также назвать Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» <21>. Например, его ст. 9 определяет ответственность членов объединения работодателей. Согласно ч. 1 этой статьи нарушение или невыполнение членом объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными объединением работодателей, влечет за собой ответственность в порядке, установленном законодательством РФ, указанными соглашениями. Часть 3 названной статьи так же определяет, что работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, в порядке, установленном законодательством РФ и этими соглашениями. Таким образом, не закрепляя конкретный вид ответственности, условия и порядок применения мер ответственности за нарушение или невыполнение обязательств, принятых на себя членами объединения работодателей, эти нормы тем не менее дают возможность применения мер ответственности по отношению к нарушителям и по природе являются превентивными. ——————————— <21> Рос. газ. 2002. 30 ноября.
Подзаконные федеральные нормативные правовые акты. Такие акты издаются на основе и во исполнение федеральных законов. К подзаконным актам в сфере трудового права традиционно относят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы российского трудового права (ст. 5 ТК РФ). В числе указов Президента можно назвать Указ от 10 марта 1994 г. N 458 «Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан» <22>. Он носит ненормативный характер и, следовательно, не может служить юридическим основанием превентивной функции трудового права, однако нужно отметить превентивный характер Указа в целом. Так, Указ устанавливает необходимость усиления надзора органов прокуратуры за соблюдением трудового законодательства, а также проведения тщательных проверок каждого случая нарушения законных прав работников, призывает судебные органы выявлять причины и условия нарушения прав граждан, систематически проводить обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушениями трудовых прав граждан. ——————————— <22> Там же. 1994. 12 марта.
Что касается постановлений Правительства РФ, то они, как правило, призваны конкретизировать положения закона или регулируют отдельные элементы трудового правоотношения, а также осуществляют дифференциацию в трудовом праве <23>. В данном блоке нормативных правовых актов прежде всего интересны постановления Правительства РФ, регулирующие отдельные вопросы охраны труда, поскольку именно в институте охраны труда наиболее ярко проявляется превентивная функция российского трудового права. ——————————— <23> Трудовое право России: Учеб. / Под ред. Ю. П. Орловского, А. Ф. Нуртдиновой. 3-е изд. М., 2010; СПС «КонсультантПлюс».
В соответствии со ст. 211 ТК РФ, порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. N 646 <24> определяет, что перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, разрабатываются Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Во исполнение названного Постановления Минздравсоцразвития России Приказом от 16 августа 2004 г. N 83 <25> утвердило два таких перечня: Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). Этим же приказом утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами <26>. ——————————— <24> Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. N 646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)» (в ред. от 1 февраля 2005 г.) // СЗ РФ. 2005. N 7. Ст. 560. <25> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)» (в ред. от 16 мая 2005 г.) // Рос. газ. 2005. 17 июня. <26> Орловский Ю. П., Нуртдинова А. Ф., Чиканова Л. А. Настольная книга кадровика: юридические аспекты. М., 2005.
Закрепление этих перечней и порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников способствует не только соблюдению права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, но и обеспечению права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленную ст. 41 Конституции РФ. В соответствии с п. 3 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, целью их проведения являются: 1) динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирование групп риска; 2) выявление общих заболеваний, выступающих медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов; 3) своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников. Таким образом, юридическим основанием превентивной функции трудового права служат нормы трудового права, направленные на предотвращение нарушений прав и законных интересов субъектов трудового права и неопределенного круга третьих лиц. Эти нормы содержатся в различных источниках трудового права. Рассмотренные нами нормативные правовые акты не исчерпывают перечня источников, содержащих юридические основания превентивной функции трудового права. Превентивная функция имеет основания и в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах. Она исходит не только из целей отрасли трудового права, но и из смысла права в целом.
Bibliography
Ale kseev S. S. Obshhaya teoriya prava: Ucheb. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2009. Bol’shoj tolkovyj slovar’ russkogo yazyka / Pod red. S. A. Kuznecova. SPb., 2000. Boshno S. V. Normativnye pravovye akty Rossijskoj Federacii. M., 2005. Danchenko A. A. Preventivnaya funkciya rossijskogo prava: Dis. … kand. yurid. nauk. Kostroma, 2002. Ershova E. A. Federal’nye zakony i inye normativnye pravovye akty, soderzhashhie normy trudovogo prava // Trudovoe pravo. 2007. N 11. Gusov K. N., Tolkunova V. N. Trudovoe pravo Rossii: Ucheb. M., 2006. Kostyan I. A. Pravovye problemy zashhity trudovyx prav rabotnikov v usloviyax rynochnyx otnoshenij v Rossii: Avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2009. Mairova L. M. Zashhita profsoyuzami trudovyx prav rabotnikov: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2007. Makeeva E. M. Sistemnyj podxod kak sposob poznaniya prava // Gosudarstvennaya vlast’ i mestnoe samoupravlenie. 2009. N 6. Novikov M. V. Ogranichitel’naya funkciya prava i ee realizaciya v rossijskom zakonodatel’stve: Dis. … kand. yurid. nauk. Vladimir, 2004. Orlovskij Yu. P., Nurtdinova A. F., Chikanova L. A. Nastol’naya kniga kadrovika: yuridicheskie aspekty. M., 2005. Palazyan A. S. Soderzhanie isxodnyx ponyatij teorii funkcij prava // Administrativnoe i municipal’noe pravo. M., 2008. N 11. Tomashevskij K. L. Obshhepriznannye principy mezhdunarodnogo prava v sfere truda: perechen’ i yuridicheskaya sila // Zhurn. mezhdunar. prava i mezhdunar. otnoshenij. 2010. N 4; URL: http:// www. evolutio. info/ index. php? option= com_content&task;= view&id;= 1756&Itemid;= 232. Trudovoe pravo Rossii: Ucheb. / Pod red. Yu. P. Orlovskogo, A. F. Nurtdinovoj. 3-e izd. M., 2010; SPS «Konsul’tantPlyus». Vedyaxin V. M., Shubina T. B. Zashhita prava kak pravovaya kategoriya // Pravovedenie. 1998. N 1. Vlasenko I. A. Kompensacionnaya funkciya prava: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 1995.
——————————————————————