Взаимодействие следователей со специалистами МЧС

(Соболев С.)

(«Законность», 2007, N 9)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ МЧС

С. СОБОЛЕВ

С. Соболев, прокурор-криминалист прокуратуры Удмуртской Республики.

Чтобы уйти от ответственности за убийство, преступники принимают меры к сокрытию следов и трупов, нередко используя для этого реки и водоемы, что затрудняет работу следователя.

В середине 90-х годов прошлого столетия отдел криминалистики прокуратуры Республики установил контакт с ОМОН МВД Удмуртской Республики, где были специалисты-водолазы, поскольку они могли оказывать помощь по обнаружению трупов потерпевших и орудий преступления. Но в дальнейшем осложнения, связанные с финансовыми затратами по водолазному обмундированию, вынудили специалистов отказаться от выполнения таких работ.

В конце 2002 г. при МЧС Удмуртии была образована поисково-спасательная служба, куда вошли специалисты — спасатели разных видов, в том числе водолазы. Сейчас в службе более 20 спасателей-водолазов, которые имеют допуск к погружению на глубину около 60 м (в водоемах Республики глубина достигает 20 — 25 м). Спасатели оснащены специально оборудованной автомашиной, где есть лодка, гидрокостюмы и комбинезоны для летнего и зимнего периода и другая техника. После письменного обращения к начальнику ГУ поисково-спасательной службы маневренно-поисковая группа специалистов-водолазов осуществляет выезд для участия в следственном действии, которое проводит следователь горрайпрокуратуры. Вместе со специалистами сотрудники прокуратуры применяют металлодетекторы или магнитные подъемники, которые помогают в обнаружении орудий преступления или вещей потерпевших.

В марте 2004 г. в Можгинскую межрайонную прокуратуру поступила оперативная информация об убийстве Е. После проверки материалов было принято решение о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК, хотя заявлений о безвестном исчезновении Е. в правоохранительные органы не поступало.

Согласно оперативным данным, в совершении преступления подозревались З. и А. В ходе допросов они признались в убийстве и рассказали, что сбросили труп в р. Вала.

Был организован осмотр места происшествия с участием А., который показал, откуда был принесен и куда сброшен труп.

Оценив погодные условия (участок реки, показанный А., частично был покрыт льдом, глубина реки в этом месте была не известна), следователь принял решение о привлечении к поиску трупа специалистов-водолазов. За помощью он обратился в отдел криминалистики прокуратуры Республики, где уточнили места поиска трупа и связались с начальником ГУ «ПСС УР». Выезд на р. Вала был осуществлен незамедлительно.

Водолазы дважды опускались в реку, так как видимость составляла 30 — 40 см. В 30 м от моста на глубине 1,8 — 2 м был обнаружен труп неизвестного мужчины, завернутый в одеяло и обмотанный проволокой. При опознании установлено, что им оказался Е.

В мае 2004 г. в Унинское РОВД Кировской области поступило заявление от родственников Н., водителя КАМАЗа, который выехал в командировку в Ижевск, но в пункт назначения не прибыл.

На следующий день на песчаном карьере, где есть глубокий водоем, в 1,5 км от пос. Селычка Як-Бодьинского района Удмуртии был обнаружен автомобиль КАМАЗ без водителя, в кабине которого обнаружили пятна бурого цвета, похожие на кровь. Работа водолазов результатов не дала, но все говорило о том, что Н. стал жертвой преступления. В ходе следствия было установлено, что его труп был сброшен с моста в реку Иж.

Отдел криминалистики вновь обратился за помощью к специалистам-водолазам. Из-за плохой видимости и быстрого течения реки поиск продолжался больше 3-х часов. И наконец в 800 м от моста обнаружили труп Н. с ножевым ранением шеи и связанными руками и ногами.

Взаимодействие со службами МЧС помогло в раскрытии тяжких преступлений в нескольких регионах Республики.

——————————————————————