О соблюдении принципа соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных гражданских служащих и муниципальных служащих в законодательстве города Москвы

(Санаев А. С.) («Конституционное и муниципальное право», 2009, N 20)

О СОБЛЮДЕНИИ ПРИНЦИПА СООТНОСИТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ ОПЛАТЫ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОРОДА МОСКВЫ <*>

А. С. САНАЕВ

——————————— <*> Sanaev A. S. On adherence to the principle of correlation of basic conditions of labor compensation and social guarantees of the state servants and municipal servants in the legislation of Moscow.

Санаев А. С., советник Отдела законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы, соискатель Московского городского университета управления Правительства Москвы.

В статье рассматривается соблюдение принципа соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных гражданских служащих и муниципальных служащих на примере Законов города Москвы «О муниципальной службе в городе Москве» и «О государственной гражданской службе города Москвы». С этой целью анализируются нормы указанных законодательных актов, регулирующие структуру и размер денежного содержания государственных и муниципальных служащих, а также устанавливающие основные и дополнительные гарантии их деятельности и порядок их предоставления. Кроме того, в статье даются предложения по закреплению в законодательстве Москвы гарантий, защищающих жилищные права муниципальных служащих. Ключевые слова: принцип соотносительности; условия оплаты труда и социальные гарантии; государственные гражданские служащие и муниципальные служащие; жилищные права; законодательство г. Москвы.

The article deals with observance of the principle of correlation of basic conditions of labor remuneration and social guarantees of state civil servants and municipal servants at the example of Laws of Moscow «On Municipal Service in the City of Moscow» and «On State Civil Service in the City of Moscow». To that end the author analyses the said legislative acts regulating the structure and rate of pay of state and municipal servants and also establishing basic and additional guarantees of activity thereof and procedure of their provision. Moreover the article gives proposals with regard to consolidation in the legislation of Moscow of guarantees protecting housing rights of municipal servants. Key words: principle of correlation; conditions of labor remuneration and social guarantees; state civil and municipal servants; housing rights; legislation of the city of Moscow.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <1> и Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» <2> закрепили шесть принципов взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы. Одним из них является принцип соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. ——————————— <1> Российская газета. N 162. 2004. <2> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

Данный принцип должен соблюдаться не только в федеральном законодательстве, но и при закреплении соответствующих гарантий государственных гражданских и муниципальных служащих в региональных законах, в том числе в Законе города Москвы от 22 октября 2008 г. N 50 «О муниципальной службе в городе Москве» <3>. ——————————— <3> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 65.

Вначале рассмотрим соблюдение указанного принципа в отношении оплаты труда государственных гражданских служащих города Москвы и муниципальных служащих органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Закон города Москвы «О муниципальной службе в городе Москве» установил, что, кроме должностного оклада муниципального служащего, в него входят ежемесячное денежное поощрение, надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд, выслугу лет, особые условия муниципальной службы, единовременные выплаты к очередному отпуску, а также премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Таким образом, структура денежного содержания муниципального служащего приближена к структуре денежного содержания государственного гражданского служащего города Москвы, определенной в ст. 30 Закона города Москвы от 26 января 2005 г. N 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» <4>, что соответствует принципу соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. ——————————— <4> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. N 8.

Однако, как указывает та же ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. В связи с этим органы местного самоуправления могут не придерживаться требования о соотносительности условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, устанавливая размер должностного оклада на уровне, значительно более высоком или более низком, чем у государственных гражданских служащих. Представляется, что данная проблема могла бы быть решена путем предоставления права субъектам Федерации определять минимальные и максимальные границы оплаты труда муниципальных служащих в процентах от размера оплаты труда государственных гражданских служащих на соответствующих должностях. Между тем согласно первоначальной редакции Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в муниципальных образованиях, которым предоставлялись дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности, размер оплаты труда муниципальных служащих устанавливался в соответствии с предельными нормативами, предусмотренными законами субъектов Российской Федерации. Соответствующая норма была закреплена и Законом города Москвы «О муниципальной службе в городе Москве». При этом предельным нормативом является размер денежного содержания государственных гражданских служащих территориального органа исполнительной власти города Москвы — управы района города Москвы по соответствующим группам должностей. Однако положение Федерального закона об установлении в дотационных муниципальных образованиях размера оплаты труда муниципальных служащих в соответствии с предельными нормативами не вполне корреспондировалось с п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации <5>. Согласно названной норме муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления. ——————————— <5> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

В целях устранения данного противоречия был принят Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 182-ФЗ «О признании утратившей силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» <6>. Таким образом, конкуренция норм федеральных законов устранена, и все региональные законы о муниципальной службе, в том числе соответствующий Закон города Москвы, должны быть приведены в соответствие с п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ. ——————————— <6> Российская газета. N 225. 2008.

С вопросом об оплате труда государственных и муниципальных служащих тесно связан вопрос предоставления им иных гарантий, обеспечивающих социальную защищенность, мотивирующих эффективное исполнение служащими своих должностных обязанностей, способствующих стабильности кадрового состава государственной службы и муниципальной службы, а также компенсирующих ограничения определенных прав служащих. Как законодательством о государственной гражданской службе, так и законодательством о муниципальной службе государственные гарантии служащим разделены на основные и дополнительные. При этом основные гарантии закреплены в Федеральных законах «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации». В Законах города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» и «О муниципальной службе в городе Москве» соответственно они лишь воспроизводятся. Муниципальному служащему, в частности, гарантируется: 1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией; 2) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания; 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска; 4) медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию; 5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом; 6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни, здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей; 7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением муниципальным служащим должностных обязанностей; 8) защита муниципального служащего, включая членов его семьи, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом. Для государственных гражданских служащих предусмотрено на три основных гарантии больше. Так, государственным гражданским служащим гарантируются равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы. Представляется, что данная гарантия в большей степени является декларацией: условия оплаты труда могут довольно сильно различаться на федеральной государственной службе и региональной. Показатели же оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности до сих пор отсутствуют. Две другие гарантии, закрепляемые законодательством за гражданскими служащими, но отсутствующие в законодательстве о муниципальной службе, касаются возмещения расходов, связанных со служебными командировками и с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. В отношении государственных гражданских служащих города Москвы порядок и условия возмещения данных расходов устанавливаются указами Мэра Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Однако отсутствие соответствующих гарантий в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» и московском законодательном акте не означает невозможность их предоставления муниципальным служащим. Поскольку на них распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», по-видимому, в случае с указанными выше гарантиями федеральный законодатель предлагает руководствоваться положениями главы 24 Трудового кодекса Российской Федерации <7>. Ее статьи устанавливают гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность. ——————————— <7> Российская газета. N 256. 2001.

Так, работнику, а следовательно, и муниципальному служащему при направлении в служебную командировку гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов по проезду, найму жилого помещения, дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных), иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя. При переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работнику возмещаются расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также расходы по обустройству на новом месте жительства. Вместе с тем вряд ли в отношении муниципальных служащих эта гарантия будет применяться часто, поскольку в органах местного самоуправления, как правило, служат лица, проживающие в данной местности. Таким образом, муниципальным служащим гарантии по возмещению расходов, связанных со служебными командировками и переездом муниципального служащего и членов его семьи в другую местность, предоставляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Вместе с тем целесообразно хотя бы обозначить указанные гарантии в соответствующей статье Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» либо в законодательстве города Москвы о муниципальной службе с целью более широкого ознакомления муниципальных служащих со своими правами. Дополнительные гарантии для региональных государственных гражданских служащих устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а для муниципальных служащих — законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. Согласно Закону города Москвы «О муниципальной службе в городе Москве» дополнительными гарантиями муниципального служащего являются: — дополнительные денежные выплаты, предусмотренные законодательством города Москвы; — бесплатная или льготная санаторно-курортная путевка, предоставляемая к ежегодному оплачиваемому отпуску, с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующая компенсация; — переподготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения; — ежемесячная доплата к пенсии по старости и инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности II или III степени. Доплата устанавливается при наличии 12,5 года стажа муниципальной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего по последней должности муниципальной службы перед достижением пенсионного возраста или увольнением с муниципальной службы. Размер суммы пенсии и доплаты увеличивается на три процента месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной продолжительности стажа муниципальной службы, но не может превышать 80 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего, учитываемого при исчислении доплаты; — единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности муниципальной службы; — единовременное денежное поощрение при достижении стажа муниципальной службы 20 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности муниципальной службы, при условии наличия не менее пяти лет стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления в городе Москве; — выплата один раз за весь период муниципальной службы денежного вознаграждения в случае освобождения его от замещаемой должности и увольнения при наличии права на получение пенсии по старости или по инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности II и III степени в размере, исчисленном исходя из среднемесячной заработной платы по последней замещаемой должности муниципальной службы. Кроме того, членам семьи муниципального служащего или иным лицам, осуществлявшим похороны муниципального служащего, возмещаются расходы на ритуальные услуги в порядке и на условиях, которые установлены для государственных гражданских служащих. Закон города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» устанавливает такие же, а также и некоторые другие дополнительные гарантии. В частности, в соответствующей статье говорится о медицинском обслуживании, в том числе членов семьи, в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, а также предоставлении другой должности гражданской службы в том же или ином государственном органе либо направление на профессиональную переподготовку или повышение квалификации с предоставлением в последующем возможности замещения иной должности гражданской службы при ликвидации или реорганизации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы. Однако для муниципальных служащих медицинское обслуживание является основной гарантией. В случае же расторжения трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления либо сокращением штата муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные федеральным законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации. Такие гарантии предусмотрены ч. 3 ст. 81, ч. 1, 2 ст. 178 и ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации и заключаются в обязанности работодателя предложить вакантную должность или должность, соответствующую квалификации работника, а также нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Выходное пособие при увольнении по указанным основаниям составляет средний месячный заработок работника. Также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев, а в исключительных случаях — на третий месяц. Кроме того, работника необходимо предупредить об увольнении за два месяца до него, а при досрочном расторжении трудового договора с согласия работника — выплатить ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Таким образом, для муниципальных служащих также предусмотрены гарантии на случай расторжения трудового договора в связи с ликвидацией органа местного самоуправления либо сокращением штата, хотя и отличающиеся от соответствующих гарантий гражданских служащих. Кроме того, в Законе города Москвы «О муниципальной службе в городе Москве» отсутствуют гарантии по транспортному обслуживанию, обеспечиваемому в связи с исполнением должностных обязанностей. Также муниципальным служащим, в отличие от отдельных категорий гражданских служащих, не предоставляется компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием. Разумеется, эти гарантии предоставляются только государственным служащим, занимающим руководящие должности в государственных органах города Москвы, поэтому в данном случае вряд ли можно говорить о существенном нарушении принципа соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Вместе с тем в одной области общественных отношений действительно наблюдается его несоблюдение. Речь идет о защите жилищных прав государственных гражданских и муниципальных служащих — важнейшей гарантии их деятельности. Если обратиться к истории этого вопроса, то следует отметить, что ранее действовавший Закон города Москвы от 29 октября 1997 г. N 43 «О государственной службе города Москвы» <8> в качестве гарантии для государственных служащих города Москвы предусматривал возможность постановки на учет для улучшения жилищных условий и предоставление жилой площади в этих же целях либо компенсацию расходов на приобретение жилья. Аналогичная гарантия содержалась и в Законе города Москвы от 21 октября 1998 г. N 24 «О муниципальной службе в районах города Москвы» <9> в отношении муниципальных служащих. В целях реализации данных Законов было принято распоряжение Мэра Москвы от 18 сентября 2000 г. N 993-РМ «О порядке постановки на учет по улучшению жилищных условий и предоставления жилых помещений государственным и муниципальным служащим города Москвы» <10>. ——————————— <8> Тверская, 13. 1997. N 51. <9> Тверская, 13. 1998. N 50 — 52. <10> Вестник Мэрии Москвы. 2000. N 25.

Однако во вступившем в силу в 2004 г. Законе города Москвы N 15 «О муниципальной службе в городе Москве» <11> гарантия по улучшению жилищных условий муниципальных служащих уже отсутствовала. В результате и в распоряжение N 993-РМ были внесены изменения <12>, согласно которым оно стало распространяться лишь на государственных служащих города Москвы. ——————————— <11> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 24. <12> См.: Постановление Правительства Москвы от 25 мая 2004 г. N 344-ПП «О внесении изменений в распоряжение Мэра Москвы от 18 сентября 2000 г. N 993-РМ» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 34.

Таким образом, уже с 2004 г. в законодательстве города Москвы отсутствует норма, гарантирующая улучшение жилищных условий муниципальным служащим. В связи с особенностями организации местного самоуправления в городе Москве муниципального жилья, т. е. жилых помещений, находящихся в собственности муниципальных образований, в столице нет, поэтому и возможность самостоятельного обеспечения жилыми помещениями муниципальных служащих у органов местного самоуправления отсутствовала. Вместе с тем с точки зрения права такое положение возражений не вызывало, поскольку принцип соотносительности социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих в тот момент отсутствовал в законодательстве. Ситуация изменилась с принятием Федеральных законов от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», закрепивших указанный принцип. Кроме того, необходимо учитывать, что государственным гражданским служащим города Москвы вместо жилых помещений в соответствии со ст. 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 42 Закона города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» должна предоставляться единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы. Таким образом, если ранее (до 2004 г.) жилые помещения муниципальным служащим предоставлялись из жилищного фонда города Москвы, то в настоящее время есть возможность и необходимость закрепить в московском законодательстве право органов местного самоуправления предоставлять муниципальным служащим субсидии на приобретение жилых помещений за счет средств местных бюджетов. С учетом высоких цен на жилье в столице предоставление субсидии, которая в зависимости от стажа службы может составлять лишь небольшую часть от стоимости квартиры, возможно, будет более щадящим для местных бюджетов, нежели предоставление жилого помещения. Вместе с тем порядок и условия предоставления субсидий муниципальным служащим, в том числе основания признания муниципального служащего нуждающимся в ее предоставлении, должны быть установлены законом города Москвы, а не муниципальными правовыми актами. Это связано с необходимостью обеспечить единство порядка и условий получения субсидий на приобретение жилья государственными гражданскими служащими города Москвы и муниципальными служащими, а также муниципальными служащими во всех муниципальных образованиях в городе Москве. Реализация данных предложений позволила бы повысить уровень социальной защиты муниципальных служащих в городе Москве, а также соблюсти принцип соотносительности социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих. С защитой жилищных прав муниципальных служащих связана и еще одна проблема в соблюдении принципа соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Как известно, организация местного самоуправления в городе Москве имеет значительные особенности, связанные с необходимостью сохранения единства городского хозяйства. Так, перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами Москвы, в частности Законом города Москвы от 6 октября 2002 г. N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» <13>. Следует признать, что данный перечень не слишком большой и в нем нет жизненно важных для города и его жителей вопросов. В результате этого органы местного самоуправления до недавнего времени играли незначительную роль в жизни города. ——————————— <13> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2002. N 55; 2003. N 23, N 33; 2006. N 35; 2007. N 72.

Однако в последние годы ситуация стала меняться в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями города Москвы. На сегодняшний день органам местного самоуправления переданы полномочия города Москвы: — по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав <14>; ——————————— <14> Закон города Москвы от 26 декабря 2007 г. N 47 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. N 57.

— в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства <15>; ——————————— <15> Закон города Москвы от 25 октября 2006 г. N 53 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. N 61; 2008. N 16.

— в сфере опеки и попечительства <16>. ——————————— <16> Закон города Москвы от 26 декабря 2007 г. N 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. N 72.

Переданные полномочия существенно повысили важность деятельности органов местного самоуправления в Москве. Более того, можно сказать, что сейчас исполнение этих полномочий для органов местного самоуправления имеет приоритет перед решением вопросов местного значения. Об этом свидетельствует тот факт, что субвенции, выделяемые из бюджета города Москвы на осуществление переданных полномочий, как правило, превышают размер иных доходов муниципального образования <17>. ——————————— <17> См., например: Бюджет внутригородского муниципального образования «Савелки» в городе Москве на 2008 г. // Официальный сайт внутригородского муниципального образования «Савелки» в городе Москве: URL: http://www. savelki. ru/mo/mo05/index. htrnl; решение муниципального собрания внутригородского муниципального образования «Братеево» в городе Москве от 22 апреля 2008 г. N МБР-03-18/08 «Об исполнении бюджета внутригородского муниципального образования «Братеево» в городе Москве за I квартал 2008 года» // Официальный сайт муниципалитета «Братеево»: URL: http://www. mun-brateevo. ru/decision/rs_mbr031808.php; решение муниципального собрания «Кунцево» от 25 декабря 2007 г. N 45-4.МС/7 «О бюджете муниципального образования «Кунцево» на 2008 г.» // Газета «Кунцево». 2008. N 1.

Что это означает применительно к социальному обеспечению муниципальных служащих, осуществляющих свою деятельность во внутригородских муниципальных образованиях в городе Москве? В данном случае необходимо обратить внимание на то, что процесс передачи полномочий зачастую сопровождается переходом на муниципальную службу лиц, ранее исполнявших их на государственной гражданской службе города Москвы. Полагаем, что этот процесс должен происходить наиболее безболезненным способом для лица, переходящего с государственной службы на муниципальную. Существенную роль в этом может сыграть принцип соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Выше уже говорилось об отсутствии такой социальной гарантии у муниципальных служащих органов местного самоуправления в Москве, как предоставление субсидии на приобретение жилого помещения. В связи с этим государственные гражданские служащие города Москвы, которые стоят в очереди на получение данной субсидии из бюджета города Москвы, переходя на муниципальную службу, теряют право на получение соответствующей субсидии. Безусловно, с одной стороны, государственный гражданский служащий вправе самостоятельно решать вопрос о том, переходить ли ему на муниципальную службу, теряя определенные гарантии, или оставаться на гражданской службе, зачастую на более низкой должности, которую ему обязаны предложить в соответствии со ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». С другой стороны, представляется, что использование опыта таких лиц положительно сказалось бы на реализации переданных на муниципальный уровень государственных полномочий Москвы. Следовательно, для данных граждан необходимо создавать стимулы для перехода на муниципальную службу и выполнения ими соответствующих обязанностей. Одним из важнейших стимулов могло бы стать сохранение за лицами, перешедшими с государственной гражданской службы города Москвы на муниципальную службу и реализующ ими на муниципальной службе переданные государственные полномочия города Москвы, права получить субсидию на приобретение жилого помещение за счет бюджета города Москвы. Это предложение подкрепляется ст. 43 Закона города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы», согласно которой в стаж гражданской службы, дающий право на предоставление государственных гарантий, включается период замещения должностей муниципальной службы. Полагаем, что фактически отличий между исполнением полномочий на государственной гражданской службе и этих же полномочий на муниципальной службе в случае наделения ими органов местного самоуправления не существует. Следовательно, предоставление субсидии на приобретение жилья муниципальным служащим, перешедшим с гражданской службы для реализации таких полномочий, направлено на качественное обеспечение именно государственных функций, в свете чего логичным выглядит финансирование данной гарантии за счет бюджета города Москвы. При этом средства на предоставление соответствующих субсидий могли бы ежегодно передаваться в виде субвенций на реализацию переданных государственных полномочий города Москвы. Таким образом, можно сделать вывод, что принцип соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих в законодательстве города Москвы в настоящее время соблюдается не в полной мере. Однако для его полноценной защиты необходимо совершенствование как московских, так и федеральных законов.

——————————————————————