Особенности миграционной политики Российской Федерации и Австрии на современном этапе

(Брус В. А.) («Конституционное и муниципальное право», 2012, N 3)

ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АВСТРИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В. А. БРУС

Брус Валерия Александровна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Статья посвящена такому направлению межгосударственной миграции, как интеллектуальная миграция, а также особенностям миграционной политики Российской Федерации и Австрии в сфере привлечения высококвалифицированных специалистов. Дается обзор законодательных изменений в указанных странах, направленных на установление привилегированного положения иностранных специалистов.

Ключевые слова: миграция; иностранцы; миграционная политика; высококвалифицированные специалисты; синяя карта; RWR-карта.

Peculiarities of migration policy of the Russion Federation and Austria at the contemporary stage V. A. Brus

This article is devoted to such areas of interstate migration, as an intellectual migration, as well as the peculiarities of migration policy of the Russian Federation and Austria in attracting highly qualified specialists. The author provides an overview of legislative changes in these countries aimed at establishing a privileged position of foreign professionals.

Key words: migration; aliens; migration policy; highly qualified specialists; Blue Card; RWR-Card.

Миграция населения является одной из отличительных черт развития современного общества. В свою очередь, в числе наиболее заметных особенностей миграционных процессов сегодня можно выделить качественное изменение структуры миграционных потоков, что выражается в увеличении среди мигрирующих доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной подготовки. В научной литературе существуют разные подходы к определению межгосударственной интеллектуальной миграции. В широком смысле это миграция специалистов, занимающихся квалифицированным, интеллектуальным или творческим трудом, включая потенциальных специалистов — студентов, аспирантов и стажеров <1>. ——————————— <1> См.: Ивахнюк И. В. Международная трудовая миграция: Учебное пособие. М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2005. С. 139.

Страны, заинтересованные в привлечении трудовых ресурсов из-за рубежа, все чаще ориентируются именно на высококвалифицированных специалистов. И это вполне объяснимо: такие мигранты в большинстве своем являются законопослушными гражданами, не усугубляя своим присутствием криминогенную ситуацию в принимающей стране, они имеют лучшую способность к адаптации к новым условиям в стране въезда, но самое главное — высококвалифицированные мигранты могут наилучшим образом восполнить нехватку специалистов в тех отраслях экономики, в которых она объективно существует. Т. Я. Хабриева выделяет две модели регулирования трудовой миграции. Так, в США, Канаде, Австралии законодательство нацелено на проведение активной миграционной политики, чтобы привлечь как можно больше высококвалифицированных специалистов. А в большей части европейских государств и на постсоветском пространстве политика в сфере миграции в основном характеризуется протекционистскими мерами по защите отечественного рынка труда и капиталов, а также этнического состава населения <2>. Однако в настоящее время и в этих странах наблюдается все большее стремление привлечь квалифицированных иностранных работников. ——————————— <2> Хабриева Т. Я. Миграционное право России: теория и практика. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2008. С. 274.

Законодательно заинтересованность европейских стран в квалифицированных специалистах выражается либо в исключительном допуске на рынок труда только квалифицированных специалистов, либо в предоставлении последним каких-либо преференций по сравнению с другими мигрантами. Примером первого подхода является Швейцария, где осуществление иностранными гражданами не из стран Евросоюза трудовой деятельности возможно при условии, что они являются высококвалифицированными специалистами (ст. 23 Закона об иностранцах от 16 декабря 2005 г.) <3>. Особые условия предусмотрены для специалистов, которые хотят работать в Германии: там, например, иностранцы, обладающие высокой профессиональной квалификацией, могут получить вид на жительство сразу же после въезда на территорию страны. А в Австрии для высококвалифицированных специалистов предусмотрены не только ускоренная процедура рассмотрения ходатайств, но и специальное «разрешение на проживание для ключевых специалистов» <4>. ——————————— <3> Bundesgesetz uber die Auslanderinnen und Auslander, Sweiz. 2005 // URL: http://www. bfm. admin. ch. <4> Васильева Т. А. Миграционная политика, гражданство и статус иностранцев в странах западной демократии. М.: Институт права и публичной политики, 2010. С. 52.

В странах Европейского союза кроме общеевропейских документов, регулирующих вопросы привлечения высококвалифицированных специалистов, таких, например, как Директива Совета ЕС об условиях въезда и проживания граждан третьих стран в целях осуществления высококвалифицированной деятельности 2009/50/EC <5> от 25 мая 2009 г. (вводит синюю (или голубую) карту для специалистов <6>), существует и специальная регламентация этих вопросов на национальном уровне. ——————————— <5> Council Directive 2009/50/EC of 25 May 2009 on the conditions of entry and residence of third-country nationals for the purposes of highly qualified employment // OJL 155 of 18.06.2009. <6> Получение синей карты позволяет высококвалифицированному специалисту въезжать и выезжать из Европейского союза, свободно перемещаться по его территории, осуществлять те же права, что и граждане ЕС, а по истечении 18 месяцев законного пребывания в стране предоставляется возможность работнику перевезти к себе свою семью и изменить место (страну) работы, а впоследствии даже претендовать на получение статуса постоянно проживающего лица.

Ярким примером может послужить одно из последних законодательных нововведений Австрии. До последнего времени регулирование труда мигрантов не из стран Евросоюза осуществлялось при помощи квотирования. Однако такая система не позволяла учитывать квалификацию мигрантов. В связи с этим был разработан документ, предусматривающий возможность выдачи «красно-бело-красной карты» — Rot-Weiss-Rot-Karte (далее — RWR-карта) <7>. ——————————— <7> URL: http://www. rot-weiss-rot. org/ [сайт].

RWR-карта была введена 1 июля 2011 г. Она дает право на пребывание и работу в Австрии и выдается в соответствии с системой баллов. Квалифицированные рабочие нуждаются минимум в 50 баллах, а наиболее высококвалифицированные специалисты — 70. Критерии для достижения нужного количества баллов — это профессиональная квалификация, опыт работы, уровень образования, владение немецким языком и возраст (каждый критерий соответствует определенному количеству баллов, критерии различаются в зависимости от группы, к которой отнесены заявители). Желающие иммигрировать в Австрию, если они соответствуют критериям RWR-карты, смогут жить и работать в Австрии. Возможность трудоустроиться получат также иностранные выпускники австрийских высших учебных заведений. Иммигранты делятся на следующие группы: 1. Высококвалифицированные специалисты. Лица, набравшие 70 из 100 баллов. Они могут не иметь конкретного предложения о работе в Австрии, для поиска работы им дается 6-месячная виза. 2. Квалифицированные работники в «редких профессиях». Здесь имеет место гибкое регулирование в зависимости от потребностей рынка труда. Визу для поиска работы они не получают, поэтому должны предварительно сами найти работодателя. Список профессий должен утверждаться Министерством труда и обновляться ежегодно. Первый список должен появиться в мае 2012 г. <8>. Минимальное количество набранных баллов — 50 из 75. ——————————— <8> URL: http://www. migration. gv. at [сайт].

3. Иные специалисты, которые не могут быть заменены специалистами, уже имеющимися в Австрии. Под эту категорию подпадают граждане третьих стран, к которым, кроме необходимости набрать 50 из 75 баллов, предъявляется требование о минимальном уровне заработной платы в Австрии в следующем размере (на 2012 г.): для лиц до 30 лет — 2115 евро в месяц брутто, для лиц старше 30 лет — 2538 евро в месяц <9>. ——————————— <9> См.: Там же.

4. Выпускники австрийских высших учебных заведений (окончившие магистратуру). Для выпускников — граждан третьих стран предусмотрена возможность остаться на полгода в Австрии после окончания обучения для поиска работы по специальности. Система баллов к ним не применяется, однако установлено требование о минимальной заработной плате в размере 1903,50 евро в месяц, а также о необходимости соответствия иным условиям, таким, как наличие места жительства, медицинской страховки, работа у конкретного работодателя в течение всего срока действия RWR-карты. Выпускники австрийских вузов из Болгарии и Румынии, желающие работать в Австрии, в случае соответствия условиям выдачи RWR-карты получают разрешение на работу с правом свободного выбора места жительства, но не работодателя. Для лиц, относящихся к первым двум группам, а также к иностранным выпускникам австрийских вузов «проверка рынка труда» (Arbeitsmarktprufung) на отсутствие соответствующих по квалификации местных работников не производится. Сроки оформления RWR-карты составляют от 3 до 6 месяцев. Первая карта выдается на один год, затем может продлеваться на один, три года и на пять лет. В первый год основной заявитель получает карту с привязкой к конкретному работодателю. Если сотрудник отработал по заявленной специальности минимум 10 месяцев в течение года, то получает так называемую Rot-Weib-Rot-Karte plus, дающую неограниченный доступ к рынку труда по всей Австрии. Кроме того, Rot-Weib-Rot-Karte plus могут получить иностранцы, въезжающие в страну по программе воссоединения семей при условии наличия у члена семьи, пребывающего в Австрии, RWR-карты или синей карты, или иностранцы — члены семьи лица, постоянно проживающего в Австрии. Таким образом, если сравнивать общеевропейскую синюю карту и австрийскую RWR-карту, то можно сделать вывод о том, что для выдачи синей карты предъявляются более трудновыполнимые условия, в частности, годовой доход должен составлять не менее 1,5-кратного размера среднегодового дохода по стране (а это не менее 3580 евро в месяц) плюс обязательная проверка рынка труда. То есть, скорее всего, эта программа в Австрии должного применения не найдет и наибольшей популярностью будет пользоваться именно RWR-карта. В настоящее время в Австрию каждый год иммигрируют 35 000 человек. Одна треть из них прибывает из стран, не являющихся членами ЕС. При подготовке нового регулирования планировалось, что по RWR-карте в страну будут прибывать примерно 8000 иммигрантов в год: 500 по первой категории, 2000 по второй, 2500 по третьей, 500 студентов из третьих стран, которым также облегчается доступ к рынку рабочей силы, и еще 2500 человек по программе воссоединения семей <10>. ——————————— <10> URL: http:// www. rabota. at/ ru/ rot — weiss — rot — card — будет — введена — в — австрии — в — июле — 2011-г [сайт].

Несмотря на прогнозы, по состоянию на 30 сентября 2011 г. в Австрии было выдано всего 255 RWR-карт. Большинство специалистов прибыло из Канады, США, Хорватии, России и Сербии. Однако политики — министр внутренних дел Йоханна Мики-Ляйтнер (Johanna Mikl-Leitner) и министр социального развития Рудольф Хундшторфер (Rudolf Hundstorfer) — не теряют оптимизма и верят в эффективность избранного правового регулирования <11>. ——————————— <11> N. Moser Keine Massen: 255 Rot-Weib-Rot-Cards // Deb Standart. 18.10.2011 (электронная версия) // URL: http:// derstandard. at/ 1318726080323/ Schluesselkraefte — Keine — Massen — 255- Rot — Weiss — Rot — Cards.

В Российской Федерации также происходят позитивные изменения законодательства, направленные на привлечение высококвалифицированных специалистов. Остановимся подробнее на этом вопросе. Сегодня в России, как и в большинстве стран Европы, происходят такие демографические процессы, как стремительное старение собственного населения и приток иностранной рабочей силы. До недавнего времени миграционная политика России была ориентирована в основном на препятствование нелегальной миграции. Изменения же, вносимые в законодательство в течение последних лет, свидетельствуют о том, что пристальное внимание уделяется не только количественным, но и качественным характеристикам миграционных потоков. Количественные рамки необходимых стране иностранных работников ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. Кроме определения общего количества необходимых для выдачи разрешений на работу, устанавливается также распределение по субъектам Российской Федерации квоты выдачи приглашений для осуществления трудовой деятельности. В соответствии со ст. 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранцах) <12> Правительство Российской Федерации определяет потребность в привлечении иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, то есть устанавливаются количественные нормы необходимых работников определенных специальностей. Так, в 2012 г., как и в предыдущем, потребность в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников составит 1 745 584 человека <13>, распределенных на 15 приоритетных профессионально-квалификационных групп. Из них более всего были необходимы рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах (531 320 чел.), неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей (419 624 чел.), а менее всего — продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды (7159 чел.). Если количество разрешений на работу по сравнению с предыдущим годом не изменилось, то количество приглашений на въезд, которые планируется выдать в 2012 г., сократилось почти на 39 тысяч. Соразмерно уменьшилась и потребность в отдельных категориях работников, за исключением таких групп, как водители и машинисты подвижного оборудования и неквалифицированные рабочие (увеличение на 12% и 8% соответственно). ——————————— <12> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7352. <13> Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 892 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2012 год» // СЗ РФ. 2011. N 46. Ст. 6515.

Качественные характеристики трудовых мигрантов определяются следующим образом. Во-первых, в Законе об иностранцах существует понятие «квалифицированный специалист». Основным критерием для отнесения иностранного работника к группе квалифицированных является соответствие его профессии (специальности, должности), указанной в Перечне профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), ежегодно утверждаемом приказом Минздравсоцразвития России (с 2011 г. этот Перечень включает 35 наименований, в основном это руководящие должности) <14>. На иностранных квалифицированных специалистов не распространяются квоты на выдачу разрешений на работу. ——————————— <14> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 января 2011 г. N 22н (в редакции Приказа от 25.05.2011 N 427Н) «Об утверждении Перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2011 год» // Российская газета. N 31. 2011.

Наряду с понятием «квалифицированный специалист» Закон об иностранцах содержит понятие «высококвалифицированный специалист», которое было введено в Закон 19 мая 2010 г. Согласно ст. 13.2 Закона об иностранцах, высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. В соответствии с изменениями, вступившими в силу с 15 февраля 2011 г., кроме общего критерия о размере заработной платы в размере двух и более миллионов рублей в год, высококвалифицированными специалистами являются также научные работники или преподаватели, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию высшими учебными заведениями, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами, при условии выплаты им заработной платы не менее 1 млн. руб. в год, а также иностранные граждане, участвующие в реализации проекта «Сколково», — без учета требования к размеру заработной платы. Следует отметить заявление директора Федеральной миграционной службы Российской Федерации К. О. Ромодановского <15>, в соответствии с которым профильные ведомства, в том числе и ФМС, прорабатывают механизмы привлечения высококвалифицированных специалистов при финансовой составляющей от 0,5 млн. до 1 млн. руб. Этот принцип может быть предусмотрен для тех, кто будет работать в технико-внедренческих зонах. По его словам, России не хватает инженеров, технологов, конструкторов, проектировщиков, то есть тех, «кто создает мостик между научной разработкой продукта и запуском его в промышленное производство». Представляется, что дифференциация в этом вопросе является обоснованной и будет иметь положительные результаты. ——————————— <15> Юдина Л. Концептуальный подход // Ваше право. Миграция. 2011. N 9 (электронная версия журнала) // URL: http:// migratsia. ru/ publ/ 2011_god/ 9_2011/ konceptualnyjpodkhod/ 39-1-0-164.

Согласно действующему законодательству, специальность, по которой трудится иностранный специалист, не имеет значения, за исключением следующих ограничений: не могут привлекаться к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов лица для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо религии. Кроме того, постановлениями Правительства Российской Федерации могут устанавливаться ограничения для привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов иностранных граждан, являющихся работниками организаций розничной торговли, для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей. Оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан работодатель осуществляет самостоятельно и несет соответствующие риски. Остановимся на особенностях статуса высококвалифицированных специалистов. Во-первых, на них не распространяются квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в страну в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Работодатель, который хочет принять на работу высококвалифицированного специалиста, не должен получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Иностранный специалист должен иметь разрешение на работу, но максимальный срок его действия составляет 3 года, а не 1, как это установлено для «обычных» иностранных работников. Срок действия разрешения на работу также может неоднократно продлеваться. Только высококвалифицированные специалисты могут получить разрешение на работу одновременно в нескольких регионах России, если в договорах с ними оговорено выполнение работы на территории двух и более субъектов РФ. Доходы высококвалифицированных специалистов (резидентов или нерезидентов) от осуществления трудовой деятельности облагаются налогом в размере 13% с первого дня пребывания (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации <16>), тогда как доходы других иностранных работников облагаются налогом 13%, начиная только со 183-го дня пребывания на территории Российской Федерации, а до этого налог составляет 30%. Интересным является тот факт, что, согласно разъяснениям Минфина <17>, доходы высококвалифицированных специалистов — нерезидентов РФ с двойным гражданством, одно из которых российское, облагаются по ставке 30%. В обоснование такого подхода в письме Минфина указано, что в связи с тем, что правовой институт осуществления трудовой деятельности высококвалифицированными специалистами, установленный Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусмотрен только в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства), он не применяется в отношении граждан Российской Федерации. Следовательно, положения абзаца четвертого п. 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются в отношении доходов граждан Российской Федерации. ——————————— <16> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в редакции ФЗ от 07.03.2011 N 23-ФЗ) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340. <17> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 июля 2010 г. N 03-04-06/0-160 // Документ официально опубликован не был. См.: СПС «Гарант».

Кроме того, последние изменения в Закон об иностранцах, регулирующие положение высококвалифицированных специалистов, касаются статуса членов их семей, которые также имеют преференции. Так, например, им выдаются многократные рабочие визы. Если они прибыли в страну в безвизовом порядке, то могут находиться в России в течение срока действия разрешения на работу, предоставленного высококвалифицированному специалисту. Члены его семьи вправе работать в России (при наличии соответствующего разрешения, оформленного без учета квоты), учиться и заниматься иной не запрещенной деятельностью. Работодатели могут заключать с ними трудовые договоры без разрешения на привлечение иностранных работников. Итак, судя по изменениям в законодательстве, и Австрия, и Россия демонстрируют заинтересованность в образованных и высококвалифицированных мигрантах. Но если в Австрии упор делается на квалификацию, опыт работы, уровень образования, возраст, а минимальный уровень заработной платы является определяющим для отдельных категорий иностранных работников, то в России ключевым для получения статуса высококвалифицированного специалиста является именно размер заработка. Представляется, что более эффективным и продуманным является уделение внимания именно квалификации приглашаемых работников, наличию высшего образования и опыту работы. Именно такой подход продемонстрирован в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства, подписанном в г. Рамбуйе 27 ноября 2009 г. и ратифицированном Россией Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 393-ФЗ <18>. ——————————— <18> Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 393-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства». Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

Понятие высококвалифицированного специалиста в этом Соглашении отличается от того, которое заложено в российском законодательстве. Если по Закону об иностранцах статус высококвалифицированного специалиста ставится в зависимость от заработка, то по Соглашению такие специалисты должны отвечать двум критериям из трех. Первый критерий — это наличие высшего образования, второй — опыт работы от пяти лет и более, третий — зарплата на уровне 3200 евро в месяц без учета налогов. То есть применительно к гражданам Франции далеко не всегда критерием оценки высокой квалификации работника будет являться размер его зарплаты. Можно, например, сочетать критерии наличия высшего образования и соответствующего опыта работы. Указанное соглашение наряду с высококвалифицированными специалистами создает преференции руководителям и сотрудникам филиалов и представительств, руководителям предприятий, а также сотрудникам группы компаний (холдингов). Среди преференций — отказ от применения трудовых квот, от оценки целесообразности привлечения и использования иностранных работников (ст. 5 Соглашения), возможность продления срока последующего пребывания для трудовых мигрантов на срок до 3 лет без выезда с территории принимающего государства (ст. 6), действительность разрешений на работу на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 12), освобождение от процедуры миграционного учета при перемещении по территории РФ на срок до 10 рабочих дней (ч. 2 ст. 12), возможность оформления членам семей работников годовых многократных виз с возможностью их продления в течение срока действия трудового договора (ч. 3 ст. 6). Вводятся условия для осуществления трудовой деятельности в упрощенном порядке и специалистами в возрасте от 18 до 30 лет — им бесплатно выдается многократная виза сроком действия до 1 года с возможностью последующего продления на срок заключенного трудового договора, но не более чем на 2 года с момента въезда (ч. 1 ст. 8). Кроме того, вводится новый вид визы «каникулы — работа», по которой лица в возрасте от 18 до 30 лет могут посетить страну для проведения каникул до 4 месяцев с возможностью осуществления трудовой деятельности и продления своего пребывания до года (ч. 2, 4 ст. 8). Количество таких виз ограничено 500 в год. Соглашение между Россией и Францией вступило в силу с 1 марта 2011 г. По данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации <19>, если сравнивать 2010 и 2011 гг., количество квалифицированных специалистов (высший технический топ-менеджмент) и высококвалифицированных специалистов (категория, которая по общему правилу получает 2 млн. и более рублей в год) в России увеличилось в два раза. В получении разрешений на работу квалифицированными специалистами на первый план вышли Китай и Украина, а высококвалифицированные специалисты — это в основном граждане Германии, Англии, Франции, США. Согласно статистическим данным ФМС, в 2011 г. в России было выдано 656 разрешений на работу для высококвалифицированных специалистов (из них 603 человека прибыли в визовом порядке), а в 2012 г. (по состоянию на 3 февраля) уже было выдано 153 разрешения <20>. ——————————— <19> Россия заинтересована в специалистах // Земляки. 2011. N 6 (электронная версия журнала) // URL: http:// zemliaki. info/ publ/ 2011_god/ 6_2011_god/ rossija_ zainteresovana_ v_ specialistakh/ 33-1-0-182. <20> URL: http:// www. fms. gov. ru/ about/ statistics/ data/ details/ 38297/.

Таким образом, практиками делается вывод об эффективности изменений, внесенных в Закон об иностранцах. Ориентированность миграционного законодательства на высококвалифицированных специалистов находит положительные оценки и в литературе. Ведь, как отмечает И. В. Ивахнюк, «в современном мире, где знания, научный прогресс становятся важнейшей самостоятельной производительной силой, привлечение интеллектуальных ресурсов из других стран может не просто обеспечить преимущество на пути социально-экономического развития, но изменить соотношение сил в глобализирующемся мире» <21>. ——————————— <21> Ивахнюк И. В. Указ. соч. С. 149.

——————————————————————