Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха творческих работников средств массовой информации
(Каримова Р. А.) («Российский юридический журнал», 2010, N 3)
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Р. А. КАРИМОВА
Каримова Регина Айратовна, старший юрист ООО «Оборонснабсбыт — Управление недвижимостью» (Екатеринбург).
Статья посвящена особенностям правового регулирования труда творческих работников средств массовой информации, в частности рабочего времени и времени отдыха. Отмечаются недостатки современного правового регулирования на уровне Трудового кодекса и подзаконных актов, вносятся предложения по модификации законодательства.
Ключевые слова: средства массовой информации, творческие работники, время отдыха, рабочее время.
Одной из тенденций современного трудового законодательства принято считать усиление дифференциации правового регулирования труда. Эта тенденция непосредственно проявляется, например, в том, что Трудовой кодекс РФ существенно расширил круг субъектов, чей труд подлежит специальному регулированию. Так, он впервые выделил в особую категорию трудящихся творческих работников, хотя и уделил им всего лишь по одному абзацу в нескольких статьях (ст. 94, 96, 113, 153, 157, 268, 351 <1>). При этом ни одна из указанных статей не устанавливает исчерпывающего перечня особенностей регулирования творческого труда. Более того, законодатель прямо допускает возможность расширения такого перечня за счет других нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов и даже трудовых договоров (ст. 351), что прямо противоречит ст. 252, которая, перечисляя источники правового регулирования, трудовые договоры не упоминает. ——————————— <1> Здесь и далее (при отсутствии специального указания) имеются в виду статьи ТК РФ.
Заметим также, что все статьи закона, непосредственно посвященные регулированию труда творческих работников (за исключением ст. 351), как и принятые в их развитие соответствующие положения коллективных договоров, локальных нормативных актов, трудовых договоров, распространяют свое действие не на все категории творческих работников, а только на те из них, чьи работы, профессии, должности отражены в соответствующих перечнях, утверждаемых Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время существует только один такой Перечень, он утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 252 <2> (далее — Перечень) и является закрытым. Это означает, что творческие работники, в нем не названные, лишаются права на учет специфики своего труда, независимо от существа выполняемых ими обязанностей, что представляется неправильным. ——————————— <2> Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле — и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации // Рос. газ. 2007. 15 мая. С. 20.
Наконец, следует отметить, что названные статьи ТК закрепляют особенности регулирования творческого труда в самом общем виде, а большинство из них, кроме того, носит отсылочный характер: для их реализации необходимо, чтобы соответствующие особенности нашли отражение в коллективных договорах, локальных нормативных актах, трудовых договорах. Проиллюстрируем данное утверждение на примере особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха творческих работников СМИ. В ст. 351 ТК как наиболее общей статье, посвященной регулированию творческого труда, законодатель приводит открытый перечень таких особенностей, относя к ним, в частности: продолжительность ежедневной работы (смены) (ч. 4 ст. 94); работу в ночное время (ч. 6 ст. 96); работу в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 4 ст. 113); перерывы технологического и (или) организационного характера (ч. 5 ст. 157). Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха творческих работников названы и в других статьях Кодекса, например в ст. 92, 117, 268. Так, ст. 117 предусматривает, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Его минимальная продолжительность и условия предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Правительство РФ в свою очередь делегировало функции по установлению конкретной продолжительности дополнительного отпуска и условий его предоставления Министерству здравоохранения и социального развития РФ <3>. ——————————— <3> Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» // СПС «КонсультантПлюс».
Поскольку соответствующий нормативный акт Министерством до сих пор не принят, продолжает действовать утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда (далее — Список), работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (ст. 423) <4>. Раздел XXXVI данного Списка устанавливает продолжительность дополнительных отпусков для следующих категорий творческих работников СМИ, названных в Перечне: ——————————— <4> Текст Постановления официально опубликован не был // СПС «Гарант». См. также: О порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день: письмо Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. N 861-7 // Информационный бюл. «Законодательные и нормативные документы в жилищно-коммунальном хозяйстве». 2003. N 12.
1) механик по обслуживанию кинотелевизионного оборудования — 6 рабочих дней; 2) механик по обслуживанию кинотелевизионного оборудования, оператор видеозаписи, непосредственно занятые эксплуатационно-техническим обслуживанием аппаратно-студийного комплекса, передвижных телевизионных станций радиоцентров (телецентров), — 12 рабочих дней; 3) диктор телевидения и диктор радиовещания центрального телевидения и центрального радиовещания комитетов советов министров союзных республик по телевидению и радиовещанию и в Ленинграде — 24 рабочих дня; 4) диктор телевидения и диктор радиовещания областных, окружных, краевых, АССР комитетов по телевидению и радиовещанию, редакций радиовещания и студий телевидения — 12 рабочих дней; 5) звукорежиссер на телевидении и радиовещании — 12 рабочих дней; 6) монтажер, ассистент, кинорежиссер, занятые на монтаже негатива и позитива, — 12 рабочих дней; 7) художник по написанию шрифта (шрифтовик) — 12 рабочих дней. Подчеркнем, что предусмотренная Списком продолжительность дополнительных отпусков является минимально обязательной, она может быть увеличена соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Кроме того, работодатель может расширить круг работников, на которых распространяются соответствующие льготы. Помимо дополнительного отпуска работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, устанавливается и сокращенная продолжительность рабочего времени: не более 36 ч в неделю в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 1 ст. 92). В связи с делегированием соответствующих функций Министерству здравоохранения и социального развития РФ, которое, как уже упоминалось, не реализовало предоставленные ему полномочия, по данному вопросу также продолжает применяться Список. При этом он устанавливает сокращенную продолжительность не недели, как предусматривает Кодекс, а рабочего дня, в том числе для ряда категорий творческих работников СМИ: 1) диктор телевидения и диктор радиовещания центрального телевидения и центрального радиовещания комитетов советов министров союзных республик по телевидению и радиовещанию и в Ленинграде — 6 ч; 2) диктор телевидения и диктор радиовещания областных, окружных, краевых, АССР комитетов по телевидению и радиовещанию, редакций радиовещания и студий телевидения — 6 ч; 3) звукорежиссер на телевидении и радиовещании — 6 ч. Такое регулирование, даже с учетом того, что в Списке названы отнюдь не все категории творческих работников СМИ, свидетельствует об ошибочности точки зрения, согласно которой нормальная продолжительность рабочего времени для них не может превышать 40 ч в неделю <5>. Она, как видим, должна быть меньше, по крайней мере для некоторых категорий творческих работников. Более того, работодатель вправе уменьшить установленную Списком сокращенную продолжительность рабочего времени, а также расширить круг работников с сокращенным рабочим днем. ——————————— <5> Шептулина Н. Н. Комментарий к ст. 94 ТК РФ // Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 4-е изд., испр., доп. и перераб. / Отв. ред. Ю. П. Орловский. М., 2007. С. 356.
Отметим, что предоставление названным категориям творческих работников СМИ дополнительных отпусков и установление для них сокращенной продолжительности рабочего дня призваны компенсировать повышенную напряженность их труда, поэтому такое регулирование можно оценивать только положительно. В то же время ясно, что Список устарел с точки зрения наименования должностей, нынешнего многообразия организационно-правовых форм работодателей. В нем не нашли отражения многие существующие в СМИ профессии и должности, несмотря на то что характерная для них деятельность не менее, а, возможно, даже более напряженная. Это касается, например, работников, выполняющих редакторские функции, комментаторов, обозревателей, звукооформителей и др. Для выявления этого обстоятельства достаточно просто сопоставить Список и Перечень творческих работников. В результате большая часть творческих работников СМИ лишена законодателем права на дополнительный отпуск и сокращенное рабочее время, что представляется несправедливым. Указанные льготы может распространить на них лишь работодатель по своему усмотрению. В связи с этим считаем целесообразным как можно скорее принять акт, предусматривающий порядок установления минимальной продолжительности дополнительного отпуска и условий его предоставления, а также сокращенной продолжительности рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в том числе для творческих работников СМИ. При этом очевидно, что список творческих работников в указанном Списке должен быть расширен, а наименования их должностей совпадать с наименованиями, содержащимися в Перечне. По общему правилу установление для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, сокращенной еженедельной продолжительности рабочего времени влечет за собой и ограничения максимальной продолжительности ежедневной работы (смены) (ч. 2 ст. 94). Что касается творческих работников СМИ, то одной из особенностей регулирования их труда является возможность установления продолжительности ежедневной работы (смены) коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ч. 4 ст. 94). При этом продолжительность ежедневной работы (смены) отдельных категорий творческих работников СМИ не может быть больше той, которая предусмотрена Списком как источником большей юридической силы (ст. 8, 9 Кодекса). Указанные максимальные ограничения будут применяться и в том случае, если продолжительность ежедневной работы (смены) таких творческих работников коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором не установлена. При определении же продолжительности ежедневной работы (смены) творческих работников СМИ, не названных в Списке, правоприменитель связан лишь положениями ст. 91, согласно которой нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю. Эта статья будет действовать и тогда, когда коллективный договор, локальный нормативный акт, трудовой договор не устанавливают продолжительность ежедневной работы (смены) для данных категорий творческих работников. Следующая особенность — возможность привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, который устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ч. 4 ст. 113). Это означает, что они могут привлекаться к такой работе независимо от их согласия (ч. 2 ст. 113) и наличия каких-либо чрезвычайных обстоятельств (ч. 3 ст. 113), если это допускает коллективный договор, локальный нормативный акт, трудовой договор. Иное регулирование не обеспечивало бы необходимую оперативность в деятельности творческих работников СМИ. Как видим, данная норма представляет собой исключение из общего правила (норму-изъятие) и позволяет снижать уровень защищенности творческих работников по сравнению с другими категориями трудящихся. В то же время коллективный договор, локальный нормативный акт, трудовой договор могут лишь продублировать общие нормы законодательства о порядке привлечения к подобной работе, т. е. сохранить существующий уровень защищенности творческих работников. Если же коллективный договор, локальный нормативный акт, трудовой договор не содержат каких-либо специальных норм на этот счет, то будут применяться общие положения ст. 113. В то же время именно закрепление в актах социального партнерства или локальных нормативных актах отличного от общего порядка привлечения творческих работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни способно обеспечить оперативное освещение происходящих в мире событий. Иначе говоря, законодатель создал для редакций СМИ условия, при которых они просто не могут не принять соответствующие акты и не отразить в них особый порядок привлечения творческих работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. В действительности же СМИ без каких-либо проблем привлекают своих творческих работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни и при отсутствии нужных положений в коллективном договоре, локальном нормативном акте, трудовом договоре, что очевидно противоречит закону. Еще одна особенность — регламентация работы в ночное время. Порядок такой работы может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ч. 6 ст. 96). Как видим, законодатель не обязывает редакции СМИ устанавливать его, а лишь наделяет их соответствующим правом, которым они могут и не воспользоваться <6>. В последнем случае будут применяться общие нормы трудового законодательства. Это обстоятельство дает основание рассматривать ч. 6 ст. 96 как классический пример нормы-альтернативы <7>. Именно поэтому в большинстве СМИ отсутствует какое-либо особое регулирование работы в ночное время. С формальной точки зрения такой подход является правильным, но он совершенно не учитывает специфику труда творческих работников СМИ. ——————————— <6> Как указано в одном из Комментариев к Трудовому кодексу РФ, «порядок работы в ночное время для творческих работников… может (но не должен. — Р. К.) отличаться от общих правил работы в ночное время» (Иванкина Т. В. Комментарий к ст. 96 ТК РФ // Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, Е. Б. Хохлов. 2-е изд., доп. М., 2007. С. 253). <7> См., например: Штивельберг Ф. Б. Понятие и способы дифференциации трудового права России // Трудовое право России: проблемы теории: Коллективная моногр. Екатеринбург, 2006. С. 65.
Сложности могут возникнуть в том случае, если работодатель все-таки реализует предоставленное ему право по установлению порядка работы в ночное время, поскольку содержание понятия «порядок работы» в Кодексе не раскрыто. Между тем существительное «порядок» имеет множество значений. Так, под ним может пониматься последовательный ход чего-нибудь <8>. В таком случае выражение «порядок работы в ночное время» означает лишь последовательность выполнения тех или иных трудовых обязанностей в период с 22 до 6 ч, которую ТК никак не регламентирует. Следовательно, в отношении творческих работников СМИ продолжат действовать общие правила ст. 96 Кодекса, в частности норма о сокращении на один час продолжительности работы в ночное время. Иначе говоря, соответствующие положения коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора будут выступать как нормы, дополняющие правила ст. 96. Такая точка зрения высказана, например, Н. Н. Шептулиной <9>, которая рассматривает ч. 1 — 5 ст. 96 Кодекса как нормы, устанавливающие требования к организации, но не к порядку работы в ночное время. ——————————— <8> Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М., 1984. С. 489. <9> Шептулина Н. Н. Указ. соч. С. 360.
Слово «порядок» также обозначает и режим чего-нибудь <10>. Если исходить из этого значения, то порядок работы — это режим работы, определенные правила. Следовательно, в данном случае нормы коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора могут выступить уже в роли изъятий из общих положений ст. 96, значит, эти общие положения могут и не применяться к творческим работникам СМИ. Такого мнения придерживается, в частности, Т. В. Иванкина <11>. ——————————— <10> Ожегов С. И. Указ. соч. С. 489. <11> Иванкина Т. В. Указ. соч. С. 253.
Ситуация усугубляется и тем, что сам законодатель не делает каких-либо оговорок о том, исключает или нет реализация предоставленного ч. 6 ст. 96 права применение к творческим работникам положений других частей этой статьи. В качестве особенности регулирования рабочего времени творческих работников СМИ можно также рассматривать возможность в исключение из общего правила направлять лиц в возрасте до 18 лет в служебные командировки, привлекать их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 268). Согласно ст. 351 такая особенность может устанавливаться трудовым договором. Между тем ст. 268 какой-либо отсылки к трудовому договору не содержит. Это означает, что указанная норма является правилом непосредственного действия и какой-либо дополнительный источник (в виде трудового договора) для ее применения не требуется. Иначе говоря, индивидуальное регулирование по данному вопросу в принципе невозможно, поскольку не предусмотрено. Сама же особенность представляет собой пример нормы-изъятия, которая в таком случае снижает уровень защищенности творческих работников по сравнению с общими положениями закона. Последняя названная в ТК особенность регулирования рабочего времени и времени отдыха творческих работников СМИ — это правило, закрепленное в ч. 5 ст. 157: если данные работники в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, то соответствующее время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Статья 351 Кодекса называет эти периоды перерывами технологического и (или) организационного характера. Они выражаются в том, что в силу определенной направленности печатного издания, передачи (теле — или радио-), специализации сотрудника какое-то непродолжительное время он может не участвовать в творческой деятельности, т. е. его работа приостанавливается. Приостановка работы может быть обусловлена и тем, что конкретный творческий работник уже выполнил работу (например, подготовил статью) и теперь наступил черед трудиться другим работникам (в частности, главному редактору). На мой взгляд, включение данной особенности в ст. 157 не совсем логично, поскольку в таком случае содержание статьи противоречит ее названию («Оплата времени простоя»). По всей видимости, целесообразнее было бы выделить эту особенность в отдельную статью Кодекса. Кроме того, ст. 157 не позволяет ответить на вопрос, чем же все-таки являются перерывы технологического и (или) организационного характера: рабочим временем (особенно если учитывать, что согласно ст. 91 к рабочему времени относится не только время непосредственно работы, но и иные периоды) или временем отдыха. Очевидно лишь, что указанные перерывы нельзя квалифицировать как специальные перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда, предоставляемые работникам на отдельных видах работ в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 109), поскольку специальные перерывы предоставляются работникам целенаправленно, а не возникают спонтанно, как перерывы технологического и (или) организационного характера. Отметим также, что законодатель не устанавливает каких-либо ограничений по их продолжительности. По всей видимости, данный вопрос должен решаться работниками и работодателями самостоятельно. Не рассматривая в исключение из общего правила ст. 72.2 Кодекса эти перерывы как простой, законодатель явно предоставляет творческим работникам своеобразную льготу. В то же время он непоследователен в ее реализации, поскольку вопрос о том, оплачивать ли данные перерывы и в каком размере, фактически отдан на откуп работодателю. При этом каких-либо стимулов к их оплате у работодателя нет. Это его право, но не обязанность. Таким образом, если коллективный договор, локальный нормативный акт, трудовой договор не предусматривают возможность оплаты данных перерывов и ее размеры (как это происходит в абсолютном большинстве случаев в действительности), то они оплачиваться не будут, при том что простоем не являются и, по всей видимости, относятся все-таки к рабочему времени. При этом согласно общим нормам ст. 157 время простоя оплачивается во всех случаях, за исключением простоя, вызванного действиями самих работников. Более того, гарантированные минимальные размеры оплаты времени простоя установлены в самом Кодексе, работодатель может их лишь повысить. С этой точки зрения льгота, предоставленная законодателем творческим работникам СМИ, превращается в нечто совершенно противоположное, поскольку они могут оказаться и практически всегда оказываются в реальности уравненными по своему положению с работниками, допускающими простой по своей вине. Все это свидетельствует о том, что законодателю вместо формулировки «может оплачиваться» необходимо использовать конструкцию «должно оплачиваться» и установить в Кодексе минимальные размеры такой оплаты, которые работодатель мог бы только повысить. Неким ориентиром в данном случае может послужить нормативно установленный минимум оплаты времени простоя. Иначе говоря, законодателю стоит перейти от использования нормы-альтернативы к норме-изъятию, улучшающей положение творческих работников СМИ по сравнению с общими правилами. Как видим, большинство названных особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха творческих работников СМИ лишь декларируются Кодексом, но не устанавливаются им. По мнению законодателя, данные особенности должны устанавливаться участниками трудовых отношений самостоятельно в коллективных договорах, локальных нормативных актах, трудовых договорах. Именно им, а не государству принадлежит право выбора предложенных вариантов поведения, что объясняет значительное число норм-альтернатив, содержащихся в законе. В этих условиях функция законодателя состоит лишь в том, чтобы создать правовую основу для развития системы социального партнерства <12>. Все это свидетельствует о смещении акцента с императивного способа регулирования трудовых отношений на диспозитивный <13>. ——————————— <12> Шептулина Н. Н. Указ. соч. С. 356. <13> Головина С. Ю. Кодификация трудового законодательства // Кодификация российского частного права / Под ред. Д. А. Медведева. М., 2008. С. 259.
В то же время очевидно, что существующего законодательного регулирования трудовой деятельности творческих работников явно недостаточно, поскольку реализация приведенных в ТК норм-альтернатив требует высокого уровня правовой сознательности со стороны как работодателей, так и работников. Современный же уровень сознательности сторон социального партнерства на практике приводит к полному игнорированию особенностей творческого труда.
——————————————————————