Особенности ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних
(Корягина С. А.) («Российский следователь», 2008, N 12)
ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
С. А. КОРЯГИНА
Корягина С. А., доцент кафедры уголовного права и криминологии Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук.
Проблема предупреждения девиантного поведения молодежи всегда вызывала повышенный интерес со стороны общества и государства и не потеряла своей актуальности и сегодня. Следует заметить, что об отклоняющемся поведении подростков пишется и говорится немало в настоящее время. Ведь не секрет, что подростки с девиантным поведением впоследствии могут стать профессиональными преступниками и совершать куда более тяжкие преступления. Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы девиантного поведения подростков, необходимо рассмотреть его понятийный аппарат, существующий в юридической литературе. Вообще, говоря о нарушении несовершеннолетними тех или иных социальных норм, в педагогической и психологической литературе часто употребляют в качестве близких по значению слов термины «асоциальное», «антисоциальное», «девиантное» и «делинквентное» поведение, что вносит некоторую неясность. Ученые полагают, что для ее преодоления целесообразно все социальное поведение делить на нормальное и девиантное (отклоняющееся от нормы). Отклонение от нормы при этом может быть как положительным (скажем, творческая одаренность), так и отрицательным. Отрицательное девиантное поведение, в свою очередь, может быть разделено на аморальное (человек совершает поступки, противоречащие нормам морали), противоправное, или делинквентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного), и преступное, или криминальное (когда человек преступает нормы уголовного законодательства) <1>. ——————————— <1> См.: Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997. С. 414.
Понятие делинквентности употребляется еще в одной классификации, существующей в психологии, согласно которой все отклоняющееся от нормы поведение относится к девиантному, а для поведения, нарушающего правовые нормы, специально используется термин «делинквентное поведение». Однако в настоящей статье речь пойдет именно о девиантном поведении несовершеннолетних. Это понятие также введено в правоприменительный оборот. Следует отметить, что девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой определенные санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, а также в виде уклонения от нравственного или эстетического контроля за собственным поведением. Это общее понятие лежит в основе исследований, осуществляемых различными отраслями знания. Кроме того, когда речь идет о тех или иных формах социального отклонения несовершеннолетних, их называют еще и группой риска. Представляется, что это связано с возрастной незрелостью несовершеннолетних, невозможностью полностью осознавать ими содеянное, свойствами личности и т. д. Психологические особенности возраста подростка заключаются в том, что он не может быть отвергнутым, изолированным долгое время от общения и он ищет группу, в которой был бы равным, среди тех, кто попал в такое же отвергнутое положение. Соответственно, чтобы самоутвердиться, молодым людям нужно объединиться. Определяя девиантные группы подростков, следует учитывать сферу общения несовершеннолетних, которые обычно ограничены семьей, бытом, досугом, проведением свободного времени и улицей. Проведенное ранее исследование позволило условно выделить следующие группы, которые в большинстве своем состоят из подростков с отклоняющимся поведением: школьные, уличные. Особенности уличных групп заключаются в том, что они собираются в пределах близко расположенных друг к другу жилых домов. Их нельзя назвать устойчивыми, состав все время изменяется, скорее всего, это спонтанные группы. Подростки в этих группах не учатся, бросили учебу или исключены из школы. Контроль за их поведением, по существу, отсутствует. В зависимости от ситуации они совершают различные правонарушения и преступления, но в основном с корыстной мотивацией, являющиеся в подавляющем большинстве случаев алкогольно-наркотически обусловленными. В школьных группах наблюдается разделение групп: старшеклассники (8 — 11-й классы) и учащиеся младших классов (как правило, 6 — 8-й классы). Среди последних почти не бывает девочек, но зато в группах старшеклассников они играют весьма активную роль. Чаще всего именно девочки «притягивают» к школьным группам лиц, исключенных из школы, других несовершеннолетних, ведущих антиобщественный образ жизни, и среди них немало тех, кому исполнилось 18 лет. Следует отметить, что число участников школьных групп постоянно изменяется. Школьные группы стараются действовать скрыто, т. е. максимально маскировать свое противоправное поведение. Подростки понимают, что контроль за ними все же осуществляется, с одной стороны, школой, с другой — родителями. Этими группами в зависимости от ситуации совершаются различные правонарушения, побои, в некоторых случаях имеет место применение сексуального насилия. И совершаются они, как правило, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Уличные и школьные группы состоят из тех, кто плохо учится или не учится вовсе, не работает, т. е. вообще ничем не занят. Эти группы сначала создаются как предпреступные, они постоянно втягиваются в пьянство и наркоманию, для многих из них характерны половая жизнь в раннем возрасте, сексуальные «увлечения» и проституция, а затем уже начинают совершать кражи, грабежи и другие преступления. Эти преступления являются результатом их предыдущего предпреступного поведения и соответственно сопровождаются более глубокими устоявшимися отрицательными привычками и формами поведения, влияющими на саму их личность. Из вышеизложенного видно, что каждая преступная группа несовершеннолетних отличается определенным типом отклоняющегося поведения. Соответственно, надо помнить, что предупреждать такой тип группового поведения необходимо на ранней стадии, т. е. когда существует возможность ее возникновения. Представляется, что основную роль в воздействии на девиантное поведение несовершеннолетних должны играть ранние меры предупреждения, которые включают: а) социальную защиту детства, обеспечение равных социальных возможностей для всех детей; б) воссоздание органов детской самодеятельности, аналогичных существовавшим ранее институтам октябрят, пионеров; в) принятие кардинальных мер по укреплению института семьи, внедрению здорового образа жизни, это предполагает введение нравственной цензуры, ограничение на развод при наличии детей в возрасте до 16 лет, борьбу с пьянством и наркоманией, введение запретов на рекламу пива и других слабоалкогольных напитков и т. д. Кроме этого, важным элементом в проблеме предупреждения отклоняющегося поведения молодежи является вопрос о выборе основного субъекта профилактики такой деятельности. Представляется, что для реализации данной программы необходимо взаимодействие действий между правоохранительными органами и общественными организациями. Координированная деятельность указанных органов по профилактике девиантного поведения детей является главной задачей ближайшего будущего и должна быть направлена не только на выявление и коррекцию отклоняющегося поведения подростков, но прежде всего на устранение его причин и условий. Планирование и разработку различных мероприятий социального контроля и предупреждения нужно осуществлять только на основе надежных исследований и периодически подвергать их контролю, оценке и корректировке.
——————————————————————