Гражданская правосубъектность организаций культуры

(Сидорова В.) («Культура: управление, экономика, право», 2007, N 2)

ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

В. СИДОРОВА

Сидорова В., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права СПбГУП, исполнительный директор НП «Правовое бюро «ФЭЛИКС» (г. Санкт-Петербург), кандидат юридических наук.

Гражданская правосубъектность организаций культуры подчиняется общим положениям правосубъектности юридического лица. Термин «юридическое лицо» подчеркивает особый характер организации как субъекта гражданско-правовых отношений. Цивилистической науке известно множество теорий юридического лица, в числе которых такие фундаментальные теории, как «теория фикции» Савиньи, «теория персонифицированной цели» Бринца, «органическая теория» Гирке и другие <1>. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Римское частное право» (под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— ——————————— <1> См.: Каминка А. И. Основы предпринимательского права. Петроград, 1917. С. 26 — 29; Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. 1994. С. 115 — 120; Brinz. Pandecten, 1873; Gierke. Deutsches Privatrecht, 1895.

В советской цивилистике выделялись три основные теории государственного юридического лица: теория коллектива, предложенная академиком А. В. Венедиктовым, «теория государства», разработанная С. И. Аскназием, и «теория директора», исследованная Ю. К. Толстым <2>. ——————————— <2> См.: Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. М. — Л., 1948; Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947; Грибанов В. П. Юридические лица. М., 1961; Толстой Ю. К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л., 1955.

Во второй половине XX в. в советской цивилистике получили известность «теория социальной реальности юридических лиц» (Д. М. Генкин и Б. Б. Черепахин), «теория социальных связей» (О. А. Красавчиков), «теория организации» (Б. И. Пугинский), «теория персонифицированного (целевого) имущества» (С. Н. Ландкоф, Е. А. Суханов) <3>. ——————————— <3> См.: Черепахин Б. Б. Волеобразование и волеизъявление юридических лиц // Правоведение. 1958. N 2; Красавчиков О. А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. N 1; Мусин В. А. Одночленные корпорации в буржуазном праве // Правоведение. 1981. N 4; Суханов Е. А. Правовые основы предпринимательства. М., 1993. С. 14 — 15.

Одновременное существование в цивилистической науке множества теорий юридического лица объясняется сложностью этого правового явления, но, несмотря на множество теорий, бесспорным в них является факт признания за юридическим лицом правосубъектности. Однако прежде чем перейти к рассмотрению вопроса правосубъектности, представляется необходимым более подробно остановиться на понятии юридического лица как правовой категории. В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету». Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и действует на основании учредительных документов: устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (п. 1 ст. 52 ГК РФ). Таким образом, на основании анализа ст. 48 ГК РФ можно сделать вывод, что юридическое лицо — это организация, которая: — обладает обособленным имуществом; — отвечает по своим обязательствам; — от своего имени приобретает гражданские права и несет обязанности; — от своего имени выступает в суде общей юрисдикции, арбитражном или третейском суде. Законодатель в Основах законодательства о культуре закрепляет право на создание юридических лиц (организаций, учреждений и предприятий) в области культуры без каких-либо ограничений, т. е. субъекты правоотношений в области культуры с правами юридического лица могут быть созданы в любой организационно-правовой форме, предусмотренной действующим гражданским законодательством. Необходимо отметить, что деятельность в сфере культуры может осуществляться не только посредством создания организаций (учреждений) культуры, наделенных правами юридического лица, но и путем формирования творческих коллективов, деятельность которых может регулироваться договором простого товарищества (договором о совместной деятельности). Однако объем правосубъектности творческих коллективов не входит в предмет настоящего исследования. Все организации (учреждения) культуры как субъекты правоотношений могут быть классифицированы в зависимости: — от цели деятельности и организационно-правовой формы; — от формы собственности; — от направленности основных видов деятельности. В зависимости от цели деятельности и организационно-правовой формы субъекты правоотношений в области культуры могут быть созданы в форме коммерческих и некоммерческих юридических лиц (ст. 49 ГК РФ). При этом согласно ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гл. 4 Гражданского кодекса РФ. К таким организационно-правовым формам относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Закрепленный в действующем законодательстве перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим, однако необходимо отметить, что наиболее часто субъект правоотношений в области культуры создается в организационно-правовой форме учреждения. В зависимости от формы собственности субъекты в области культуры могут быть созданы на основе государственной (муниципальной), частной и смешанной формы собственности. В зависимости от направленности основных видов деятельности все организации культуры и искусства объединяются в три группы: — организации исполнительских искусств (театры, концертные организации и залы, музыкальные коллективы, цирки); — библиотеки, музеи и другие учреждения музейного типа; — культурно-досуговые учреждения (дворцы, дома культуры, клубы, центры (дома) народного творчества, кинотеатры, парки культуры и отдыха, городские сады, дома ремесел, центры досуга и другие аналогичные организации). Кроме этого, в зависимости от уровня подчиненности и бюджетного финансирования в правоприменительной практике выделяются: — региональные и муниципальные учреждения исполнительского искусства, кинематографии (театры, музыкальные и танцевальные коллективы, концертные организации, концертные залы, цирки, организации кинематографии); — региональные и муниципальные библиотеки, музеи, зоопарки и другие учреждения музейного типа; — региональные и муниципальные культурно-досуговые учреждения (дворцы и дома культуры, клубы и центры (дома) народного творчества, парки культуры и отдыха, городские сады, центры досуга, дома ремесел и другие аналогичные учреждения, учреждения кинематографии (кинотеатры, кинопередвижки, киноустановки и другие организации кинематографии). Очевидно, что в гражданско-правовом обороте организации культуры чаще создаются в организационно-правовой форме учреждения. В правоприменительной практике организации в области культуры также чаще называют учреждениями культуры, если правоотношение не требует юридически формального указания на конкретную организационно-правовую форму организации культуры. С учетом этого обстоятельства в рамках настоящей работы представляет интерес более подробное выяснение правового статуса и объема правосубъектности учреждения культуры как некоммерческой организации. В действующем российском законодательстве имеется несколько правовых норм, раскрывающих юридическое понятие учреждения как субъекта права. Рассмотрим некоторые из них. Согласно ст. 120 ГК РФ: «1. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. 2. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. 3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами». Применительно к п. 1 ч. 2 ст. 120 ГК РФ представляет интерес информационное письмо ВАС РФ от 14 июля 1999 г. N 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения», которым до арбитражных судов были доведены следующие разработанные ВАС рекомендации: «Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им». Пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. С учетом изложенного арбитражным судам следует иметь в виду, что в случае недостаточности указанных денежных средств, взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете». В гражданско-правовом обороте контрагентам учреждения необходимо учитывать данные экономико-правовые условия. Статья 9 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» формально дублирует определение учреждения, закрепленное законодателем в ст. 120 ГК РФ. Являясь специальным законом, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» следующим образом определяет правовой статус учреждения как некоммерческой организации: «1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. 2. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. 3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами». Статья 161 Бюджетного кодекса РФ содержит следующее определение бюджетного учреждения: «1. Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. 2. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями. 3. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности… 6. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. 7. Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством. 8. Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 9. Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности». Системно-сравнительный анализ приведенных выше правовых норм и формальная юридическая логика позволяют предложить следующее понятие учреждения культуры как субъекта гражданского права (юридического лица): «Учреждением культуры признается некоммерческая организация, наделенная правами юридического лица, созданная собственником для осуществления социально-культурных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником». Учреждения культуры могут быть созданы в виде юридических лиц государственной (муниципальной) и частной формы собственности. Действующее гражданское законодательство не содержит каких-либо запретов на создание учреждений культуры смешанной (государственно-частной) формы собственности. Как отмечено выше, гражданская правосубъектность организаций культуры подчиняется общим положениям правосубъектности юридического лица. Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности. В теории права под субъектом права понимается лицо — участник общественных отношений (индивид, организация), которое по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого оно должно, во-первых, обладать внешней обособленностью, персонификацией и способностью вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю. И во-вторых, это лицо должно быть реально способным участвовать в правоотношениях, посредством приобретения свойств субъекта права в силу юридических норм. Именно юридические нормы являются обязательной основой выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права. В соответствии с юридическими нормами субъекты должны обладать способностью быть носителями юридических прав и обязанностей, т. е. обладать свойствами правосубъектности. Категории «субъект права» и «правосубъектность» по своему основному содержанию совпадают. Правосубъектность включает два основных структурных элемента: — способность обладания правами и несения обязанностей, или правоспособность; — способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей, или дееспособность. Правосубъектность является общественно-юридическим свойством, которое юридические нормы придают лицам в соответствии с требованиями экономического базиса и потребностями общественного развития. Правосубъектность является именно свойством лица (гражданина, юридического лица), т. е. таким его общественно-юридическим состоянием, которое неотъемлемо от лица. Различается правосубъектность: общая, отраслевая и специальная. Под общей правосубъектностью понимается способность лица в рамках конкретной политической и правовой системы быть субъектом права вообще. Отраслевая правосубъектность — это способность лица быть участником правоотношений той или иной отрасли права. В частности, различается правосубъектность: государственно-правовая, гражданская, трудовая, семейная, процессуальная и др. Специальная правосубъектность представляет собой способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках данной отрасли права. Например, в гражданских, т. е. частноправовых, отношениях в качестве субъектов могут выступать физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Основной отличительной особенностью гражданских (коммерческих, предпринимательских) правоотношений является то, что эти отношения строятся на началах признания юридического равенства участников. Специфические разновидности имеет специальная правосубъектность в отраслях публичного права, в которых действует принцип власти-подчинения. Здесь прежде всего необходимо различать: — активную правосубъектность, т. е. правосубъектность, которой наделяются субъекты власти (органы государственной власти и государственного управления); — пассивную правосубъектность, т. е. правосубъектность, которой наделены субъекты подчинения. Пассивная правосубъектность в публичных отношениях одинакова и равна для всех субъектов подчинения. Напротив, активная правосубъектность, именуемая компетенцией, неодинакова для различных органов власти и управления и, кроме того, всегда конкретизирована по содержанию. Особенность правосубъектности юридического лица заключается в том, что его правоспособность совпадает с дееспособностью и включает в себя способность иметь права и нести обязанности. Под правоспособностью юридического лица понимается возможность (способность) юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Объем правоспособности, основания ее возникновения, ограничения и прекращения регулируются ст. 49 ГК РФ. Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Правоспособность юридического лица может быть ограничена в случаях и порядке, предусмотренных законом. При этом решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 49 ГК РФ). Коммерческие организации, кроме унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять лицензируемые виды деятельности возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. п. 1, 3 ст. 49 ГК РФ). Следует различать юридические лица, обладающие общей и специальной правоспособностью. От вида правоспособности зависит объем принадлежащих юридическому лицу прав и принимаемых им обязанностей, необходимых для осуществления деятельности. Представляется необходимым также отметить, что «субъект права» — понятие более широкое, чем понятие «субъект правоотношения». Под субъектом права понимается лицо, которое обладает правосубъектностью и потенциально способно быть участником правоотношений вообще. Тогда как субъект правоотношений — это реальный участник конкретного правоотношения, соответственно публично-правового или частноправового <4>. ——————————— <4> См.: Алексеев С. С. Общая теория права. В двух томах. Т. II. М.: Юрид. лит., 1982. С. 138 — 145.

В гражданско-правовых (коммерческих) отношениях отраслевая правосубъектность учреждений культуры как юридических лиц отличается следующими особенностями: — согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества; — учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК РФ); — учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Следовательно, в случае недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

——————————————————————