О соотношении правовых и юридических объектов
(Нестеров А. В.)
(«Юрист», 2007, N 7)
О СООТНОШЕНИИ ПРАВОВЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
А. В. НЕСТЕРОВ
Нестеров А. В., профессор факультета права Высшей школы экономики, доктор юридических наук.
Любая наука выделяет в окружающей нас действительности объекты, свойства которых и изучает. Юридическая наука в качестве исходного объекта выбрала общественные отношения, однако она изучает особый вид свойств — правовые и/или юридические свойства. Таким образом, мы различаем особые объекты — правовые и/или юридические объекты, где под объектом понимается совокупность свойств. При этом свойство может иметь свойства, а стало быть, состоять из объекта (подобъекта). Объекты в изучаемой действительности не существуют, они представляют собой субъективно выбранные объективные свойства элементов действительности (ощущаемой части (универса) Вселенной). Где Вселенная самоочевидный термин, а универс Вселенной есть конечная часть Вселенной. Элемент универса Вселенной есть конечная часть данного универса. Таким образом, любые общественные явления как проявления действительности будем рассматривать в виде субъективно выбранного множества объективных правовых (юридических) свойств данных явлений.
Обычно в качестве такого множества свойств (объекта) рассматривают общественные отношения. Будем под отношениями понимать связи между элементами действительности, тогда общественные отношения есть связи между субъектами общества и/или государства, в том числе и по поводу природных объектов. Однако наличие связи еще не означает наличие взаимодействия в рамках данной связи. Точно так же наличие законной правовой связи (правоотношений) еще не означает юридического взаимодействия в рамках данной правовой связи. И наоборот, вполне могут осуществляться взаимодействия между субъектами с юридическими последствиями вне рамок законных правовых отношений. Легальные юридические взаимодействия между субъектами возможны только в рамках законных правовых связей.
Если мы рассматриваем правовые (юридические) свойства как правовой (юридический) объект, то тогда мы должны рассмотреть понятие «правовой (юридический) субъект». Обычно для обозначения правовых свойств субъекта используют термин «субъект права». Чем же отличается юридический субъект от субъекта права? Субъект права может быть или не быть юридическим субъектом, точно так же и юридический субъект может быть или не быть субъектом права.
Правовые свойства характеризуют правовые отношения субъектов права, которые потенциально или действительно могут привести к юридическим последствиям, а юридические свойства характеризуют юридические взаимодействия юридических субъектов, которые действительно могут иметь юридические последствия. Кроме того, возможны взаимодействия субъектов с природой, которые также приводят к юридическим последствиям. Взаимодействие как категория подразумевает возможность трех категорийных проекций: 1) вырожденного взаимодействия — воздействия, которое может быть направлено на самого субъекта (объект); 2) собственно взаимодействия между двумя и более субъектами (объектами); 3) неопределенного воздействия, которое направлено на неопределенное количество субъектов или объектов природной среды. Юридическое взаимодействие подразумевает поведение людей (действия (бездействие), принятие решения и т. п.), которые действительно могут приводить к правовым и/или юридическим последствиям.
В этой связи под правом как категорией (правовым свойством) будем понимать свойство общественных отношений, присущее субъектам права (субъектам данных отношений), размер (интенсивность, значение) которого определяет уровень справедливости баланса правомочий (прав, обязанностей и ответственности) государства, общества (сообщества) и отдельных граждан.
В отличие от правового свойства, юридическое свойство присуще юридическому объекту, под которым будем понимать юридическое взаимодействие субъектов в рамках некоторых правовых отношений. Юридическое свойство характеризуется размером, величина которого определяет действительный баланс правомочий между субъектами юридических взаимодействий. Юридический объект может быть представлен совокупностью юридических свойств, а юридическое взаимодействие может быть представлено как различные юридические объекты разными субъектами права. Представление юридического взаимодействия как единого юридического объекта возможно в рамках одного правового объекта, т. е. в рамках единого правового отношения.
Среди субъектов права можно выделить граждан и их объединения, власть и суды. Поэтому можно классифицировать правовые явления (юридические взаимодействия) на юридически значимые между гражданами и их объединениями, собственно юридические между гражданами (их объединениями) и органами (организациями) власти, юрисдикционные между гражданами (их объединениями), органами (организациями) власти и судебными органами. Сами же правовые отношения всегда подразумевают тройственные отношения, т. к. юридические взаимодействия всегда возникают в правовом поле, в котором присутствуют все три типа субъектов права.
Позитивное право обычно определяется как право, которое действует в настоящий момент и выражается в установленных и признаваемых государством нормах. Последнее положение подразумевает наличие локальных (саморегулируемых, корпоративных) нормативных правовых актов, которые устанавливают локальные нормы, не противоречащие нормативным правовым актам.
Таким образом, право как таковое представляет собой систему правовых свойств общественных отношений, возникших из правовых традиций, норм, установленных и признаваемых государством, определяющих правовой статус субъектов права. В этой связи правовые отношения есть общественные отношения, обладающие правовым свойством, которые представляют собой правовую связь между субъектами права, определяющую меру должного и возможного поведения.
Кроме правовых свойств в общественных отношениях выделяют моральные и собственно общественные свойства, которые проявляются в виде свобод граждан (субъектов воли) и выражаются в свободе выбора действий в соответствии с действующими моральными и общественными ценностями (нормами) и интересами других субъектов. В этом смысле свобода субъекта в обществе и государстве ограничена правовыми и моральными нормами, а также интересами других субъектов. По мнению некоторых известных ученых, свобода воли человека как такового не ограничена ни общественными (государственными) рамками, ни его разумом. К счастью, на наш взгляд, существуют духовные, природные (ресурсные) и эстетические ограничения, которые, возможно, остановят человека от катастрофического поступка (суслик не может любоваться зернышком и размышлять о вечном).
С категорийной точки зрения право как категорию можно разложить на три категорийные проекции: правовое поле в виде правоотношений, реализуемых правовыми связями между элементами правового поля, сами элементы правового поля как элементарные носители правовых свойств и правовые (юридические) взаимодействия между данными элементами. Таким образом, право как категория представляет собой триединую совокупность вышеприведенных основных категорий. В качестве правового объекта правовой действительности могут выступать либо правовые свойства элемента (субъекта права), либо правовые свойства правового (юридического) взаимодействия, либо свойства правового поля (правоотношения), либо правовые свойства их сочетаний.
Любые взаимодействия могут выстраиваться в виде деятельности, однако деятельность еще не есть совокупность действий. Деятельность подразумевает ее организацию, и поэтому юридическая деятельность также требует наличия специального инструментария, с помощью которого она организовывается.
В этой связи можно выделить правовую деятельность, объектами которой являются правовые объекты, и юридическую деятельность, объектами которой являются юридические объекты. Юридическую деятельность можно разделить на три вида: собственно юридическая деятельность, субъектами которой являются органы власти, местного самоуправления и частные юридические субъекты; юридически значимая деятельность, субъектами которой являются частные юридические субъекты, и юрисдикционная деятельность.
Обычно при классификации правовой сферы, в которой действуют субъекты, ее классификацию осуществляют по виду субъекта. Однако правомочия субъектам присваиваются, поэтому лучше классифицировать на основании категорийной объемной классификации, в которой выделим три основания классификации: вид деятельности, направление деятельности и характер воздействия. В качестве характера воздействия выберем три категории: правоустанавливающие, правонаделяющие и регламентирующие воздействия. Под правонаделением подразумевается присвоение полномочий конкретному юридическому субъекту, а правоустановление подразумевает установление правомочий, т. е. не только субъективных прав, но и обязанностей и ответственности у правового субъекта. По направлению деятельности можно выделить три основные правовые категории: правофиксирующая сфера, сфера правореализации и сфера правоприменения. В свою очередь, категорию — сферу правореализации можно разложить на три правовых категории: правособлюдения, правоисполнения и правоиспользования. Далее категорию правоприменения можно разложить на три правовые категории: правоохраны, правозащиты и правообеспечения. Так как три основных классификационных основания в классификации расположены ортогонально, то классификационная схема представляет собой объем, в котором каждый классификационный элемент может иметь три основных классификационных разряда. Естественно, данный элемент можно классифицировать и дальше, используя данный метод.
Саму же категорию «правовая (юридическая) деятельность» по ее сущности можно классифицировать как правовую (юридическую) категорию, определяющую волевые, политические и управленческие решения (действия), имеющие правовое (юридическое) значение.
Данные решения, как правило, закрепляются с помощью правовых (юридических) документов. Данные документы обычно представлены на вещественных носителях, на которых размещена правовая (юридическая) информация. Однако в качестве носителей такой информации выступают и материальные процессы, в частности в виде электронных документов.
Кроме того, для представления такой информации используют юридические взаимодействия, основанные на прямом физическом взаимодействии (факт дарения без оформления) или на информационном взаимодействии (жест регулировщика на дороге) либо на косвенном информационном взаимодействии в конклюдентной форме, например в виде дорожного знака.
Однако самой распространенной формой представления правовой (юридической) информации является документальная форма, поэтому рассмотрим соотношение понятий правового документа и юридического документа.
Документ, отображающий правовые свойства некоторых отношений между субъектами, считается правовым и порождающим правовые последствия. Правовой документ создает возможность возникновения, изменения и прекращения определенных правовых отношений. Однако субъект, имеющий способность породить данные правоотношения и который обладает данным документом, может не воспользоваться такой возможностью.
Если же субъект воспользовался данной возможностью и совершил какую-либо юридическую операцию (принял решение, совершил действие или воздержался от него), то фиксация данной операции осуществляется в юридическом документе. В юридическом документе также фиксируются поступки (действия без намерения получить желаемый результат) и события, не зависящие от субъектов.
Акт рассматривают как документ и как действие. Юридический акт как действие подразумевает совершение преднамеренного действия с целью порождения правовых или юридических последствий. Продукт юридического действия (взаимодействия) или события представляет собой факт (фактическое действие или фактическое событие) и может быть отображен в виде отображения, которое представляет собой юридический факт.
Акт как документ представляет собой преднамеренное отображение некоторого фрагмента действительности, который издается организацией, ее должностным лицом либо по ее поручению, в пределах их компетенции и составляется в предусмотренном порядке. Кроме того, он порождает определенные правовые и юридические последствия.
Таким образом, юридический документ — это документ, содержание (предмет) которого отображает юридические свойства юридического объекта и порождает какие-либо (правовые) юридические последствия.
Правовой документ — это документ, в котором отображены правовые свойства правового объекта, в частности, решения субъекта права, которые порождают правовые последствия либо могут быть правовым основанием для принятия решения, имеющего правовые или юридические последствия либо повлекшего за собой правовые или юридические последствия.
Фиксирующий акт — это документ, в котором отображается и оформляется фактический объект в виде юридического факта.
Обычно операции документирования состоят из следующих операций: действий по фиксации, могущих иметь юридическое значение, действий по фиксации принятия юридического решения, имеющего юридические последствия, и действий по фиксации принятия правового решения, которое может быть основанием для принятия решения, имеющего правовые или юридические последствия. Таким образом, данные операции имеют действительные, возможные или потенциальные последствия.
В связи с тем что в юриспруденции существуют термины «бакалавр», «специалист» и «магистр», а также «адъюнкт (аспирант)» и «ученый», кратко остановимся на соотношении данных терминов. Если исходить из уровня компетентности (отличной от компетенции), то для практической работы на должности юриста достаточно квалификации бакалавра юриспруденции (четыре года обучения) и специалиста-юриста (пять лет обучения). На наш взгляд, компетентность бакалавра юриспруденции должна соответствовать уровню практика-юриста для решения практических юридических задач (уровень эксплуатации готовых юридических конструкций). Компетентность специалиста-юриста должна соответствовать уровню юриста-практика для решения юридических проблем (уровень, дающий возможность формализовать юридические проблемы, т. е. строить правовые и юридические модели-конструкции, позволяющие переводить юридические проблемы в разряд юридических задач). Квалификация магистра юриспруденции (шесть лет обучения) должна соответствовать требованиям, предъявляемым к исследователю-юристу, поэтому он должен уметь проводить практические правовые (юридические) исследования, в частности разрабатывать новые правовые (юридические) конструкции. Адъюнктура должна развить исследовательские правовые и юридические приемы адъюнкта, а юрист, претендующий на научную степень по юридическим наукам, должен продемонстрировать знание научного инструментария для исследования правовых и юридических объектов.
Практик-юрист, как правило, в своей деятельности решает юридические задачи и проблемы, связанные с правомочиями конкретных граждан и организаций в конкретных жизненных или деловых ситуациях. В отличие от практика-юриста, ученый-юрист исследует правомочия субъекта права вообще, в том числе и отдельного субъекта, в жизненных и деловых ситуациях определенного типа, а также и в отдельных ситуациях.
Все юристы в своей деятельности продуцируют юридический продукт, который как категория может быть представлен тремя основными категорийными проекциями: юридический результат (то, что обладает юридическим значением), юридический процесс (юридически значимый, собственно юридический и юрисдикционный) и элементы правовой среды. В отличие от юридических продуктов практиков-юристов, юридические продукты ученых-юристов представляют собой новые правовые (юридические) средства, методы и знания.
В рамках юридических наук изучаются правовые и юридические свойства (структурные и функциональные свойства правовых и юридических объектов, а также свойства их состава), на основе которых путем обобщения структурных юридических свойств создаются определения юридических терминов, а на основе функциональных юридических свойств создаются юридические понятия. Дальнейшее их формально-логическое обобщение позволяет строить правовые (юридические) конструкции (совокупность структурных свойств и свойств состава) и правовые (юридические) институты, на основе которых создаются юридические учения, которые, в свою очередь, составляют юридическую науку.
Как любая наука, юридическая наука определяет некоторые правовые (юридические) идеалы, на которые должны ориентироваться практики-юристы и предоставлять новые юридические продукты, в том числе в виде научно обоснованных рекомендаций и научно обоснованных прогнозов, в частности в виде юридически значимых последствий принятия некоторого правового акта.
Естественно, что в статье невозможно рассмотреть все вопросы правовых и юридических объектов, однако остался еще один важный вопрос, о котором нельзя не сказать. Это интерпретация правовых актов, т. к. данный вопрос относится к правовой среде, о которой мы практически ничего не говорили. Отношение субъектов права и юридических субъектов к правовой среде, в которой они действуют, во многом определяет как саму правовую действительность, так и отношение данных субъектов к требованиям, сформулированным в правовых нормах, как к правовым институтам. При этом, на наш взгляд, любые субъекты имеют право на понимание справедливости и толкование права, а не только законодательно определенные субъекты. В конечном итоге правосознание граждан в основном определяет правовую действительность. Таким образом, можно отметить третью категорию — институциональную: отношение людей к правовым отношениям и юридическим взаимодействиям.
——————————————————————