Музейные ценности надо охранять

(Фатыхов М.)

(«Законность», 2007, N 10)

МУЗЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ НАДО ОХРАНЯТЬ

М. ФАТЫХОВ

М. Фатыхов, начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Татарстан.

В последнее время на территории России были отмечены случаи хищения музейных предметов, входящих в Музейный фонд Российской Федерации, а также пожаров в ряде музеев, которые стали возможными в результате отсутствия должного учета и контроля за сохранностью музейных предметов и музейных коллекций, ненадлежащего обеспечения условий хранения со стороны ответственных лиц музеев и неэффективной работы контролирующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В связи с этим прокуратурой Республики Татарстан прокурорам городов и районов было дано поручение проверить состояние законности при организации музейного дела в Республике на подведомственных территориях.

По результатам проверок были возбуждены административные производства в отношении отдельных должностных лиц музеев за необеспечение пожарной безопасности во вверенных им зданиях, ряд руководителей и ответственных за сохранность музейных предметов работников привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с работы (при установлении факта пропажи музейных предметов).

Обобщив материалы проверок, прокуратура направила представление в Министерство культуры Республики Татарстан, в котором, в частности, потребовала активизировать работу по проведению инвентаризации музейных предметов и музейных коллекций, привлечь к ответственности работников музеев, не выполняющих должным образом возложенные на них обязанности.

Одновременно был проинформирован Президент Татарстана о состоянии музейного дела в Республике, что придало дополнительный импульс активизации проведения проверок состояния как самих музеев, так и музейных экспонатов.

В представлении указывалось, что не все музеи имеют уставы, не у всех музеев имущество находится в оперативном управлении, как того требует ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»; не везде ведется надлежащий учет музейных предметов и музейных коллекций, чем нарушаются требования ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; есть серьезные недостатки и упущения в организации сохранности и в обеспечении условий хранения музейных предметов и музейных коллекций, что создает благоприятную среду для совершения хищений музейных предметов.

Проверки наличия учета музейных предметов и музейных коллекций на местах показали, что не во всех музеях Республики ведется учет в главной инвентарной книге (книге поступлений). Не составляются акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование, акты их списания (в случае исключения из состава фонда).

Например, грубые нарушения требований ст. 28 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», положений ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. N 179, выявлены при проверке прокуратурой Алькеевского района музея народного поэта Чувашии П. П. Хузангая и музея им. С. М. Лисенкова. Учет музейных предметов и музейных коллекций в музее им. С. М. Лисенкова в установленном законодательством порядке не велся, соответствующая экспертиза по обоснованию отнесения тех или иных предметов к объектам культурного наследия не проводилась.

После проверки прокуратуры и выезда экспертной комиссии министерства выявленные нарушения устранены.

Отсутствие надлежащего учета и отчетности, слабая организация сохранности музейных предметов и музейных коллекций в этих и других музеях Республики создают благоприятную среду для хищений музейных предметов и музейных коллекций.

В одних случаях похищенные из музея предметы возвращались частично, в других — были безвозвратно утеряны. При этом как руководители музеев, откуда были похищены музейные предметы, так и сотрудники контролирующих органов нередко самоустранялись от выполнения возложенных на них обязанностей по работе с информацией о похищенных и пропавших музейных предметах.

Так, кражи были совершены из музея им. Сибгата Хакима (Атнинский район); из Лениногорского краеведческого музея; из хранилища музея народного творчества и этнографии (Зеленодольский район). По всем фактам хищений после проверок были возбуждены уголовные дела.

Серьезные нарушения выявлены в организации и обеспечении пожарной безопасности в музеях.

По данным ФГУП «Охрана» МВД России по РТ и Управления вневедомственной охраны МВД РТ в 2006 г. в ходе проверок музеев Республики выявлены многочисленные недостатки в технической укрепленности, организации охраны, оснащенности средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации.

В отношении должностных лиц музеев, не принявших мер к технической укрепленности музеев, районными прокуратурами возбуждены административные производства.

Следует отметить, что на представление прокуратуры Республики Министерство культуры Татарстана отреагировало оперативно и в полном объеме.

Представление рассмотрено на расширенном совещании Министерства с участием представителя прокуратуры РТ, на котором было отмечено, что указанные в представлении недостатки и упущения в организации музейного дела имели место. Отмечено, что представление прокуратуры РТ придало импульс для активизации деятельности по упорядочению музейного дела в Республике, позволило своевременно принять меры по обновлению и направлению во все музеи нормативного материала, проведению в них систематических проверок.

Министерством культуры организована сверка музейных предметов и музейных коллекций во всех музеях Республики. В этих целях образована экспертная комиссия Министерства по проверке 1634 музеев; охвачены учетом 80,1 млн. музейных предметов; 7264 строения, в которых размещены музеи, общей площадью 1,8 млн. кв. м. Разработаны методические указания по организации комплексной проверки сохранности музейных предметов, программа проведения проверки, утвержден регламент работы экспертных комиссий.

Однако уже сейчас очевидны отдельные проблемы в организации музейного дела в России, которые необходимо решить в комплексе и на федеральном уровне.

Назрела острая необходимость введения системы учета и контроля культурных ценностей в РФ, закрепленной в законе.

Причем учет музейных предметов и музейных коллекций должен осуществляться с использованием учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и другие показатели.

Остро стоит проблема подготовки кадров музейных работников, в частности хранителей музейных предметов и музейных коллекций, поскольку именно в их руках и на их попечении и ответственности находятся музейные раритеты. В этой связи возникает не только вопрос квалифицированной подготовки кадрового состава музейных работников, но и вопрос нравственно-этический: хранителями музейных ценностей могут быть только искренне преданные делу люди, с чистой совестью и незапятнанной репутацией. Раритеты, отданные в «грязные руки», обречены, в лучшем случае, на безвестность.

С наличием проблемы в сфере подготовки квалифицированных музейных работников столкнулись прокуроры ряда районов. Так, в ходе проверки (с привлечением специалистов) сохранности музейных предметов и музейных коллекций в Иске-Казанском государственном историко-культурном и природном музее-заповеднике были выявлены безномерные неучтенные монеты в количестве 8905 штук из белого металла (серебро, дирхемы золотоордынского времени), которые хранились у одного из музейных работников и не были переданы им в музей. В результате выяснения их происхождения оказалось, что они представляют собой часть самого крупного известного науке клада золотоордынских серебряных монет — Каратунского.

В настоящее время инвентаризация музейных предметов и музейных коллекций в Республике продолжается.

В связи с актуальностью поднимаемых в обществе вопросов, связанных с сохранением культурного наследия народов Российской Федерации, обеспечением доступности ознакомления с культурными ценностями, прокуратура Республики Татарстан в тесном взаимодействии с Министерством культуры намерена продолжить начатую работу. В этих целях городским и районным прокурорам направлено информационное письмо, в котором предложено добиться не только полного устранения выявленных в ходе проверок нарушений закона, но и в своей дальнейшей работе уделять постоянное внимание вопросам сохранности музейных предметов и музейных коллекций на подведомственных территориях.

——————————————————————