Из практики прокурорского надзора по уголовным делам
(Редакционный материал)
(«Законность», 1998, N 5)
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
Прокурор войсковой части превысил полномочия по опротестованию определения суда.
Постановлением судьи Пензенского областного суда от 10 января 1997 г. уголовное дело по обвинению Черникова, Рагожкина и Великанова в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 117 УК РСФСР, направлено прокурору войсковой части 9350 для дополнительного расследования.
Прокурор войсковой части принес на это постановление частный протест. Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 июля 1997 г. уголовное дело в отношении Черникова, Рагожкина и Великанова снято с кассационного рассмотрения и направлено в Пензенский областной суд, а частный протест возвращен прокурору войсковой части 9350.
Заместитель Генерального прокурора РФ принес протест в Президиум Верховного Суда РФ, в котором поставлен вопрос об отмене определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и направлении дела на новое судебное рассмотрение.
По делу установлено, что судебная коллегия Верховного Суда РФ, снимая уголовное дело в отношении Черникова и других с кассационного рассмотрения, указала, что Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г. прокуроры войсковых частей на кассационное опротестование судебных решений областного суда по делам, в которых они не принимали участия, не уполномочены, а согласно приказу Генерального прокурора РФ N 24 от 9 апреля 1996 г. «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» прокуроры войсковых частей в кассационном порядке опротестовывают незаконные приговоры, решения, определения и постановления лишь по тем делам, в рассмотрении которых они принимали участие.
В протесте ставится вопрос об отмене определения судебной коллегии по тем основаниям, что коллегия ошибочно пришла к выводу об утрате прокурорами войсковых частей компетенции областных прокуроров, а потому прокурор войсковой части имеет право на кассационное опротестование решения областного суда.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.
Статья 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 июня 1979 г. «О судах, прокуратуре, адвокатуре, нотариате и органах внутренних дел, действующих на особо режимных объектах» прямо предоставляет прокурорам войсковых частей полномочия областных прокуроров в части, касающейся продления сроков следствия и содержания под стражей, а также опротестования в кассационном порядке приговоров, решений, определений и постановлений судов, осуществляющих судебную власть на указанных объектах.
В связи с принятием постановления Верховного Совета Российской Федерации от 8 июля 1992 г. «О порядке судопроизводства по гражданским и уголовным делам, возникающим на особо режимных объектах и в особо режимных войсковых частях» названный Указ утратил силу только в части особенностей образования и деятельности судов, нотариата и коллегий адвокатов на особо режимных объектах. В отношении органов прокуратуры и внутренних дел Указ на территории Российской Федерации продолжает действовать.
Приказом Генерального прокурора России N 35 от 8 июля 1994 г. прокуроры войсковых частей, осуществляющие надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в особо режимных военно-строительных и воинских частях, наделены правами прокуроров областей. Этот приказ не отменен.
Ссылка в определении судебной коллегии на приказ Генерального прокурора России N 24 от 9 апреля 1996 г. необоснована, так как на стадии назначения уголовного дела к слушанию ни территориальный, ни специализированный прокурор участия не принимают, в связи с чем положения этого приказа при разрешении данного дела применению не подлежали.
Президиум Верховного Суда РФ протест оставил без удовлетворения по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 18 октября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.
Однако такие полномочия Генерального прокурора не распространяются на изменение процессуальной компетенции прокуроров при рассмотрении уголовных дел в судах первой, кассационной и надзорных инстанций, так как процессуальная компетенция прокуроров при этом определяется требованиями уголовно-процессуального закона.
Прокуроры войсковых частей наделялись правами прокуроров областей при судебном рассмотрении уголовных дел применительно к деятельности постоянных сессий областных судов, однако они были упразднены постановлением Верховного Совета РФ от 8 июля 1992 г. «О порядке судопроизводства по гражданским и уголовным делам, возникающим на особо режимных объектах и в особо режимных войсковых частях».
Кроме того, согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации N 24 от 9 апреля 1996 г. «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» прокуроры войсковых частей поддерживают государственное обвинение соответственно в военных и территориальных судах по делам, за расследованием по которым они осуществляли надзор, участвуют в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, в кассационном порядке опротестовывают незаконные приговоры, решения, определения и постановления лишь по тем делам, в рассмотрении которых они принимали участие. По другим делам протесты приносятся территориальными либо военными прокурорами. Ими же опротестовываются судебные постановления, вступившие в законную силу.
Судьей областного суда при разрешении вопроса о назначении судебного заседания по этому делу было принято решение о возвращении дела для дополнительного расследования, прокурор ходатайства по делу не заявлял и судьей для дачи объяснений не вызывался. В связи с этим прокурору войсковой части надлежало обратиться к прокурору области для решения вопроса о принесении частного протеста по делу.
Президиум находит, что при таких обстоятельствах судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ обоснованно сняла дело с кассационного рассмотрения и возвратила частный протест прокурору войсковой части, так как на внесение протеста он не уполномочен.
——————————————————————