Защита гражданских прав в административном порядке
(Громыко А., Фирдман А.)
(«Законность», N 1, 1999)
ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ
А. ГРОМЫКО, А. ФИРДМАН
А. Громыко, помощник прокурора Новосибирской области по организационным вопросам и контролю исполнения.
А. Фирдман, старший помощник прокурора Кировского района г. Новосибирска.
При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурорам нередко приходится опротестовывать незаконные акты органов управления коммерческих и некоммерческих организаций, нарушающие права граждан, а также вносить в эти органы представления об устранении нарушений гражданских прав. Подобных примеров много и в Новосибирской области. Так, в 1994 — 1995 гг., до принятия Федерального закона «Об акционерных обществах», прокурор Кировского района приносил протесты в АОЗТ «Сибтехмонтаж», АОЗТ «ЗКПД-6», АОЗТ «ЗЖБИ-1», АОЗТ «Востокспецавтоматика» и ряд других юридических лиц, чьи уставы содержали противозаконные положения, позволяющие по различным основаниям исключать акционеров из общества. В 1997 — 1998 гг. принесены протесты в ТОО «Спецстроймеханизация», ООО «Магнум» — всего в семь коммерческих организаций, поскольку в их уставах, в нарушение ГК РФ и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», также были положения, закрепляющие внесудебный порядок исключения участника из общества. По итогам различных проверок в прошлом году вносились представления об устранении таких нарушений прав акционеров, как неосновательный отказ от внесения записи в реестр акционеров, невыплата объявленных дивидендов.
Руководители коммерческих организаций высказывали сомнения по поводу правомерности применения таких мер прокурорского реагирования, как протесты и представления, по поводу нарушений в сфере гражданско — правовых отношений. Эта позиция, которую, безусловно, следует оценивать в общем ключе непрекращающихся попыток по сокращению надзорных полномочий прокуратуры, обосновывается следующими рассуждениями.
ГК РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» принадлежат к числу основных нормативно — правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения. Однако ни в одном из них, в отличие, скажем, от Закона РСФСР «О милиции», Федерального закона «О судебных приставах», не закреплено впрямую, что надзор за исполнением этих актов осуществляют органы прокуратуры. Поэтому делается ошибочный вывод, что поскольку в силу ст. 3 ГК РФ гражданские правоотношения регулируются, в первую очередь, нормами ГК РФ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, применение в сфере этих правоотношений норм Закона о прокуратуре неправомерно.
Опуская политическую подоплеку такой позиции, хотелось бы акцентировать внимание на правовых предписаниях, полностью опровергающих эту точку зрения. В соответствии с требованиями ст. 11 ГК РФ помимо судебной защиты гражданских прав не исключается и административный порядок защиты прав в случаях, предусмотренных законом, т. е. путем обращения к вышестоящему органу (должностному лицу).
Именно такой случай и предусматривают ст. ст. 26 и 28 Закона о прокуратуре, согласно которым на прокурора возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и применению в случае их нарушения таких мер реагирования, как протесты и представления. Действительно, прокурор не имеет права вмешиваться в оперативно — хозяйственную деятельность организаций. В то же время в случае выявления нарушений законов, прав и свобод граждан прокурор обязан вносить представления в орган или должностному лицу, в том числе и вышестоящим, компетенция которых позволяет обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. На противоречащий закону правовой акт приносится протест, в том числе и в вышестоящий орган или должностному лицу. Возможность принесения протеста в вышестоящий орган законом прямо не предусмотрена, но она и не исключена!
Таким образом, указанные акты прокурорского реагирования в сфере гражданских правоотношений — один из способов защиты гражданских прав в административном (внесудебном) порядке, и поэтому их применение правомерно и основано как на требованиях Закона о прокуратуре, так и на положениях ГК РФ.
Тем более что ст. 12 ГК предусматривает кроме перечисленных в ней и иные способы защиты гражданских прав.
Представляется, что такая правовая позиция будет способствовать усилению роли прокурорского надзора в сфере гражданских правоотношений.
——————————————————————