Модернизация миграционного законодательства Российской Федерации как инструмент привлечения зарубежных инвестиций
(Маленко И. С.)
(«Миграционное право», 2011, N 2)
МОДЕРНИЗАЦИЯ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
И. С. МАЛЕНКО
Маленко И. С., начальник отдела Управления внешних связей ФМС России.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в ноябре 2009 г. прямо говорится о необходимости создания постоянно действующего механизма поддержки и привлечения к работе в России «наиболее авторитетных российских и зарубежных ученых, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации подготовленных разработок».
Президент Российской Федерации призвал к упрощению правил признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, а также правил приема на работу необходимых нам специалистов из-за рубежа, визы которым должны выдаваться «быстро и на длительный срок».
В целях решения задач Президента Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при участии ведущих отечественных и зарубежных ученых, деловых кругов и бизнес-ассоциаций были разработаны инновационные для отечественной практики инструменты привлечения необходимых государству иностранных специалистов, отразившиеся в Федеральном законе от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон способствует решению сразу двух задач: совершенствованию механизмов регулирования внешней трудовой миграции путем упрощения процедур привлечения иностранных работников — высококвалифицированных специалистов и выводу «из тени» (легализации) значительного числа трудящихся-мигрантов (Федеральный закон вступил в силу 1 июля 2010 г., а отдельные положения в части, касающейся дактилоскопической регистрации, вступят в силу с 1 января 2013 г.).
Федеральный закон устанавливает особенности правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан, которые являются высококвалифицированными специалистами, а также прибывших в Россию в безвизовом порядке иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц для удовлетворения личных и иных нужд последних и не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Высококвалифицированными специалистами Федеральный закон признает иностранных граждан, имеющих опыт работы, навыки и достижения в конкретной деятельности, привлечение к труду в России которых предполагает получение ими заработной платы в размере 2 и более миллионов рублей за период не более года.
Особо отмечу, что в новом миграционном законодательстве, фактически являющемся экономически детерминированным, четко прослеживается элемент высокого доверия к бизнесу — компетенция и квалификация упомянутых иностранных граждан оцениваются работодателем самостоятельно.
Инновационной для отечественной практики является также возможность иностранного гражданина самостоятельно заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте, обратившись с соответствующим ходатайством в зарубежные представительства ФМС России либо в дипломатические или консульские учреждения Российской Федерации. В случае положительного решения данного вопроса обыкновенная деловая виза выдается ему без оформления приглашения на въезд в Россию.
Для данной категории иностранных работников Федеральным законом предусматриваются существенные льготы по сравнению с иными иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность в России, в частности:
— на них не распространяются квоты на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию и на выдачу разрешений на работу;
— на них не распространяется ограничение по сроку временного пребывания в России;
— разрешение на работу им может быть выдано на три года. При этом такой срок может неоднократно продляться, но не более чем на три года для каждого такого продления;
— разрешение на работу является основанием для продления срока их временного пребывания в России;
— работодатель получил право привлекать и использовать их труд без разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
— на них не распространяется обязанность фотографирования и дактилоскопической регистрации при получении разрешения на работу с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в России;
— для данной категории иностранных работников предусматривается выдача вида на жительство как им самим, так и членам их семей (супругу, детям) на срок действия трудового или гражданско-правового договора;
— разрешение на работу выдается на необходимое заявителю количество субъектов Российской Федерации — география бизнеса не ограничивается;
— им предоставляется налоговый режим резидента Российской Федерации.
Отдельные положения Закона, вступившие в силу с 1 июля с. г., оказали немедленный положительный эффект на вопросы логистики в отношении ведения бизнеса в России как для российских, так и для иностранных организаций, которые нуждаются в высококвалифицированных и талантливых кадрах и ноу-хау, а также на общий имидж Российской Федерации как рынка для международных прямых инвестиций.
В частности, по настоящий день оформлено разрешений на работу на более чем 5 тыс. иностранных высококвалифицированных специалистов, представляющих в Российской Федерации ведущие мировые компании и холдинги, такие, как «Мерседес», «Фиат», «Фольксваген Груп Рус», ЗАО «Байер», инвестиционный банк «Голдман Сакс» и многие другие.
Работа по привлечению высококвалифицированных специалистов ведется и при участии представительств (представителей) ФМС России за рубежом.
В целях информирования представителей иностранных бизнес-сообществ и других заинтересованных сторон поручением Правительства Российской Федерации утвержден План мероприятий по информационному освещению в зарубежных странах изменений российского миграционного законодательства.
В рамках выполнения указанного поручения на официальном сайте ФМС России в соответствующем разделе размещена «Памятка иностранному гражданину — высококвалифицированному специалисту» (www. fms. gov. ru/useful/patent), подробно информирующая иностранных граждан о преференциальном миграционном режиме, действующем для упомянутой категории (а также соответствующие материалы на ведущих иностранных языках).
Тематические разделы и специальные электронные баннеры размещены также на сайтах компетентных ведомств Российской Федерации, в том числе МИДа России, Минздравсоцразвития России и Минэкономразвития России.
Необходимо отметить также значительное число двусторонних и многосторонних встреч с зарубежными партнерами, направленными на разъяснение положений нового миграционного законодательства из первых рук.
В первую очередь выступление директора Федеральной миграционной службы генерал-полковника милиции Константина Олеговича Ромодановского в ходе совместного с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А. Д. Жуковым специального брифинга по теме «Бизнес в России: рынок труда, миграционная политика» в рамках Петербургского международного экономического форума.
Специальная сессия IX Международного инвестиционного форума «Сочи-2010», проводимая под эгидой заместителя директора Службы Екатерины Юрьевны Егоровой, также была посвящена практическим аспектам применения нового миграционного законодательства в Российской Федерации.
В октябре 2010 г. К. О. Ромодановский осветил упомянутые инновационные положения в Сенате Французской Республики в рамках десятого ежегодного форума «Российские встречи» по укреплению торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Французской Республики, проводимого под эгидой Французского агентства по развитию предприятий за рубежом (UBIFRANCE).
В работе форума приняли участие видные французские и российские политики, в том числе президент Сената Франции Ж. Парше, генеральный директор UBIFRANCE К. Лекуртье, председатель российско-французской группы Сената Франции П. Желард, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации во Французской Республике А. К. Орлов, государственный секретарь по делам внешней торговли Министерства экономики, промышленности и занятости Франции А. Идрак, Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской Республики в Российской Федерации Ж. Глиниасти, представители крупнейших французских и международных компаний, таких, как Nestle, Peugeot, Citroen, Renault, а также ведущих мировых финансовых институтов HSBC, Societe Generale, BNP Paribas, VTB Bank SA и других компаний.
На регулярной основе происходили встречи как на уровне руководства Службы с представителями Еврокомиссии, дипломатических миссий иностранных государств, ведущих зарубежных бизнес-ассоциаций, осуществляющих инновационные и капиталоемкие проекты на территории Российской Федерации, так и экспертные консультации, направленные на разъяснение соответствующих положений и процедур.
Крайне важно отметить, что работа по данному направлению ведется поступательно и последовательно; в частности, с 15 февраля 2011 г. вступили в силу положения Федерального закона N 385-ФЗ от 23 декабря 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, уточнены критерии признания иностранного гражданина «высококвалифицированным специалистом» (установлен минимальный размер заработной платы для научных работников и преподавателей в размере одного миллиона рублей за один год, а для граждан, участвующих в реализации инновационного проекта «Сколково», — без учета величины заработной платы).
К членам семьи высококвалифицированного специалиста отнесены: супруг (супруга), дети, супруги детей, родители, супруги родителей, бабушки, дедушки и внуки.
«Модернизации» была подвергнута и чувствительная, по мнению зарубежных партнеров, процедура миграционного учета — упомянутые лица на срок до 90 дней со дня их въезда на территорию РФ освобождены от обязанности постановки на миграционный учет.
Последние изменения в отношении процедур и алгоритмов пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации связаны с принятым 20 марта с. г. Федеральным законом N 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», привнесшие следующие изменения в действующее миграционное законодательство:
— определение понятий «место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» и «сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации» возвращено к их первоначальной редакции, действовавшей до принятия упомянутого Федерального закона от 23.12.2010 N 385-ФЗ;
— увеличен срок освобождения иностранных граждан от постановки на учет по месту пребывания с трех до семи рабочих дней;
— исключена ответственность за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан, не поставленных на учет по месту пребывания, за исключением отдельных случаев.
Иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами и получившими разрешение на работу в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — высококвалифицированные специалисты), имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации, получили право выступать принимающей стороной в отношении членов своей семьи.
В Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» закреплено право высококвалифицированных специалистов обращаться с ходатайством о приглашении на въезд в Российскую Федерацию членов своей семьи.
Внесены редакционные поправки в положения, регламентирующие выдачу многократных обыкновенных рабочих виз как внутри, так и за пределами Российской Федерации, высококвалифицированным специалистам и членам его семьи.
В Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» уточнен срок временного пребывания в Российской Федерации высококвалифицированного специалиста, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также членов его семьи.
Закреплена норма, позволяющая работодателю и заказчику работ (услуг) привлекать к трудовой деятельности членов семьи высококвалифицированного специалиста без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Определено, что на членов семьи высококвалифицированного специалиста не распространяется квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
Установлено право членов семьи высококвалифицированного специалиста осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, а также проходить обучение и осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации, в течение срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту.
В заключение отмечу, что ведущая роль эффективного управления миграционными процессами как инструмента развития государства сегодня признается с самых разных трибун и кафедр. И созданная в Российской Федерации система привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов призвана внести весомый вклад в эффективное решение задач «модернизации» и развития производственно-хозяйственного комплекса страны.
——————————————————————