Сила слова или гарантия успеха

(Короткова П.)

(«Реклама и право», 2007, N 2)

СИЛА СЛОВА ИЛИ ГАРАНТИЯ УСПЕХА

П. КОРОТКОВА

Короткова П., аспирантка Российской академии адвокатуры.

В настоящее время, время активного развития средств массовой информации и коммуникаций, успешная деятельность в большей степени зависит от образа, сформированного в общественном сознании. Это можно отнести и к адвокатской деятельности. Хорошая реклама (в хорошем смысле этого слова), что значит наиболее конкретная, своевременная и полная информация об адвокате и об его деятельности, необходима как адвокату, так и предполагаемому доверителю. Средства массовой информации, к которым относятся как телевидение, радио, так и специальная литература, — это один из способов получения такой информации. Как только в прессе или на телевидении появляется имя адвоката, во-первых, предполагаемые клиенты понимают, что будут иметь дело с успешным и преуспевающим адвокатом, во-вторых, вероятность контакта с предполагаемым доверителем возрастает в несколько раз. Это все происходит из-за того, что необходимая информация становится доступной более широкому кругу лиц. Однако тут следует обратить внимание на то, что не всегда только желательная информация для адвоката получает огласку. Очень часто об адвокате начинают говорить после того, как он стал главным действующим лицом громкого скандала, исход которого неизвестен даже самому адвокату. Так положительную или отрицательную роль играют средства массовой информации для адвоката?

Еще не утих скандал, освещаемый практически каждым изданием РФ касательно того, что Генпрокуратура может лишить статуса адвоката Игоря Трунова, защищающего интересы банкира Алексея Френкеля, которого обвиняют в организации убийства практически второго по значимости лица Центробанка Андрея Козлова. Дело действительно получило большую огласку. Упоминание об инциденте появилось на страницах «Российской газеты», газеты «The Moscow times», прозвучало на волнах радиостанций «Эхо Москвы», «Радио Свобода», большое количество комментариев появилось в глобальной сети Интернет. Свое отношение по данному делу высказали председатель Российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий, президент адвокатской палаты Москвы Генри Резник. По широте освещенности дело можно сравнить со скандалом, связанным с попыткой лишить статуса практически всех адвокатов, занимавшихся защитой экс-главы «ЮКОСа» Михаила Ходорковского и других топ-менеджеров этой компании, Антона Дреля, Альберта Мкртычева и Юрия Шмидта. Адвокатская палата тогда представление о лишении адвокатского статуса отвергла, так как не нашла в действиях защитников нарушений Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики. Нельзя не согласиться с тем, что имена, прозвучавшие в новостях и на страницах газет, стали известны большому кругу лиц. Однако не всегда комментарии положительные. Примером этого может послужить тот факт, что Игорю Трунову, представлявшему интересы потерпевших в результате захвата театрального центра на Дубровке, в марте 2003 года пришлось подать иск о защите чести к Первому каналу и ведущему Михаилу Леонтьеву, который обвинил адвоката в ведении дел по «Норд-Осту» ради бесплатной раскрутки. Так какую же роль играют средства массовой информации в жизни адвоката?

Давайте откроем Закон «О средствах массовой информации». Первая статья первой главы данного Закона говорит о свободе массовой информации. А что же такое свобода? Мне больше всего нравится определение свободы во французской Декларации от 26 августа 1789 г.: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти границы могут быть установлены только законом». Тут свобода индивида понимается как возможность автономного существования индивида в обществе и самостоятельного выбора им линии собственного поведения. Свобода — не абсолютная вседозволенность. Она кончается там, где начинается свобода других индивидов, и граница индивидуальной свободы должна задаваться законом. Далее в Декларации уточняется, что все, что не запрещено законом, то дозволено; никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом. Тут следует быть особо внимательным. Ввиду того что в настоящее время влияние средств массовой информации можно проследить везде, необходимо быть особо осторожным как к себе, так и в отношениях с другими. Статья 4 Закона о средствах массовой информации говорит о том, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специальную охраняемую законом тайну. В юридической литературе существует такое понятие, как конфиденциальная информация. Такое понятие есть, однако до сих пор границы разглашения или неразглашения такой информации так до конца в законе и не определены. Нет четкого определения информации, составляющей адвокатскую тайну, момента, с которого начинается адвокатская тайна. Если говорить о тайне следствия, то здесь тоже вопрос остается открытым. Ведь следователь открывает адвокату только ту информацию, которую сочтет нужным, а если адвокат не подписал соглашение о конфиденциальности, то, значит, может спокойно распространять эту информацию. Так ли это или нет? Не из-за этого ли произошел последний скандал, связанный с обвинением адвоката в разглашении конфиденциальных сведений? Наш закон не совершенен. Тайна переписки. Ни для кого не секрет, что сейчас широко используются возможности глобальной сети Интернет. С одной стороны, это очень удобно, так как время, за которое необходимо передать необходимую информацию в любом объеме, составляет считанные секунды. Разумеется, это гораздо удобнее, чем пользоваться различными почтовыми службами или ехать самому, однако тут необходимо сказать о незащищенности данного способа передачи информации. Нет никакой уверенности в том, что письмо с конфиденциальной информацией не попадет нежелательному получателю. Как же быть в этом случае? Кандидат юридических наук член секции международного права Американской ассоциации адвокатов Лев Бардин, например, предлагает в конце письма приводить текст, уже давно используемый иностранными коллегами, о том, что если письмо попало к Вам по ошибке, необходимо сообщить об этом отправителю и не разглашать сведения, содержащиеся в пересылке. Закона, обязывающего делать это, нет, но нельзя не согласиться с логической обоснованностью введения этого правила. Остается большое число пробелов, от которых просто необходимо избавляться, дабы не навредить себе и другим. В настоящее время адвокаты, юристы, да и все мы стараемся соблюдать некоторые правила, не закрепленные законом, исходя из своего собственного понимания норм. Мне кажется, тут уместно привести высказывание Д. Локка: «Где нет закона, там нет свободы», верно оно и будучи развернуто наоборот: «Где нет свободы, там нет закона».

Мне хотелось бы сделать акцент на еще одной возможности, которую дают средства массовой информации, а именно на возможности адвокатских образований говорить о своей деятельности посредством Интернета — то есть путем создания своего собственного сайта. Дело заключается в том, что предполагаемый доверитель, выбирая адвоката или юриста, сначала пытается узнать о нем как можно больше. Человек, имеющий компьютер с выходом в Интернет, с интересом заглянет на сайт адвокатского образования задолго до обращения непосредственно к выбранному. Интерактивность, то есть возможность взаимодействовать с потенциальными клиентами, наличие обратной связи — выгодное преимущество. На сайте можно организовать тесную связь с клиентами, давать интерактивные консультации, рассказать о себе. Это будет способствовать увеличению клиентуры как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что средства массовой информации играют положительную роль для адвоката, но надо быть предельно внимательным и осторожным в высказываниях, если вами заинтересовалась общественность.

——————————————————————