Роль средств массовой информации в создании эффективного института управления и распоряжения государственной собственностью

(Короткова О. И.) («Правовые вопросы связи», 2009, N 2)

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

О. И. КОРОТКОВА

Короткова О. И., начальник отдела правового и методического обеспечения Управления государственного имущества Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Орловского государственного университета.

Эпоха кардинальных реформ в России, становление новой государственности складываются в основном благодаря средствам массовой информации. Именно они открыли для общества ранее закрытые темы, отказались от догм и постулатов прежнего времени, взяли на вооружение лозунг свободы, демократизма, плюрализма мнений. Пресса стала активным участником экономического процесса, а также инструментом борьбы за власть, что самым парадоксальным образом сочеталось с ее стремлением утвердить основополагающие принципы профессии: быть объективной, отражать различные точки зрения, выдерживать равнодействующую между царящими в обществе страстями и насущной потребностью достижения гражданского мира. Используя канал средств массовой информации в выходе на широкую аудиторию, государственная власть получает возможность апеллировать как ко многим людям, так и к конкретной личности, инициировать гласное обсуждение тех или иных проблем, влиять на общественное мнение, проводить решения. Таким образом, средства массовой информации начинают выполнять функции управления и политического просвещения. Благодаря средствам массовой информации появляется возможность обнародования и разъяснения решений, интерпретации неожиданных ситуаций общественной жизни, обращения к населению за политической поддержкой, создания общественно привлекательного образа в глазах людей, международного резонанса выступления. Средства массовой информации, взятые как единое целое, являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, играют различные социально-политические роли, те или иные из которых — в зависимости от социально-политической ситуации — приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли объединителя, консолидатора общества, его просветителя, организатора. В кризисные периоды исторического развития особую значимость средства массовой информации приобретают в качестве посредника в диалоге между различными силами, между властью и народом. Находясь между властью и обществом, средства массовой информации используют технологию убеждения, что позволяет обеспечить нормальную циркуляцию информации между ними, донести до тех и других сигналы о взаимных потребностях и интересах. При этом сущность их деятельности — объективное и многогранное информирование общества — приобретает особую значимость. Являясь частью коммуникативной системы, средства массовой информации выступают как самостоятельный политический институт общества. Этот институт, действуя в рамках демократической плюралистической системы, служит выявлению самых разных мнений и суждений, бытующих в общественном сознании. Эти данные в сопоставлении с информацией, поступающей по внутренней, закрытой коммуникации, позволяют принимать взаимные решения. Взаимная ответственность политиков за своевременное принятие верных решений, средств массовой информации — за полную, объективную и точную передачу сведений предопределяет ответственность, зрелость общества в целом, от активности или апатии которого зависит интенсивность политических и информационных процессов <1>. ——————————— <1> См.: Зверинцев А. Б. Коммуникативный менеджмент: Рабочая книга менеджера. СПб.: Союз, 1997.

Анализ функциональных целей средств массовой информации показывает, что их воздействие сводится к тому, чтобы побудить реципиентов к определенной деятельности в рамках разделяемых данным обществом ценностей, к определенному поведению в пределах выработанных обществом норм. Таким образом, средства массовой информации являются зеркальным отображением действительности, тех процессов, которые происходят в обществе. Однако тенденция развития средств массовой информации остается сложной и противоречивой: складываются новые взаимоотношения с федеральными и региональными органами власти, более чем актуальна и проблема сохранения экономической самостоятельности региональных средств массовой информации. Сегодня дискуссионными стали такие ее аспекты, как политический, экономический, правовой. Роль средств массовой информации в процессе перестройки общественного сознания велика, поскольку благодаря распространению новостей и знаний, выработке новых социальных символов, внедрению стереотипов, пропаганде идей они способствуют формированию образа мыслей современников. Организация управления государственной собственностью представляет собой совокупность действий государства, в которую включается: определение государственной политики в области государственной собственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией), учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение государственной собственностью; учет объектов государственной собственности (инвентаризация, классификация объектов, учет в реестрах объектов и сделок с ними); распределение объектов государственной собственности между субъектами; осуществление непосредственного управления в различных формах (приватизация, разграничение государственной собственности, национализация, гражданско-правовые сделки, управление пакетами акций, банкротство и пр.). Построение системы органов по управлению имуществом базируется на принципах: 1) самостоятельности, осуществления каждым уровнем власти (федеральным и региональным) управления собственностью; 2) взаимного учета интересов при осуществлении управления; 3) участия в управлении федеральной собственностью субъектов Федерации и наоборот; 4) делегирования полномочий органами исполнительной власти в области управления собственностью. Создание эффективной системы управления имуществом предполагает сосредоточение нормотворческих, организационных и управленческих усилий органов государственной власти на следующих основных направлениях: — обеспечение надлежащего (т. е. полного и своевременного) учета имущества, ведение его реестра, включающего техническое, экономическое, правовое описание соответствующих объектов учета; — обеспечение оптимальности управленческих решений по распоряжению имуществом, соблюдение взвешенного баланса социальных, фискальных и инвестиционных целей; — обеспечение надлежащего содержания и эффективного использования имущества, повышение инвестиционной привлекательности недвижимости; — обеспечение эффективного контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества. В связи с тем что сегодня Россия переживает переоценку своих ценностей, меняет векторы своего развития и ориентиры в сфере управления государственной собственностью, роль прессы очень велика и актуальна. Таким образом, необходимо работать с информацией в сфере управления государственной собственностью, чтобы она имела «товарный вид», а именно была достоверной, оперативной, сенсационной, привлекательной по форме подачи, адресной и соответствовала потребностям конкретной аудитории. Важно, чтобы средства массовой информации выполняли свои основные функции, способствовали консолидации общества для решения социально-экономических и других задач <2>. ——————————— <2> См.: Варецкий Б. И. Средства массовой информации и пропаганда. М.: Политиздат, 1984.

Общество все больше осознает, что средства массовой информации являются реальной, а не метафорической четвертой властью (наряду с исполнительной, законодательной и судебной). Они могут использоваться — притом весьма успешно — не только для формирования общественного мнения, но и для манипулирования им и в этом своем качестве оказывать решающее воздействие на политическую жизнь России. Средства массовой информации, взятые как единое целое, являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, играют различные социально-политические роли, те или иные из которых — в зависимости от социально-политической ситуации — приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли объединителя, консолидатора общества, его просветителя, организатора. В кризисные периоды исторического развития особую значимость средства массовой информации приобретают в качестве посредника в диалоге между различными силами, между властью и народом. При этом сущность их деятельности — объективное и многогранное информирование общества — приобретает особую социальную значимость <3>. ——————————— <3> См.: Назаров В. А. Закон писан для «завтра» // Куранты. 1994. 25 дек.

Средства массовой информации в сфере управления государственной собственностью начинают выполнять функцию управления, политического просвещения, мобилизации электората. Благодаря ей появляется возможность обнародования и разъяснения решений в сфере управления государственной собственностью. Являясь частью коммуникативной системы, средства массовой информации в сфере управления государственной собственностью выступают как самостоятельный политический институт общества. Этот институт, действуя в рамках демократической плюралистической системы, служит выявлению самых разных мнений и суждений, бытующих в общественном сознании. Взаимная ответственность политиков за своевременное принятие верных решений, средств массовой информации за полную, объективную и точную передачу сведений предопределяет ответственность, зрелость общества в целом, от активности или апатии которого зависит интенсивность политических и экономических процессов. Отсутствие информационной открытости в сфере управления государственной собственностью ведет к созданию ложных стереотипов и представлений в массовом сознании, а в конечном счете — к формированию у людей неадекватного представления о происходящих событиях, некой «виртуальной реальности», далекой от жизни общества. Поэтому на сегодняшний день актуальной проблемой остается государственное участие в регулировании информационных процессов в сфере управления государственной собственностью. Несмотря на древнее происхождение термина «информация», что в переводе с латинского языка означает «ознакомление, разъяснение, представление, понятие», проблема поддержания социальных связей как процесса передачи сообщений была на протяжении веков, по сути, на периферии научных поисков философов. Мыслители прошлого концентрировали свое основное внимание на самых разных явлениях действительности, деяниях разума, оценивали развитие общества в многообразии его социальных отношений, в то время как собственно установление этих отношений, межличностных и межгрупповых контактов принималось как некая данность, как аксиома, не требующая особых доказательств. Философская традиция, начало которой положили Гераклит и Платон, при объяснении мира и цивилизации во главу угла ставили проблему соотношения материального и идеального; теория форм и идей довлела над духовными исканиями человечества на протяжении веков <4>. ——————————— <4> См.: Буржуазная теория журналистики: Критический анализ. М., 1980. С. 11 — 14.

Впервые проблема информационной природы общества как отдельная, самостоятельная и крайне актуальная проблема была поставлена уже в наше время, когда интенсификация обмена новостями и сведениями потребовала иного концептуального осмысления социальных процессов. В своем труде «Кибернетика и общество» Норберт Винер во многом перевернул представление о цивилизации, обосновав свой тезис о том, что «информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспосабливания к нему». Ссылаясь на Джона Локка, который рассматривал сознание новорожденного как чистую доску, изменяющуюся под воздействием полученных знаний и впечатлений, Винер представил уже все общество как коммуникативную систему. Гипотетическая, собственно информация должна быть в распоряжении граждан. Информация предполагает универсальность подготовленного пользователя, и таким выступает общество как совокупность индивидуумов, тогда как каждый из них имеет свою компетенцию и квалификационные качества для восприятия и понимания информации. В свою очередь, информация делится на специальную и публичную. К специальной нужно отнести информацию в сфере управления государственной собственностью: циркулирующую в органах государственной власти, государственных предприятий и учреждений, научной сфере и т. д. Публичная информация — это сведения общего пользования, доступные для максимально большого числа ее получателей и рассчитанные на усредненного потребителя. В каждом конкретном обществе равнодействующая публичного интереса к тем или иным событиям и сведениям определяется с учетом национальных традиций, политических предпочтений, государственного устройства, уровня образования населения, иных его особенностей. Публичная информация не всегда информация массовая. Последняя выступает как сублимация первой. Количественные параметры, однако, и здесь установить невозможно. Пресса России помогает утверждению в обществе новых ценностей, среди которых следует назвать и федеративное устройство нашего государства. В связи с тем что построение демократического государства предполагает обеспечение гражданам равных возможностей в области информации, информационная открытость в сфере управления государственной собственностью также должна быть полной и достоверной. Для этого требуется создать условия для предоставления необходимой информации в сфере управления государственной собственностью, своевременно, конкретно и по существу реагировать на критические выступления в печати, на радио и телевидении в рамках рассматриваемой сферы; регулярно выступать в печати, на радио и телевидении с анализом положения дел, с информацией о мерах, принимаемых для решения проблем в сфере управления государственной собственностью. В целях координации информационного обеспечения необходимо создание единой системы информационного обеспечения в сфере управления государственной собственностью, включая взаимодействие и постоянный обмен информацией с информационными службами Президента и Правительства России, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, с органами государственной власти субъектов РФ, их структурными подразделениями и органами местного самоуправления; создание системы автоматизированного обмена данными в подразделениях системы управления; информационно-вычислительное обеспечение, разработка и участие в реализации целевых программ по информации в сфере управления и распоряжения государственной собственностью; подготовка аналитических материалов по важнейшим проблемам, справочных материалов; взаимодействие с общественными организациями, изучение состояния общественного мнения; выработка предложений по совершенствованию политики в данной области. Таким образом, учитывая необходимость достижения цели создания эффективного института управления и распоряжения государственной собственностью, в том числе с помощью средств массовой информации, должна быть разработана соответствующая целевая программа развития средств массовой информации в отрасли управления и распоряжения государственной собственностью.

——————————————————————