О применении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами

(Лесницкая Л. Ф.)

(«Право и экономика», N 6, 2000)

О ПРИМЕНЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ

НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

НОТАРИАЛЬНЫМИ КОНТОРАМИ

Л. Ф. ЛЕСНИЦКАЯ

Лесницкая Лидия Францевна

Заслуженный юрист РФ. Кандидат юридических наук. Специалист по гражданско — процессуальному праву, нотариату, арбитражному процессу.

Родилась 22 апреля 1930 г. в Москве. В 1953 г. окончила юрфак МГУ им. М. В. Ломоносова. В настоящее время — ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Член научно — консультативного совета Высшего Арбитражного Суда РФ и Федерального арбитражного суда Московского округа.

Опубликовала свыше 200 работ в области гражданского процессуального права, нотариата, арбитражного процесса, в том числе участвовала в Комментариях к ГПК РФ, АПК РФ, нотариальному законодательству, судебной практики.

Подлежит ли применению Инструкция «О порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР» (утв. Приказом Министра юстиции РСФСР от 6 января 1987 г. N 01/16-01) после принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.?

В соответствии со ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами и другими законодательными актами РФ и республик в составе РФ.

Из части 3 статьи 39 Основ следует, что Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий могут регулироваться лишь правила совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов. (Такая новая Инструкция была утверждена Приказом Министерства юстиции РФ от 19 марта 1996 г.) Таким образом, Основы исходят из того, что порядок совершения нотариальных действий может и должен регламентироваться не инструкцией, а законодательными актами как федерального, так и регионального уровня.

С точки зрения рассматриваемой проблемы большое значение имеет также ряд положений, закрепленных в Постановлении Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». Согласно п. б» ст. 3 этого Постановления Правительство РФ должно было в трехмесячный срок обеспечить приведение нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств РФ в соответствие с Основами, однако Министерство юстиции РФ формально отменило инструкцию о порядке совершения нотариальных действий только в 1999 г.

Вместе с тем следует признать, что данная инструкция хотя и не была отменена юридически, фактически все же утратила силу с момента принятия Основ, в которых среди нормативных актов, регулирующих порядок совершения нотариальных действий нотариусами, не указан такой, как инструкция. На этот счет действует общее правило Постановления Верховного Совета РФ о порядке введения Основ (ст. 2): существующее законодательство впредь до приведения его в соответствие с Основами применяется в первой части, в которой оно не противоречит Основам. Приведенное принципиальное положение о соотношении ранее действующего законодательства с вновь принятым и пределах его применения распространяется на все виды нормативных актов и известно различным отраслям законодательства (см., например, ст. 170 Семейного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и др.).

Применение инструкции, как было показано ранее, противоречило ст. 39 Основ, следовательно, она не могла действовать и до ее юридической отмены Министерством юстиции РФ.

Кроме того, если рассматривать возможность применения конкретного п. 47 Инструкции до принятия Основ законодательства о нотариате, то представляется, что и тогда Инструкция в этой части не могла применяться, поскольку противоречила действовавшему в ту пору Кодексу о браке и семье РСФСР (ст. 20), который не предусматривал согласия супруга на отчуждение совместной собственности.

С позиции иерархии нормативных актов инструкции не могут противоречить кодексу. Если такого рода коллизии имеют место, то должен применяться нормативный акт более высокого уровня (в данном случае Кодекс о браке и семье РСФСР).

Следует также обратить внимание на то, что с момента принятия ГК РФ на вопрос, кто может распоряжаться совместной собственностью, Кодекс отвечает очень определенно: при совместной собственности есть презумпция того, что любой из сособственников, в том числе супруг, имеет право распоряжаться этой собственностью, не представляя согласия другого собственника. Согласие другого сособственника предполагается.

——————————————————————