Полковник против генерала

(Редакционный материал)

(«Обозрение: судебные новости», 2000, N 6)

ПОЛКОВНИК ПРОТИВ ГЕНЕРАЛА

Военный суд Ростовского гарнизона признал законность требований работника военной прокуратуры, решившего выяснить свои взаимоотношения с командирами при помощи юстиции.

Гражданское дело было возбуждено по жалобе работника военной прокуратуры Северо-Кавказского военного округа полковника юстиции Станислава Закалюжного на действия начальника финансового отдела штаба СКВО и военного прокурора СКВО, отказавших Закалюжному в выплате денежной компенсации взамен продовольственного пайка, надбавок к должностному окладу и в выплате максимального должностного оклада в размере 68% от оклада Генерального прокурора РФ.

С февраля прошлого года финансовый отдел штаба не выплачивал истцу денежную компенсацию взамен продовольственного пайка. Начальник отдела в суде признал справедливость требований военного прокурора. В решении суда было записано, что в соответствии с п. 18, 24 Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ денежная компенсация за продовольственный паек должна выплачиваться ежемесячно, поэтому действия начальника финансового отдела признаны неправомерными. Решение суда подлежало немедленному исполнению. Компенсация должна была быть рассчитана с учетом инфляции на момент ее фактической выплаты.

Представитель военного прокурора требования полковника о надбавках к должностному окладу не признал. В 1997 г. полковник Закалюжный был удостоен знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», который предполагает определенные льготы, в частности 10-процентную надбавку к денежному содержанию. Однако прокурор отказался издавать соответствующий приказ, поскольку военная прокуратура округа не имеет собственного наградного фонда, а за счет средств Министерства обороны РФ такого рода расходы не предусмотрены.

Суд под председательством майора юстиции Игоря Аверкова решил иначе. Сославшись на ст. 3 Закона «О статусе военнослужащих», из которой следует, что никто не может лишать военнослужащего прав и льгот, гарантированных ему Конституцией РФ и российским законодательством, суд указал, что обеспечение прав и реализация социальной защиты военнослужащего возлагаются на его командиров и начальников, являясь их прямой обязанностью. В соответствии со ст. 41 Закона «О прокуратуре РФ» 10-процентная надбавка к денежному содержанию награжденного знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» выплачивается из наградного и подарочного фондов Генерального прокурора РФ. Статья не содержит каких-либо изъятий в отношении офицеров органов военной прокуратуры.

Суд признал действия военного прокурора СКВО неправомерными и обязал его принять меры по реализации прав истца.

Вместе с тем суд признал обоснованным отказ военного прокурора СКВО установить Закалюжному максимальный должностной оклад в размере 68% от оклада Генерального прокурора РФ. Суд указал, что у должностных окладов работников военной прокуратуры округа нет минимальных или максимальных значений. В соответствии со ст. 44 Закона «О прокуратуре РФ» должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством РФ в процентном отношении к окладу Генерального прокурора РФ. Главный военный прокурор РФ издал приказ, по которому оклад по должности, занимаемой полковником Закалюжным, устанавливается в размере 60% от оклада Генерального прокурора РФ и нет никаких оснований к его повышению.

——————————————————————