О трудовой деятельности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

(Голенко Е. Н.) («Право в Вооруженных Силах», N 3, 2004)

О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН, ПРОХОДЯЩИХ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

Е. Н. ГОЛЕНКО

Е. Н. Голенко, полковник юстиции, начальник кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета.

С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ (далее по тексту — Закон). Этим Законом реализуются конституционные положения о праве граждан Российской Федерации на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если защита Отечества с оружием в руках противоречит их убеждениям или вероисповеданию либо они относятся к коренному малочисленному народу, в связи с чем ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционное хозяйствование и занимаются традиционными промыслами. И уже в этом году в ходе осеннего призыва на военную службу по решениям призывных комиссий граждане будут направляться для прохождения альтернативной гражданской службы в различные организации. Для этого гражданам, подлежащим призыву осенью 2004 г., необходимо подать соответствующее заявление уже до 1 апреля с. г. Избранную службу граждане могут проходить индивидуально, в составе групп или формирований в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, должны направляться для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов. В настоящее время формируется база данных об организациях, которые заинтересованы предоставить рабочие места для проходящих гражданскую службу. Возглавляют эту работу Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации, которые Указом Президента РФ от 21 июля 2003 г. N 793 определены как специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы. Как предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации альтернативной гражданской службы» от 11 декабря 2003 г. N 750, все заинтересованные министерства и ведомства ежегодно (в текущем году — до 1 февраля, а затем — до 1 января) в установленном порядке представляют в Минтруд России свои предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты проходящие эту службу граждане. Правила представления этих сведений и принятия указанным федеральным органом исполнительной власти решений по вопросам участия различных министерств и ведомств в организации этой службы утверждены указанным Постановлением Правительства Российской Федерации. До 1 марта каждого года на основании этих Правил Минтруд России в окончательном виде утверждает указанные перечни видов работ, профессий, должностей и организаций, где предусматривается прохождение гражданами этой службы. После этого данные перечни направляются в Министерство обороны Российской Федерации и соответствующие органы государственной власти. Ежегодно до 1 марта и 1 сентября Минтруд России и Министерство обороны Российской Федерации на основании указанных выше перечней, данных о численности и составе граждан, подавших заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, для каждого органа государственной власти разрабатывают и доводят плановые задания по приему этих граждан для ее прохождения в подведомственных им организациях. Не позднее чем за 15 дней до начала очередного призыва названные органы сообщают в Минтруд России о готовности приема граждан в подведомственные организации на конкретные рабочие места для прохождения альтернативной гражданской службы. Лишь после этого указанные два Министерства совместно утверждают план направления граждан на названную службу и до очередного призыва доводят его до сведения соответствующих органов государственной власти и военных комиссариатов субъектов Российской Федерации для принятия решения по существу. По предварительным данным, в целом по России вполне реально создать минимум 15 — 20 тысяч рабочих мест и уже в первый год направить на альтернативную гражданскую службу не менее 4 тыс. человек <*>. Такие вакантные места имеются в лесном хозяйстве Минприроды России, на метеостанциях и станциях гидрослежения Росгидромета России, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы г. Москвы, в организациях Главного управления исполнения наказаний МВД России, Минздрава России, МЧС России, Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств. В мае этого года Правительством Российской Федерации предполагается принятие положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, которым также будут уточнены критерии допустимости тех или иных видов работ, профессий и должностей для зачета гражданам выполнения обязанностей по этой службе. ——————————— <*> Российская газета. 2003. 29 ноября.

В соответствии со ст. 1 Закона альтернативная гражданская служба осуществляется в единственно возможной форме — в форме трудовой деятельности у конкретного работодателя. Причем Законом констатируется, что эта служба признается особым видом трудовой деятельности, поскольку она регулируется действующим Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ), но с учетом особенностей, предусмотренных Законом. ТК РФ регламентирует трудовую деятельность граждан исключительно на основании трудового договора, заключаемого ими с работодателем. Альтернативная гражданская служба, заключающаяся в особом виде трудовой деятельности граждан в интересах общества и государства и осуществляемая ими взамен военной службы по призыву, на основании ч. 4 ст. 4 ТК РФ не должна расцениваться как принудительный труд, запрещенный в Российской Федерации Конституцией страны. Приведенное положение национального законодательства полностью согласуется с международными нормами, и прежде всего с Конвенцией Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» от 28 июня 1930 г. N 29, которая ратифицирована Президиумом Верховного Совета Союза ССР 4 июня 1956 г. Согласно подп. «а» и «b» п. 2 ст. 2 этого международного соглашения принудительный или обязательный труд не включает в себя всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе либо являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны. Аналогичное положение подтверждено и ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., ратифицированного Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Предоставляемая государством своим гражданам свобода волеизъявления при решении вопроса о прохождении военной службы по призыву, осознанный и добровольный характер выбора ими трудовой деятельности взамен этой службы полностью исключают какие-либо возможные сомнения в принуждении и дискриминации граждан также и при оценке установленных законодательством ограничений их прав и свобод в период прохождения альтернативной гражданской службы. В силу требований ст. 5 Закона трудовая деятельность граждан в период альтернативной гражданской службы ограничена сроком последней и должна оформляться срочным трудовым договором. При этом по общему правилу он заключается на 42 месяца, а с гражданами, имеющими высшее профессиональное образование, окончившими государственные муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, на срок вдвое меньше — 21 месяц. Особо оговорены в Законе сроки действия трудового договора, заключаемого с гражданами, изъявившими желание проходить данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. По общему правилу они не должны превышать 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 18 месяцев. При трудоустройстве указанных граждан важно помнить, что началом альтернативной гражданской службы Законом (ст. 5) признается не день их поступления на работу в конкретную организацию, а день их убытия к месту прохождения этой службы, определяемый по отметке в предписании военного комиссариата. Поэтому приведенные выше сроки действия заключаемых с такими гражданами трудовых договоров следует расценивать как максимально возможные. Вместе с тем фактически они должны быть скорректированы: либо уменьшены с учетом времени, затраченного гражданином на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, либо, напротив, увеличены на период времени, не засчитанный работнику в срок этой службы, когда он реально не работал (п. 5 ст. 5 Закона), а отсутствовал в организации по уважительным и неуважительным причинам (см. ниже). Полученная разница и будет являться фактическим сроком оформляемого с гражданином соглашения о труде. Однако то обстоятельство, что на момент оформления трудового договора не представляется возможным связать предельный срок его действия с конкретной датой, требует внесения в этот договор вместо нее следующей записи — «трудовой договор заключен на время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы». Обоснованность этой формулировки в договоре взамен определенной даты его окончания подтверждается положениями ст. 23 Закона. В данной статье приводятся основания и порядок увольнения граждан с альтернативной гражданской службы, а не основания прекращения трудового договора, которые установлены ст. 77 ТК РФ. Увольнение граждан с этой службы возможно не только по истечении ее срока, но и досрочно в силу различных причин, предусмотренных законодательством о прохождении военной службы. Более того, если срок действия трудового договора с лицом, проходящим альтернативную гражданскую службу, ограничить предполагаемой датой ее окончания, то в случае продления службы (при определенных обстоятельствах) этот договор на основании ст. 58 ТК РФ следует расценивать как заключенный на неопределенный срок. В этой ситуации к нему должны применяться только правила прекращения, установленные ТК РФ для этого вида трудового договора. О заключенном трудовом договоре с прибывшим для прохождения альтернативной гражданской службы гражданином работодатель в трехдневный срок обязан сообщить в военный комиссариат, который направил его на эту службу, и в федеральный орган исполнительной власти либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна данная организация. Следует признать, что Закон достаточно жестко определяет правила исчисления срока альтернативной гражданской службы, а следовательно, и трудовой деятельности гражданина в ее период, что не характерно для ТК РФ. Так, Законом установлено, что в срок альтернативной гражданской службы не включаются: — периоды прогулов, т. е. отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня, совершенных работником (в данном случае в отличие от ТК РФ (подп. «а» п. 6 ст. 81) этот проступок для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не является основанием для прекращения с ними трудовых отношений по инициативе работодателя); — время нахождения гражданина в учебных отпусках, предоставляемых в связи с обучением в образовательных учреждениях всех типов, начиная от общеобразовательного учреждения до образовательного учреждения высшего профессионального образования (диапазон таких отпусков составляет от 9 календарных дней до 4 месяцев); — время отбывания уголовного (изоляция от общества на период от одного до 6 месяцев на основании ст. 54 УК РФ) или административного наказания (до 15 или 30 суток на основании ст. 3.2 КоАП РФ) в виде ареста; — день (дни) появления работника в организации (на рабочем объекте) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, за что он должен быть отстранен работодателем от исполнения трудовых обязанностей. Вышесказанное предполагает необходимость для работодателя вести строгий персональный учет рабочего времени для работников в период прохождения ими альтернативной гражданской службы и особый порядок документального подтверждения этих временных периодов. Очевидно, что документы такого учета будут утверждены положением о порядке прохождения этой службы. С момента заключения сторонами (работодателем и гражданином, прибывшим в организацию для прохождения указанной службы) срочного трудового договора они являются участниками трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, которые регулируются трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Обладая всеми необходимыми свойствами (трудовой праводееспособностью, возникающей по общему правилу с 16 лет; волевыми и физическими способностями к труду, характеризующимися определенным физическим и интеллектуальным состоянием, пригодным к осуществлению трудовой деятельности), этот гражданин наделяется закрепленными законодательством правами и обязанностями работника, гарантиями их реализации и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. В общем виде все основные права и обязанности работника в сфере труда предусмотрены ст. 21 ТК РФ. Применительно к гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, их конкретное содержание дополняется, а подчас и изменяется положениями, установленными Законом. В обобщенном виде работники, находящиеся на альтернативной гражданской службе, имеют право: — на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, с учетом ограничений, определенных Законом. При направлении на альтернативную гражданскую службу граждане имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом. Такая же компенсация предусмотрена для них при переводе на новое место этой службы и при убытии к месту жительства при увольнении с нее. Расходы, связанные с реализацией этого права, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Кроме того, за гражданином, работавшим до направления на указанную службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с этой службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии — на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации (ст. 19 Закона). На основании ст. 21 Закона в период альтернативной службы граждане не вправе занимать руководящие должности, работать по совместительству в других организациях и расторгать трудовой договор по собственной инициативе (о других основаниях увольнения со службы см. далее). Они также не имеют права в период службы заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие юридическим или физическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение или пользоваться льготами. Перевод в период службы работника, находящегося на альтернативной гражданской службе, в другую организацию возможен по основаниям и в порядке, определяемым положением о порядке прохождения этой службы (ст. 16 Закона); — на предоставление работы, обусловленной трудовым договором. При этом для определения вида и места работы, профессии, должности, на которых может быть занят этот работник, учитываются его образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение, а также потребность организации в трудовых ресурсах. Более того, его трудовая деятельность не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы или увольнения иных работников организации (ст. 4 Закона); — на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором; — на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы на основании избранной в организации системы оплаты труда (ст. 20 Закона); — на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы гражданам в период альтернативной гражданской службы увеличивается на время проезда к месту использования этих отпусков (ст. 17 Закона). При использовании ими ежегодного оплачиваемого отпуска расходы, связанные с проездом к месту жительства и обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 19 Закона). Предоставляемые им учебные отпуска также оплачиваются работодателем, но их продолжительность не включается в срок прохождения ими службы (ст. 5 Закона). В случае привлечения гражданина, проходящего альтернативную службу, к мероприятиям по особому перечню (определяемому руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит службу) выполнение им трудовых обязанностей может производиться при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления указанному гражданину отдыха по окончании указанных мероприятий определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. Для обеспечения отдыха граждан, проходящих альтернативную службу вне места постоянного жительства, работодатель бесплатно обеспечивает их общежитием. Причем в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов размещение этих граждан в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается (ст. 20 Закона); — на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте; — на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами. Во время трудовой деятельности в период альтернативной гражданской службы граждане имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения. Им также предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ работникам, совмещающим работу с обучением. При этом им не может быть установлено сокращенное рабочее время (ст. 19 Закона). Вместе с тем за гражданином, направленным в период его обучения в образовательном учреждении на эту службу, при увольнении с нее безусловно сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался ранее; — на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов; — на участие в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах; — на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений; — на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами. При этом работники, проходящие указанную службу, не могут самовольно, без разрешения работодателя, покидать место нахождения организации, где они ее проходят (ст. 21 Закона); — на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами. Согласно п. 2 ст. 21 Закона работники в период прохождения ими альтернативной гражданской службы не вправе участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организации; — на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами; — на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности. Причем при прохождении ее в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, время службы засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях. Если служба проходила на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, то период ее прохождения засчитывается в стаж, дающий право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Одновременно в период альтернативной гражданской службы работник обязан: — добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; — соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации и трудовую дисциплину. При этом он в период, установленный этими правилами либо графиками сменности, не вправе оставлять рабочее место или покидать организацию, где он проходит эту службу (ст. 21 Закона); — выполнять установленные нормы труда; — соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; — бережно относиться к имуществу работодателя и других работников; — незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя. Вышеперечисленные общие права и обязанности работника, а также гарантии их реализации и пределы его ответственности при выполнении гражданином в порядке прохождения альтернативной гражданской службы конкретной трудовой функции наполняются реальным объемом и содержанием. Они закрепляются не только заключенным с работодателем срочным трудовым договором, утвержденной должностной (служебной) инструкцией, но и локальными нормативными актами (например, правилами внутреннего трудового распорядка, положением о премировании и т. д.), действующими в организации, издаваемыми организационно-распорядительными документами (приказами, распоряжениями) и т. п. Установленные законодательством ограничения прав и свобод граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, призваны компенсировать предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации. Кроме того, они позволяют гражданам России реализовать предоставленное им конституционное право на прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной службы по призыву. Как указывалось ранее, для прохождения альтернативной гражданской службы граждане могут направляться в воинские части (военные организации), при этом срок их службы существенно уменьшается (см. выше). С момента заключения этими лицами срочного трудового договора о работе в воинской части (военной организации) эти граждане признаются гражданским персоналом и в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ наряду с военнослужащими относятся к личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации насчитывается 800 тыс. работников, которые трудятся в центральных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, учреждениях и других военных организациях (далее по тексту — воинская часть). Под гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации понимается личный состав Вооруженных Сил, комплектуемый как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях Вооруженных Сил в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них задач. Гражданский персонал Вооруженных Сил внутри этой государственной военной организации обладает особым правовым статусом, который принципиально разнится с правовым положением основной части ее личного состава — военнослужащих. Эти различия правового статуса присущи всему гражданскому персоналу, в свою очередь, состоящему из лиц, занятых работой по трудовому договору, и из федеральных государственных служащих, чья профессиональная служебная деятельность по трудовому договору относится к федеральной государственной гражданской службе. Названная служба гражданского персонала наряду с военной и правоохранительной службами является видом федеральной государственной службы в Российской Федерации и имеет общие с ними условия. По Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ альтернативная гражданская служба граждан не отнесена к государственной гражданской службе. Судя по заявкам заинтересованных министерств и ведомств, трудовая деятельность этих граждан не будет осуществляться на государственных должностях федеральных государственных служащих. Конкретные наименования последних предусмотрены Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации и Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденными Указами Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. соответственно N 32 и N 33. В силу указанных причин граждане, осуществляющие трудовую деятельность в воинских частях в период прохождения альтернативной гражданской службы, как и подавляющее большинство гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, не относятся к государственным служащим. Помимо Конституции Российской Федерации правовой статус этой части гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации определен вышеназванным Федеральным законом «Об обороне», ТК РФ, другими федеральными законами. Гражданский персонал неоднороден по своему составу и включает: руководителей (должности которых не вправе замещать граждане, направленные для прохождения альтернативной гражданской службы), специалистов, технических исполнителей и рабочих. Как предусмотрено ст. 349 ТК РФ, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется законодательство о труде, причем с особенностями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. До настоящего времени какой-либо специальный закон об особенностях регулирования труда гражданского персонала не принят. В связи с этим условия его труда регулируются не только общими нормами ТК РФ, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, межведомственных постановлений федеральных органов исполнительной власти, но и специальными подзаконными нормативными актами. Последние устанавливают особенности применения норм трудового права к служебной и иной трудовой деятельности гражданского персонала исходя из их специфики. Перечень таких нормативных правовых актов, издаваемых на различных уровнях нормотворческой деятельности, достаточно широк, но большую их часть составляют нормативные правовые акты Минтруда России и ведомственные нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации. В частности, ими предусматриваются особенности труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, связанные с особой регламентацией содержания трудового договора, случаев его прекращения, рабочим временем и временем отдыха, оплатой, дисциплиной и охраной труда, некоторыми другими правовыми институтами трудового права. Имеющаяся специфика трудовой деятельности граждан в период прохождения ими альтернативной гражданской службы в воинских частях, обусловленная как особенностями этой службы, так и правовым статусом гражданского персонала, являющегося личным составом этих организаций, определяет дополнительные требования к ее правовому регулированию и необходимость первоочередного решения правовых вопросов, связанных с определением правового положения этих работников и порядка осуществления ими трудовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. В соответствии с принятой министром обороны Российской Федерации Директивой от 5 ноября 2003 г. N Д-73 общее руководство организацией направления граждан на альтернативную гражданскую службу и прохождения ими этой службы в воинских частях Вооруженных Силах Российской Федерации в качестве гражданского персонала возложено на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление). Непосредственное исполнение требований Закона по организации учета организаций, где будет предусмотрено прохождение гражданами указанной службы, их размещению и бытовому обслуживанию и другим направлениям деятельности во исполнение его нормативных предписаний, а также контролю за исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении указанных граждан поручено главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации. День увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы по всем основаниям, предусмотренным ст. 23 Закона, признается последним днем трудовой деятельности работника. Основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, является решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об увольнении гражданина с этой службы. В связи с этим трудовой договор с работником, проходившим альтернативную гражданскую службу, подлежит расторжению только на основании п. 2 ст. 77 ТК РФ — по истечении его срока. Согласно ст. 79 ТК РФ об этом работник должен быть предупрежден заблаговременно, не менее чем за 3 дня до увольнения, в письменной форме. О прекращении трудового договора с работником, проходившим альтернати вную гражданскую службу, работодатель в течение трех рабочих дней обязан сообщить в федеральный орган исполнительной власти либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна данная организация. Ожидается, что все проблемы правового регулирования прохождения гражданами альтернативной гражданской службы будут устранены разрабатываемым в Правительстве Российской Федерации положением о прохождении этой службы.

——————————————————————