Права граждан в области охраны здоровья

(Стеценко С. Г.) («Юрист», 2004, N 8)

ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

С. Г. СТЕЦЕНКО

Стеценко С. Г., доктор юридических наук, заведующий кафедрой правовых основ и экономики здравоохранения Российского нового университета.

Построение демократического государства, к которому стремится Россия в последнее время, обусловливает особое отношение к правам граждан вообще и в сфере охраны здоровья в частности. Также этот вопрос является одним из основных в рамках изучения медицинского права — новой, стремительно развивающейся отрасли науки и учебной дисциплины <1>. От того, насколько качественной является юридическая база прав граждан в медицине, насколько эффективно отдельно взятый гражданин может воспользоваться предоставленными ему правами, во многом зависит успешное динамичное развитие как медицинского права, так и правового государства в целом. Практика многих современных стран, да и России в недалеком прошлом, отчетливо показывает, что можно иметь весьма красивое и показательное законодательство в области прав граждан в сфере медицины, но это никоим образом не отражается на конкретном правовом статусе отдельно взятого человека. Причин здесь может быть много, но одна из ключевых — нерешенные проблемы обеспечения прав граждан в сфере медицинской деятельности. Действительно, самые качественные, но не подкрепленные системой обеспечения, правовые нормы в сфере здравоохранения остаются только лишь декларациями, т. е. нормами, не сопровождающимися созданием системы их реализации, обеспечения и защиты. Следует заметить, что охрана здоровья применительно к вопросу прав граждан является частным вариантом более широкой категории — медицинской деятельности, что будет более детально показано в представленной далее классификации прав граждан в сфере медицинской деятельности. ——————————— <1> См.: Стеценко С. Г. Медицинское право: Учебник. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. С. 572.

Права граждан в сфере медицинской деятельности — это предусмотренные международными и внутригосударственными нормативно-правовыми актами положения, гарантирующие гражданам охрану здоровья и предоставление медицинской помощи при возникновении заболевания. Принимая во внимание теоретико-правовое деление права на объективное (устанавливаемое, гарантированное и обеспеченное государством) и субъективное (мера юридически возможного поведения), важно уяснить, что представленное выше определение прав граждан в сфере медицинской деятельности — вариант объективного права. В то же время не менее важно ориентироваться в вопросах субъективных прав граждан в сфере медицины. В этой связи необходимо дать определение субъективного права гражданина в сфере медицинской деятельности, под которым понимается мера возможного поведения гражданина, направленного на использование норм права, содержащихся в законодательстве о здравоохранении. В социально-ориентированном государстве, к которому стремится Россия, вопросам юридического обеспечения субъективных прав граждан должно быть уделено повышенное внимание. В этой связи, без всякого сомнения, следует согласиться с академиком В. П. Сальниковым, что «всякое субъективное право имеет социальную ценность постольку, поскольку его возможно реализовать. Осуществление же конституционных прав, свобод и интересов для граждан означает возможность требовать от других лиц действий, соответствующих содержанию реализуемых ими прав» <2>. ——————————— <2> Сальников В. П. Гарантии конституционных прав и свобод граждан России как механизм их социально-правовой защиты // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 12 мая 2003 г. / Под ред. докт. юрид. наук В. Н. Лопатина. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 62.

Классификация прав граждан в сфере медицинской деятельности. Наиболее удовлетворяющей потребностям юридического обеспечения медицинской деятельности на нынешнем этапе является классификация, в соответствии с которой существуют: I. Права граждан в области охраны здоровья 1. Право на охрану здоровья. 2. Право на информацию о факторах, влияющих на здоровье. 3. Право на медико-социальную помощь. 4. Права в системе медицинского страхования. II. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья 1. Права членов семьи. 2. Права беременных женщин и матерей. 3. Права несовершеннолетних. 4. Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту. 5. Права граждан пожилого возраста. 6. Права инвалидов. 7. Права граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и проживающих в экологически неблагополучных районах. 8. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи. III. Права пациентов 1. Общие права пациентов. 2. Права пациентов в отдельных направлениях медицинской деятельности (трансплантология, психиатрия, иммунопрофилактика и др.). В первые две группы объединены права граждан или отдельных групп населения, а в третьей представлены права пациентов. Связано это с тем обстоятельством, что гражданин в понимании его прав на охрану здоровья — это может быть как здоровый, не нуждающийся в медицинской помощи человек, так и имеющий определенное заболевание, обусловливающее его обращение в лечебно-профилактическое учреждение. В то же время пациент — это человек, уже обратившийся в ЛПУ за диагностической, лечебной или профилактической медицинской помощью. Настоящая статья посвящена именно правам граждан и не затрагивает весьма важную проблему прав пациентов <3>. ——————————— <3> См.: Стеценко С. Г. Что должен знать медицинский работник о правах пациента // Медицинская практика. 2004. N 3. С. 49 — 55.

Рассматривая право на охрану здоровья, следует заметить, что помимо ст. 41 Конституции РФ, предоставляющей право каждому на охрану здоровья и медицинскую помощь, это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г.). Рассматривая частный фактор охраны здоровья — охрану окружающей природной среды, необходимо указать, что Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ст. 11 определяет, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Относительно же защиты от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у граждан каких-либо заболеваний, необходимо привести в качестве примера СПИД — заболевание, которое пока не удается победить средствами медицины. Высший орган законодательной власти наложил запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных. Это было достигнуто путем ст. 17 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с изменениями от 12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г.), где указано, что не допускаются увольнения с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Также в контексте права на охрану здоровья необходимо рассматривать нормативные требования к рекламе. Речь идет о том, что конституционные гарантии охраны здоровья населения Российской Федерации важно считать основой обеспечения долголетней активной жизни каждого человека. Учитывая требования законодательства, реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. (Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» (с изменениями от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.)). В продолжение этого законодатель в Федеральном законе от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (с изменениями от 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) в ст. 44 поместил положения, свидетельствующие, что при рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта. Реклама не должна создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций. Реклама не должна содержать утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантировано <4>. ——————————— <4> См.: Малеина М. Н. Некоторые вопросы развития и применения законодательства о рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 16 мая 2003 г. / Под общ. ред. докт. юрид. наук С. Г. Стеценко. М.: Издательская группа «Юрист», 2003. С. 16 — 19.

Этим же вопросам посвящен Указ Президента РФ от 17 февраля 1995 г. N 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы», в соответствии с которым не допускается распространение в средствах массовой информации рекламы: 1) алкогольных напитков и табачных изделий, противоречащей интересам охраны здоровья граждан; 2) методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний и не утвержденных в установленном порядке; 3) целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений; 4) продукции, подлежащей обязательной сертификации, но не имеющей сертификата соответствия согласно требованиям Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». Право на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Право граждан на медико-социальную помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Особого внимания в области прав граждан на медико-социальную помощь заслуживает положение о бесплатности медицинской помощи в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Речь идет о том, что Правительство РФ в своем Постановлении от 11 сентября 1998 г. N 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» (с изменениями от 26 октября 1999 г., 29 ноября 2000 г., 24 июля 2001 г.) определило перечень видов медицинской помощи, бесплатно предоставляемой гражданам Российской Федерации. В этот перечень входят: а) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах; б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению, включая наблюдение здоровых детей), диагностике (в том числе в диагностических центрах) и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах и в стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений); в) стационарная помощь: — при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; — при патологии беременности, родах и абортах; — при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях; — при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в стационарах (отделениях, палатах) дневного пребывания больничных учреждений. При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации. Права в системе медицинского страхования. Данные права появились у граждан России после 1993 года, когда в нашей стране начало функционировать медицинское страхование. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от 2 апреля 1993 г. N 4741-I) (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г.) в ст. 6 («Права граждан Российской Федерации в системе медицинского страхования») определяет, что граждане Российской Федерации имеют право на: — обязательное и добровольное медицинское страхование; — выбор медицинской страховой организации; — выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; — получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства; — получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса; — предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования; — возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора. Например, право граждан на выбор страховой медицинской организации позволяет выбрать именно ту страховую компанию, которая наиболее качественно оказывает услуги страхования. Качество страхования для гражданина обеспечивается и возможностью получать медицинскую помощь в лучших ЛПУ (с которыми страховая компания заключила договоры) и в случае необходимости защищать свои права как на досудебном уровне, так и в суде. Права членов семьи обеспечиваются за счет положений ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Речь идет о том, что государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства. Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности. Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. Права беременных женщин и матерей. Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке. Дополнительными гарантиями прав беременных женщин и матерей являются положения Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.), где в ст. ст. 255, 256 определяется продолжительность отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком. Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральным законом. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. По заявлению женщины или лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях). Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Российской Федерации. (Ст. 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Права несовершеннолетних. «Дети — наше будущее». Этот девиз мы часто слышим из различных средств массовой информации. Но следует задаться вопросом, всегда ли в достаточной мере обеспечиваются условия для полной реализации детьми своих прав и законных интересов, и прежде всего прав в области охраны здоровья. Нормативно-правовую базу охраны здоровья несовершеннолетних составляют: — Конституция Российской Федерации; — Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; — Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; — Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.); — Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.); — Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.) Конституция РФ в ст. 38 гарантирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Медицинская деятельность, вмешательства с целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний и патологических состояний потенциально содержат в себе возможность определенных нарушений в реализации ребенком своих прав, в том числе права на жизнь. На определенном этапе развития общества возникла необходимость в разработке комплексного международного нормативно-правового акта, регулирующего вопросы правового статуса детей. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка, принятая в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г., которая в ст. 6 определяет, что государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. При этом государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для: а) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности; б) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи; в) борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды; г) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; д) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний; е) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи (ст. 24 Конвенции). Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.) в ст. 10 («Обеспечение прав детей на охрану здоровья») содержит положения, в соответствии с которыми в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан в ст. 24 указывают, что в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: 1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения субъектов Российской Федерации; 2) медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней; 3) санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; 4) бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности; 5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме. Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих. Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту. Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии. Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на производство независимой медицинской экспертизы и (или) обжалование заключений военно-врачебных комиссий в судебном порядке. Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения (ст. 25 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). В то же время детализирует данные положения и вводит другие права военнослужащих специальный закон, посвященный регулированию статуса военнослужащих — Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г.), ст. 16 которого носит название «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Охрана здоровья военнослужащих в соответствии с данным Законом обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях (далее — военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Военнослужащие, получившие увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении ими обязанностей военной службы, после госпитального лечения имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Министерства обороны Росси йской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Вместе с тем права военнослужащих в области медицинской деятельности имеют и определенные проблемы. Одной из них является законодательно определенный запрет на участие военнослужащих в проведении клинических исследований лекарственных средств (ст. 40 Федерального закона «О лекарственных средствах» 1998 г.). Проводя комплексную оценку данного запрета, следует отметить определенное ограничение права военнослужащих на получение медицинской помощи за счет применения новых лекарственных средств <5>. ——————————— <5> См.: Гучев И. А., Стеценко С. Г., Иваница Г. В. и др. Биомедицинские исследования на военнослужащих // Качественная клиническая практика. 2003. N 1. С. 30 — 38.

Права граждан пожилого возраста. В соответствии с законодательством граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости: женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста, включая одиноких граждан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсионеров, направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные потребности. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии. Действительная гуманность общества определяется в том числе отношением к пожилым людям. Особенности данного возрастного периода предопределяют увеличение количества заболеваний, большую нуждаемость в охране здоровья и медицинской помощи. Законодатель, определяя для данной категории граждан особые права в области охраны здоровья, стремился в максимально возможной степени обеспечить их охрану здоровья и предоставить доступ к получению медицинской помощи. Права инвалидов. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г.) определяет, что инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ст. 13 данного Закона указывает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения. Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи и перечень льгот для них определяются законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции могут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы. Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению (ст. 27 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах. Реалии настоящего времени, к сожалению, свидетельствуют о том, что экологическая ситуация в большинстве регионов России становится крайне тяжелой, а количество различного рода техногенных катастроф год от года нарастает. Подобного рода ситуации обусловливают увеличение количества лиц, которым требуется медицинская помощь. Ведущий нормативно-правовой акт в системе правового обеспечения медицинской деятельности — Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан — в ст. 28 содержат положения, в соответствии с которыми граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного и восстановительного лечения, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайной ситуации и снижению риска для их жизни и здоровья. Гражданам Российской Федерации, проживающим в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях. Гражданам, пострадавшим при спасании людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, гарантируются бесплатные лечение, включая санаторно-курортное лечение, и все виды реабилитации, а также материальная компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи. Руководствуясь тем, что граждане России, степень свободы которых по тем или иным причинам ограничена, остаются гражданами России, на них (с определенными ограничениями) распространяются права граждан в сфере медицинской деятельности. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г., 11 июня, 8 декабря 2003 г.) в ст. 101 определяет, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, — лечебные исправительные учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Представляет интерес решение законодателя относительно вопроса отказа осужденного от приема пищи. Когда речь идет об угрозе жизни осужденного, с позиций уголовно-исполнительного закона допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям. Вместе с тем Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан содержат нормы, предоставляющие право беременным женщинам, женщинам во время родов и в послеродовой период на специализированную помощь, в том числе в родильных домах. В местах лишения свободы, где предусматривается совместное содержание матерей и детей в возрасте до одного года, создаются детские ясли с квалифицированным персоналом. Испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, не допускаются. Последнее обстоятельство объясняется невозможностью в местах лишения свободы полностью обеспечить добровольность принятия решения об участии в испытаниях <6>. ——————————— <6> См.: Сальников В. П., Стеценко С. Г. Трансплантация органов и тканей человека: проблемы правового регулирования. Научное издание. Серия: «Право и медицина». СПб., Фонд «Университет», 2000. С. 19 — 20.

Таким образом, необходимо заметить, что отечественная нормативно-правовая база содержит положения, регулирующие права граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Их знание необходимо как юристам, так и врачам, изучающим медицинское право. От того, насколько качественно будет усвоена информация по этому вопросу, во многом зависит реальное обеспечение данных прав.

——————————————————————