Некоторые вопросы организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков

(Митькина А. В., Зинина Н. А.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2012, N 3)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ <*>

А. В. МИТЬКИНА, Н. А. ЗИНИНА

——————————— <*> Mitkina A. V., Zinina N. A. Some issues of struggle organization with illegal drug trafficking.

Митькина Алевтина Владимировна, старший научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент.

Зинина Нелля Александровна, слушатель 5 курса юридического факультета Академии ФСИН России, младший лейтенант внутренней службы.

Наркобизнес в современном мире является питательной почвой организованной преступности и коррупции, количество людей, употребляющих наркотики, увеличивается с каждым днем в геометрической прогрессии. Авторами статьи рассматриваются возможные варианты эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Ключевые слова: наркотизм, оборот наркотиков, преступления, наркобизнес.

In the contemporary world drug business is a favorable ground for organized crime and corruption, the number of drug addicts is increasing in geometric progression daily. The authors consider possible efficient ways to combat drug trafficking.

Key words: drug addiction, drug trafficking, crimes, drug business.

Влияние наркотизма (по определению: негативного социального явления, заключающегося в массовом приобщении к употреблению наркотиков представителей различных групп населения) состоит в прямой связи с фактом роста наркотизирующихся людей и преступностью в целом и, главное, с тем непреложным фактом, что наркобизнес является питательной почвой организованной преступности и коррупции <1>. ——————————— <1> См.: Боголюбова Т. А., Толпекин К. А. Деятельность прокуратуры по предупреждению наркотизма на региональном уровне. М., 1997. С. 3.

Задача правоохранительных органов состоит в том, чтобы совместными усилиями с применением специфических средств и методов поставить квалифицированный заслон проникновению и распространению наркомании, обеспечить неотвратимость и эффективность наказания, его реальное исполнение, в т. ч. посредством медицинской реабилитации преступника. Анализ складывающейся ситуации на территории, обслуживаемой управлением внутренних дел на транспорте по Южному федеральному округу, свидетельствует о расширяющемся распространении наркомании в таких регионах, как Волгоградская и Ростовская области. Данный процесс обусловлен главным образом наличием значительной сырьевой базы наркотических средств растительного происхождения на территории всего Южного округа Российской Федерации и стабильным транзитным поступлением наркотических средств опийной группы из республик Среднеазиатского региона (в основном железнодорожным транспортом) преимущественно через Республики Узбекистан и Туркменистан. Стабильно увеличивается в незаконном обороте доля наркотиков опийной группы. Наиболее криминогенными участками сегодня являются Волжский, Новочеркасск, Азов и Волгоград. В последние два года наблюдается значительная активизация наркобизнеса по доставке и сбыту в Южном регионе такого «тяжелого» наркотика, как героин. Число зарегистрированных преступлений по незаконному обороту наркотиков на участках обслуживания подразделений транспортной милиции в 2010 г. возросло в сравнении с 2003 г. практически в 2 раза (601 против 312) при значительном увеличении показателей, свидетельствующих об организованном его характере. Число лиц, привлекаемых за распространение и сбыт, увеличилось более чем в три раза. Местом совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, являются пассажирские и пригородные поезда — 22%, ж.-д. вокзалы, платформы — 61%, ж.-д. станции — 14%, аэропорты — 3%. При проведении оперативно-розыскных мероприятий преследуется цель выявить все звенья преступной цепочки, начиная с потребителей наркотиков, их оперативной разработки с выходом на наркокурьеров и сбытчиков. На узловых ж.-д. станциях рассматриваемого региона действуют объединенные мобильные заслоны. В их обязанности входит оперативное проникновение в коммерческие предприятия и транспортные организации, специализирующиеся на международных контейнерных перевозках из стран Средней Азии, Кавказа и СНГ. То, что количество наркопреступлений, которые были зарегистрированы на участках транспортной милиции, увеличивается, объясняется не только ростом преступности, но и активизацией работы по их выявлению и пресечению. В ОВД применяется система электронного оповещения, позволяющая выявлять лиц, находящихся в федеральном, межгосударственном и местном розыске, которые приобретают билеты на железнодорожный и воздушный транспорт. Кроме нее действует и постоянно расширяется специализированная система АИПС «Наркобизнес», база данных которой составляет более 6 тысяч лиц, причастных к преступлениям, связанным с транспортировкой и сбытом наркотиков. Банк данных этой системы постоянно пополняется, в прошлом году с ее помощью были задержаны шесть наркокурьеров с межрегиональными связями и крупными партиями наркотиков. Стремительное распространение, межрегиональный характер и глубокая латентность преступности, связанной с наркоманией, обязывают консолидировать усилия органов внутренних дел и других правоохранительных органов в работе по данному направлению, требуют активности и наступательности как в оперативно-розыскной, так и в профилактической работе. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание, что судебная практика не обрела еще необходимой стабильности. Приговоры судов в части назначения наказания характеризуются невысоким процентом осуждения к реальному лишению свободы, всего лишь 24%. Во всех остальных случаях назначено наказание, не связанное с лишением свободы, что, в свою очередь, особенно актуально в условиях реализации Концепции развития УИС до 2020 г. Причем условное наказание назначалось судами не только в отношении лиц, впервые совершивших преступления, но и в отношении ранее судимых (в 2010 г. условное наказание назначено 16 ранее судимым лицам). Нередко применялось судами и назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи уголовного закона. Ниже низшего предела, предусмотренного ст. 228 УК РФ, устанавливается наказание и при рассмотрении дел в кассационном порядке. Недостаточно активно применяются судами принудительные меры медицинского характера, предусмотренные ст. 97 УК РФ. Лишь в отношении 41 осужденного такие меры были приняты, что составляет менее 10% от числа осужденных. В связи с вышеизложенным хотелось бы остановиться на имеющихся недостатках в законодательстве об ответственности за незаконный оборот наркотиков, в первую очередь уголовного и уголовно-процессуального характера, и предложениях по исправлению ситуации. Во-первых, крайне несовершенна конструкция ст. 228 УК РФ. Часть 2 этой статьи предусматривает ответственность виновного за действия, связанные с наркотиками, как с целью перевозки, так и без таковой. Т. А. Боголюбова, К. А. Толпекин считают, что нет необходимости сопоставлять степень общественной опасности человека, потребляющего наркотик (соответственно, приобретающего наркотик) и занимающегося его перевозкой. Если первый фактически болен и нуждается в лечении, то второй — опасный преступник, играющий значительную роль в схеме сбыта и распространения наркотиков. Необходимо внести изменения в ст. 228 УК РФ, разграничив квалификацию и степень уголовно наказуемой ответственности виновного в зависимости от того, является ли лицо приобретателем наркотиков либо занимается изготовлением, перевозкой, переработкой наркотических или психотропных веществ. Во-вторых, суды вольно трактуют примечание к этой статье, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности лиц, добровольно сдавших наркотические средства и активно способствующих раскрытию либо пресечению этих преступлений. К таким лицам суды в ряде случаев относят граждан, доставленных в полицию за административные правонарушения, которые в дежурной части полиции на вопрос, имеются ли у них наркотики, отвечают утвердительно и только на этом основании освобождаются от уголовной ответственности. Такому гражданину понятно, что при обыске наркотик будет неизбежно обнаружен. Он вынужденно отдает наркотик, а не добровольно сдает его. И тем более не содействует в раскрытии преступления либо его пресечении. К сожалению, такая судебная практика находит поддержку и в Верховном Суде Российской Федерации. Необходимо внесение изменений в уголовно-процессуальный закон, который должен включать в себя право органов полиции при наличии достаточных оснований полагать, что допускается незаконный оборот наркотиков, производить досмотр граждан, почты и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов. Действующим Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях эта сфера деятельности не урегулирована. Действия работников правоохранительных органов, непосредственно, по специфическим признакам, заподозривших наличие наркотика у гражданина, по доставлению такого гражданина в полицию и проведению личного досмотра и досмотра его вещей, изъятию наркотика зачастую судами признаются незаконными, как проведенные до возбуждения уголовного дела. Реально работник полиции, обнаруживший гражданина с наркотиками в поезде, электричке, на вокзале и в другом общественном месте, не может тут же, на месте вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Для этого данного гражданина надо как минимум доставить в отделение полиции и проследить, чтобы во время доставления он не избавился от наркотиков. Таким образом, без возбуждения уголовного дела гражданин с наркотиками не подлежит досмотру, а уголовное дело возбудить нельзя, т. к. без досмотра невозможно получить предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ основания для возбуждения уголовного дела.

——————————————————————