Из аптек в наркопритоны
(Ичеткин А. П.)
(«Наркоконтроль», 2009, N 2)
ИЗ АПТЕК В НАРКОПРИТОНЫ
А. П. ИЧЕТКИН
Ичеткин А. П., г. Киров.
В последнее время наркоситуация значительно осложнилась негативной тенденцией к росту случаев организации и содержания наркозависимыми лицами притонов, создаваемых для изготовления и потребления наркотических средств. Такое деяние уголовно наказуемо и влечет за собой наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет. Попытаемся проанализировать условия и причины возникновения наркопритонов, их организации и содержания в конкретном регионе — на территории Кировской области.
Как показывают статистические данные о деятельности Управления ФСКН России по Кировской области, в притонах наиболее распространено потребление такого наркотика, как дезоморфин.
В 2006 г. этот наркотик на территории области изымался 134 раза, а общий вес изъятого дезоморфина составил 37,05 г. В 2007 г. количество изъятий данного наркотического средства возросло до 203 раз, а вес изъятого наркотика увеличился до 422,24 г. Данная тенденция сохранилась и в 2008 г.
Приведенная тревожная прогрессия наталкивает на неутешительные прогнозы, что и в будущем количество уголовных дел, связанных с организацией и содержанием притонов, будет увеличиваться и мало надежды на их снижение.
Меры профилактической работы, используемые для устранения причин и условий, способствующих организации притонов (в том числе разъяснительные беседы в различных социальных группах и слоях населения, организациях и воинских частях, охранных структурах учебных заведений и общежитий), дают положительный результат, но не достаточны для того, чтобы искоренить зло под названием «наркопритон».
В подавляющем большинстве случаев, как уже отмечалось, наркопритоны создаются наркозависимыми лицами для изготовления и потребления наркотического средства дезоморфин. Данный наркотик включен в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, оборот которого в России запрещен.
Одной из первопричин столь широкого распространения синтетического наркотика дезоморфина, изготавливаемого в домашних условиях, а следовательно, и организации притонов для его изготовления и дальнейшего потребления, является свободный отпуск в аптечных учреждениях лекарственных препаратов, содержащих некоторое количество наркотического средства кодеин («Седал-М», «Седалгин-Нео» и других), являющегося составляющим ингредиентом дезоморфина.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 109 «О внесении изменений в Порядок отпуска лекарственных средств, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 785» введены отдельные меры контроля в отношении данных препаратов, согласно которому указанные лекарственные средства подлежат отпуску аптечными учреждениями в количестве не более двух упаковок потребителю. Однако данные меры контроля явно недостаточны, чтобы прекратить доступ в незаконный оборот наркотического средства кодеин.
Также среди ряда причин, способствующих сложившейся ситуации, можно назвать незначительную стоимость кодеинсодержащих лекарственных препаратов, что позволяет заинтересованным лицам на наркорынке приобретать или сбывать наркотическое средство дезоморфин, изготовленный собственноручно, по цене значительно ниже его «рыночной» стоимости. Его цена на порядок ниже и других наиболее опасных наркотиков — героина, гашиша, марихуаны, что, естественно, позволяет дезоморфину занять более выгодное место на наркорынке по сравнению с другими опаснейшими наркотическими средствами. Вследствие того, что наркозависимые лица, как правило, не отличаются высокой покупательной способностью, проблема становится более тревожной, когда кодеинсодержащие препараты свободно реализуются в аптечных учреждениях.
Возрастание фактов организации наркопритонов для изготовления из кодеинсодержащих препаратов и последующего потребления или распространения дезоморфина вызывает беспокойство не только правоохранительных органов, но и лечебных наркологических учреждений, общественности. Если предположить, что наркозависимое лицо не знает, где приобрести наркотик в чистом виде, но знает, как его изготовить, то при настоящих условиях ему не составляет особого труда приобрести кодеинсодержащий препарат и изготовить дозу дезоморфина.
Обратимся к правовым основам сложившегося положения. Статьей 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» закреплено положение о возможности исключения некоторых мер контроля в отношении лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, внесенные в Списки II, III или IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Законодатель, закрепляя данное положение, несомненно, руководствовался гуманными целями, допуская возможность приобретения населением лекарственных препаратов, содержащих небольшое количество наркотического средства, минуя кабинет врача и долгую процедуру получения рецепта на данный препарат. Но вместе с тем, разрешив некоторые послабления в контроле за данной категорией препаратов, законодатель невольно предоставил возможность лицам, страдающим наркоманией, свободно приобретать лекарственные препараты, содержащие кодеин, включенный в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681. Список II указанного Перечня характеризуется тем, что в отношении наркотических средств, включенных в него, в Российской Федерации устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Однако для того, чтобы препараты были отнесены к данной категории, необходимо наличие определенных условий, установленных данной статьей Закона, а именно:
— препарат должен содержать малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в Списки II, III или IV Перечня, и поэтому не представлять опасности в случае злоупотребления ими или представлять незначительную опасность;
— наркотические средства или вещества не должны извлекаться легкодоступными способами.
Комбинированные кодеинсодержащие препараты действительно не содержат крупного количества кодеина и поэтому не причиняют вреда здоровью человека, однако в совокупности, если приобрести несколько упаковок препарата, из данного продукта можно извлечь достаточно кодеина для приготовления нескольких доз наркотического средства дезоморфин, опаснейшего наркотика, ввиду своих свойств включенного в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Данный же Список характеризуется тем, что средства, включенные в него, полностью запрещены к обороту на территории России.
Предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в таких препаратах, устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» установлено допустимое количество комбинированного лекарственного средства, содержащего кодеин (кодеина фосфат), в виде таблеток, растворов и т. д. — не более 0,2 г. Лекарственные препараты, содержащие малое количество наркотического средства кодеин, по первому условию, а именно по количеству наркотического средства в составе лекарственного препарата, приемлемы для исключения в отношении их некоторых мер контроля. Однако нельзя согласиться с допустимостью исключения мер контроля в отношении данного рода препаратов по второму условию, т. е. по условию о том, что наркотические средства или вещества не должны извлекаться из них легкодоступными способами.
В организованных притонах наркозависимые лица изыскивают способы извлечь кодеин из указанных препаратов без особых усилий путем выпаривания. По времени такая процедура занимает примерно 20 — 30 минут, и по трудоемкости сложной ее назвать нельзя. Таким образом, можно сделать вывод о том, что указанные лекарственные препараты не соответствуют категории препаратов, о которых идет речь в ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Поскольку из перечисленных лекарственных препаратов не составляет особого труда извлечь наркотическое средство кодеин, а на его основе изготовить дезоморфин. В целях предотвращения распространения среди населения наркотического средства дезоморфин представляется необходимым Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации принять меры по ограничению свободной реализации кодеинсодержащих препаратов, ввести в отношении данных препаратов меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно отнести кодеинсодержащие препараты к категории лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача.
Правовые основы оборота лекарственных средств, содержащих в своем составе наркотические средства (Приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. N 785), действующие в настоящее время, позволяют вводить в нелегальный оборот как с целью потребления, так и с целью незаконного изготовления наркотические средства, оборот которых запрещен или ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации (дезоморфин, кодеин).
Как мы выяснили, лекарственные препараты, содержащие кодеин, не относятся к той категории препаратов, о которых идет речь в ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», вследствие легкодоступности извлечения из них наркотика, и, следовательно, исключение мер контроля в отношении данных препаратов недопустимо. Закономерно напрашивается вопрос о соответствии Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 578, в части включения в него комбинированных кодеинсодержащих препаратов, Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах», который допускает исключение мер контроля только в отношении препаратов, содержащих малые количества наркотических средств, из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами.
К сожалению, при введении такого рода мер контроля обычным людям, у которых возникали разного рода болевые ощущения и которые могли бы их облегчить, приняв таблетку препарата «Пенталгин-Н» или иного препарата, содержащего кодеин, придется испытывать различного рода затруднения, связанные с посещением врача, стоянием в очереди на прием и т. п. и дальнейшим получением рецепта на приобретение болеутоляющего лекарственного препарата. Однако считаем, что принятие такого рода мер контроля есть необходимая реакция государственных органов на действия лиц, потребляющих наркотики без назначения врача и организующих наркопритоны.
Основным контингентом, создающим и содержащим наркопритоны, являются наркозависимые лица, люди больные и в силу этого вынужденные предпринимать и изыскивать различные пути для потакания своей болезни. Уголовным законом предусмотрена возможность наложения на осужденного обязанности пройти курс лечения от наркомании, однако такая возможность допускается только при условном осуждении. При осуждении, связанном с реальным лишением свободы, такой возможности, к сожалению, не предусмотрено.
В Политической декларации Генеральной Ассамблеи ООН, принятой на XX специальной сессии, посвященной совместной борьбе с мировой проблемой наркотиков, от 10 июня 1998 г. говорится: «Наркотики ломают жизнь людей… злоупотребление наркотиками наносит ущерб свободе и развитию молодежи — наиболее ценного мирового достояния».
В Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики, принятой на той же специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 июня 1998 г., признается, что злоупотребление наркотиками и их незаконный оборот имеют для всех стран разрушительные последствия: пагубное воздействие на здоровье людей; рост преступности, насилия и коррупции; истощение людских, природных и финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы в целях социально-экономического развития; гибель людей, разрушение семей и общин и ослабление политической, культурной, социальной и экономической структур.
Обществу необходимо задуматься о том, что наркотизации молодежи необходимо ставить серьезные преграды, и ставить их там, где наркозависимые лица находят и изыскивают различные способы изготовлять и потреблять опаснейшие наркотики и организовывать в связи с этим наркопритоны. Считаем, что данные меры контроля позволят пресечь попытки наркотизировать население, а особенно молодежь России. Также хочется надеяться, что руководство Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации примет во внимание сложившуюся тревожную ситуацию и указанным федеральным органом исполнительной власти будут установлены соответствующие меры контроля, что позволит пресечь относительно свободное распространение опаснейшего наркотика дезоморфина в Российской Федерации, по силе воздействия на организм человека не уступающего героину.
——————————————————————