Конституционно-правовые аспекты творчества
(Сазонникова Е. В.) («Конституционное и муниципальное право», 2008, N 16)
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА
Е. В. САЗОННИКОВА
Сазонникова Е. В., доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета Воронежского государственного университета, заместитель директора Института регионального законодательства, кандидат юридических наук.
Творчество представляет собой комплексный объект изучения, входящий в разнообразных отношениях в предмет всех гуманитарных наук. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью раскрыть важнейшие направления исследования творчества <1> в конституционно-правовом ракурсе с тем, чтобы выявить, в каких аспектах творчество включено в предметную область конституционно-правовой науки. В рамках данной статьи вкратце представим избранную проблематику. ——————————— <1> В энциклопедических источниках творчество определяется как действие от глагола «творить» в значении «создавать, производить, созидать» // См.: Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2004. С. 1093.
1. Конституционно-правовые основы правотворчества и конституционное правотворчество
Творческое начало правотворчества как части процесса правообразования отражено уже в самом его названии, и «в общекультурном плане правотворческая деятельность может быть отнесена к одному из достижений цивилизации» <2>. Создание правовых норм подчиняется тем закономерностям, которые присущи иным видам творчества. ——————————— <2> Шувалов И. И. Правотворчество в механизме управления обществом: необходимость комплексного исследования. М., 2005. С. 21.
Применительно к законотворческому процессу вне творчества невозможно ни возникновение идеи <3> нормативного правового акта, ни создание концепции и проекта нормативного правового акта. ——————————— <3> См.: Баранов М. В. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 9 — 17.
О творчестве в интерпретационной деятельности Конституционного Суда РФ пишет Б. А. Осипян: «Мир и человеческое общество так устроены, что большинство людей и их политические представители, как правило, не имеют объективных и субъективных предпосылок для такого высокого искусства и деликатного дела, каким является разработка и толкование конституции целого народа и государства. Такие благодатные творческие способности обычно имеют лишь особого рода люди — ученые по своему жизненному призванию и правоведы по своему профессиональному образованию и опыту, которым может быть доверено и поручено совершить такую многосложную работу» <4>. ——————————— <4> Осипян Б. А. Проблемы толкования конституционных положений // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 7. (СПС «КонсультантПлюс».)
Применительно к непосредственному народовластию творчество ярко выражено в народной правотворческой инициативе.
2. Творчество в конституционной правореализации
В основе творческого начала конституционной правореализации лежит «открытый» характер основного закона государства: конституция «расширяет вариативность в различных сферах жизнедеятельности», но при этом конечный результат развития «остается открытым и будет зависеть от конституционного консенсуса…» (И. А. Кравец) <5>. ——————————— <5> Кравец И. А. Российский конституционализм: Проблемы становления, развития и осуществления. СПб., 2004. С. 18 — 19.
Творческий потенциал присущ самой конституционно-правовой норме; об этом, в частности, О. Е. Кутафин пишет: «…творческие, стимулирующие, созидательные свойства конституционных норм проявляются в установлении ими целей и задач развития общества и государства» <6>. ——————————— <6> Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 35.
В современных исследованиях отмечается, что творчество присуще: — формированию органов власти («формирование реально действующего, эффективного парламента — это не «октроирование свыше», а творчество самого народа, предполагающее достаточно высокий уровень правовой культуры общества и правового сознания каждого субъекта политико-правовых отношений» <7>); ——————————— <7> См.: Румянцева В. Г., Гуляева Е. А. Парламентаризм: проблемы научного осмысления понятия и практика институционального воплощения // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 12. (СПС «КонсультантПлюс».)
— работе правотворческого органа («без этого качества законодатель превращается в механизм выработки духовно бессмысленных, культурно бедных законов» <8>); ——————————— <8> См.: Нургалеев Ш. Х., Чинчикова Г. Б. Правовая тактика и правовая стратегия: вопросы теории соотношения и практики // Юридическое образование и наука. 2006. N 2, 3 (СПС «КонсультантПлюс»).
— наказам избирателей, обращениям граждан в виде предложений.
3. Государственная политика в отношении творчества
Творчество всегда находится в спектре внимания публичной власти. В данной статье обратимся к Посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В Послании Президента РФ (16 февраля 1995 г.) вопросы творчества были подняты в связи задачами в социокультурной сфере: «В качестве первоочередной задачи государства в культурной сфере стоит разработка отвечающей новым реальностям правовой базы… обеспечивающей возможность творческого труда и права на «свободную профессию» <9>. ——————————— <9> Российская газета. 1995. 17 февраля.
В Послании Президента РФ (23 февраля 1996 г.) творчество рассматривается в связи с гуманитарными проблемами, с акцентированием перемен в духовной жизни российского общества, с обеспечением реализации принципа плюрализма. «Уже несколько лет в России сняты все препоны, препятствовавшие свободному обращению к источникам информации и полной свободе творчества. Цензура, с одной стороны, а «самиздат» и «тамиздат» — с другой, стали предметом изучения историков» <10>. ——————————— <10> Российская газета. 1996. 27 февраля.
О творчестве в аспекте развития инициативности людей, развития малого бизнеса шла речь в Послании Президента РФ (19 апреля 2002 г.): «Творческая активность людей должна направляться не на так называемую оптимизацию налоговых схем, а на развитие собственного дела на базе использования тех норм, которые мы с вами им предлагаем» <11>. ——————————— <11> Российская газета. 2002. 19 апреля.
Следующий раз вопросы творчества освещены в Послании Президента РФ (25 апреля 2005 г.) в связи с проблемами демократического развития России; были процитированы слова философа И. А. Ильина: «Государство… не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество… Оно не должно… без крайней надобности стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей» <12>. ——————————— <12> Российская газета. 2005. 26 апреля.
Наконец, в Послании Президента РФ (26 апреля 2007 г.) вопросы творчества затронуты в связи с негативным воздействием на творческую деятельность экономических условий. В частности, констатируется, что «длительный экономический кризис тяжело сказался на положении российской интеллигенции, на состоянии искусства и литературы, народного творчества», а также обращено внимание на важность развития «национальных культур народов России, включая поддержку фольклорного творчества» <13>. ——————————— <13> Российская газета. 2007. 27 апреля.
Таким образом, в Посланиях Президента РФ в качестве политического ориентира провозглашается ценность творчества как условия саморазвития во всех сферах жизнедеятельности общества.
4. Конституционно-правовое регулирование творчества
В Конституции Российской Федерации (1993 г.) о творчестве упоминается дважды: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» (ч. 2 ст. 26); «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» (ч. 1 ст. 44). Между этими двумя положениями Конституции Российской Федерации усматривается взаимосвязь: в статье 26 речь идет о свободе выбора языка творчества, в статье 44 — о свободе творчества во всех его видах; строго говоря, свобода выбора языка творчества представляет собой один из аспектов свободы творчества. В конституционном праве творчество выступает объектом регулирования в целом ряде случаев, в частности при установлении: гарантий невмешательства государства и иных субъектов в творческие процессы, направлений и способов государственной и муниципальной поддержки творчества; изъятий из принципа несовместимости публичных функций.
5. Свобода творчества в системе основных прав и свобод человека и гражданина
Свобода творчества «каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования» <14>. Проблематика свободы творчества взаимосвязана с отношением государства к духовной активности человека, к охране интеллектуальной собственности, к цензуре. ——————————— <14> Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. М., 2002. С. 254.
Свобода творчества — неотъемлемая составляющая духовной жизни общества, свободного развития человека, демократической традиции. Сегодня в России формулируется новая идеологема: решающей творческой силой экономики знаний является «креативный класс» <15>. В исследованиях человеческого потенциала акцентируется, что «чем большая часть нации участвует в творческом труде, тем выше темпы и качество развития экономики и общества» <16>. Развитие креативности становится важнейшим направлением государственной образовательной и культурной политики. ——————————— <15> См.: Казанцев В. О. Приоритетные национальные проекты. М., 2007. С. 73 — 78. <16> Казанцев В. О. Указ. соч. С. 93.
Таким образом, существуют многообразные конституционно-правовые аспекты творчества, исследование которых способствует расширению междисциплинарных связей конституционного права.
——————————————————————