Теоретические аспекты тарифного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС

(Новиков В. Е.) («Таможенное дело», 2009, N 3)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗЭС

В. Е. НОВИКОВ

Новиков В. Е., доктор экономических наук, профессор, Российская таможенная академия.

Теоретические аспекты тарифного регулирования в Таможенном союзе вытекают из законов социально-экономического развития общества, теории внешней торговли, особенностей социально-экономического развития стран — членов Таможенного союза и их национальных интересов, особенностей хозяйственных механизмов этих стран, места, роли и характера внешнеторговых связей Таможенного союза. Из действия экономических законов следует, что экономические выгоды от Таможенного союза могут быть получены только в случае усиления позиции стран — членов этого Союза в производстве и торговле продукцией обрабатывающей промышленности и прежде всего высокотехнологичных отраслей. Это предполагает в первую очередь концентрацию интеллектуальных ресурсов стран на создании высокотехнологичных видов продукции при одновременном усилении кооперации и специализации в ее производстве, что должно осуществляться при поддержке соответствующей политики таможенно-тарифного регулирования. Одновременно свободное движение ресурсов труда и капитала должно способствовать достижению целей внешнеэкономической торговой политики Таможенного союза. При позиционировании Таможенного союза на мировых рынках как поставщика топливно-сырьевых товаров он, по существу, выступает как союз стран, заинтересованных в проведении скоординированной политики поставки ресурсов на мировые рынки. В этом случае страны — члены этого Союза продолжают осуществлять неэквивалентный обмен, выступая источниками получения мировой ренты высокоразвитыми странами за реализацию продукции с высокой долей добавленной стоимости на мировых рынках. Свободное движение ресурсов труда и капитала в этом случае будет направлено на максимизацию поставок топливно-сырьевых ресурсов с их первичной обработкой, предполагающей получение продукции с низкой долей добавленной стоимости и производимой с использованием технологий и оборудования, получаемых из других стран. Естественно, это потребует выстраивания иной таможенно-тарифной политики, чем в случае ориентации на производство высокотехнологичной продукции. При выработке таможенно-тарифной политики следует также учитывать особенности развития отдельных стран, структуры их экономик и производства, место и роль таможенных инструментов в системе мер государственного регулирования экономики. Инструментами государственного воздействия на экономическое развитие являются участие государства как непосредственного агента производства и распределения, поддержка образования и науки, планирование, ценообразование, финансы и кредит, оплата труда, регулирование внешней торговли, в том числе таможенно-тарифное регулирование. Таможенно-тарифное регулирование отличается от других регуляторов тем, что оно имеет внерыночный характер и реализуется только непосредственно государством. В отличие от него другие регуляторы испытывают на себе воздействие как рыночных сил, так и государства. Например, цены в том или ином секторе экономики могут формироваться под воздействием конкурентной или монопольной среды. То же в принципе можно сказать и о других регуляторах. Таможенно-тарифное регулирование как непосредственно государственный регулятор, взаимодействует с другими регуляторами, которые определяются рыночной средой или государством. Поэтому для достижения поставленной цели должен быть понятен и определен характер этого взаимодействия. Следовательно, необходимо выстроить схему действия и взаимодействия экономических регуляторов для достижения поставленной цели. Направленность их действия на стимулирование экономического роста можно показать на следующей схеме.

Цены > Обеспечивают повышенную рентабельность производства и стимулируют использование такой продукции, ограничивают производство неэффективной продукции

Оплата труда > Стимулирует постоянный рост квалификации специалистов и рост производительности труда

Кредит > Предоставляет доступ к денежным ресурсам

Налоги > Льготное налогообложение на этапах разработки и внедрения продукции

Валютный курс > Стремится к паритету покупательной стоимости

Таможенный тариф и Обеспечивают конкурентность отечественной другие меры > продукции с высокой долей добавленной таможенно-тарифного стоимости на внутреннем рынке регулирования

Вложения государства > Обеспечивают подготовку в образование и науку высококвалифицированных кадров и проведение нужных научных исследований

Схема 1. Направленность действий важнейших экономических регуляторов

Важнейшим центральным регулятором экономики является цена, которая, как известно, опосредует обмен результатами труда. От того, по каким ценам будет осуществляться этот обмен, зависит, будет ли производство товара иметь нормальную прибыль, когда оно может успешно развиваться, или низкую рентабельность, при которой оно постепенно деградирует, теряет конкурентоспособность и в конечном счете исчезает. При убыточном производстве предприятие быстро становится банкротом и ликвидируется. Таможенно-тарифное регулирование воздействует на уровень затрат, по которым ввезенная продукция поступает на внутренний рынок и на основе которых с учетом затрат отечественных производителей формируется цена. Таким образом, от того, с какими затратами поступает импортная продукция на рынок, будут зависеть рентабельность производства отечественной продукции и перспективы развития производства этой продукции. Отсюда важно понять, насколько тесно связано таможенно-тарифное регулирование с ценами и затратами отечественных предприятий на производство продукции. Следовательно, должен быть выстроен «мостик» между мерами таможенно-тарифного регулирования и ценами в виде ряда нормативно-методических документов, определяющих меры таможенно-тарифного регулирования, исходя из их тесной взаимосвязи с ценами. Здесь имеется два аспекта. С одной стороны, следует увязать меры таможенно-тарифного регулирования с уровнями затрат и цен отечественных производителей и мировыми ценами, а с другой — чтобы цены, формирующиеся под влиянием мер таможенно-тарифного регулирования, были увязаны с оплатой труда и объемами конечного потребления, чтобы формировался достаточный объем платежеспособного спроса и устанавливалось экономически обоснованное соотношение между объемами предложения (производства) и спроса. В случае если это соотношение нарушено, то возникает, при недостаточном объеме спроса, снижение объемов и рентабельности производства, что ведет к его постепенной деградации. В случае превышения объемами платежеспособного спроса объемов предложения происходит рост цен, рентабельности производства. То есть в обоих случаях цены и затраты растут, но в первом случае рентабельность снижается, а во втором — растет. Поэтому во втором случае не наступает деградации производства, но существенно замедляется его развитие. В том и в другом случае нарушение соотношения объемов предложения и платежеспособного спроса опасно для экономики, но в первом случае экономика деградирует, а во втором случае ее развитие замедляется и по мере увеличения темпов инфляции это замедление усиливается. При разработке и применении мер таможенно-тарифного регулирования эти особенности в экономическом развитии страны необходимо учитывать. Когда платежеспособный спрос поддерживается на более низком уровне, чем возможный объем предложения при существующих производственных мощностях, и при этом происходит рост затрат и цен, меры таможенно-тарифного регулирования должны сдерживать импорт, т. е. импортная продукция на внутреннем рынке должна реализовываться с более низкой рентабельностью, чем отечественная, или быть убыточной. Это будет поддерживать отечественного производителя и замедлять деградацию отечественного производства. Таким образом, каждая страна — член Таможенного союза должна соответствующим образом корректировать свои экономические регуляторы с учетом принятых мер таможенно-тарифного регулирования, чтобы максимизировать свой эффект от участия в Таможенном союзе. Страны — члены ЕврАзЭС имеют существенные различия в структуре экономики и производства, что будет определять их подходы к уровню и степени дифференциации таможенного тарифа. Важным является вопрос, как подойти к формированию таможенного тарифа ЕврАзЭС. Здесь возможны два пути. Во-первых, сформировать тариф на основе согласованных позиций отдельных стран, каждая из которых будет учитывать свои интересы. Во-вторых, разработать таможенный тариф исходя в целом из интересов Таможенного союза. В этом случае необходима согласованная методическая база построения таможенного тарифа, базирующаяся на определенных принципах и включающая соответствующие методические документы. Методологическая база построения таможенного тарифа необходима и в первом случае, но вопрос ее отсутствия для Таможенного союза представляется менее острым, так как таможенный тариф формируется более свободно на основе согласования позиций сторон. Если рассматривать методологию таможенно-тарифного регулирования в целом, то в ней можно выделить отдельные части: методологию определения таможенно-тарифных инструментов, методологию целеполагания, методологию настраивания инструментов таможенно-тарифного регулирования. Эффективность методологии таможенно-тарифного регулирования определяется тем, насколько эффективно и точно инструменты таможенно-тарифного регулирования отражают их экономическую сущность, насколько поставленные цели учитывают действие экономических законов и национальные интересы, насколько настройка инструментов таможенно-тарифного регулирования позволяет максимально эффективно решать задачи, вытекающие из поставленной цели. В методологии определения таможенно-тарифных инструментов можно выделить этапы: — отбора инструментов регулирования; — определения и обоснования инструментов регулирования. Методология целеполагания включает следующие этапы: — определение предпосылок принятия целей; — разработка вариантов целей; — анализ условия и возможностей достижения целей; — определение целей; — настройка таможенных инструментов для достижения поставленных целей. На этапе определения предпосылок принятия целей учитывается действие экономических законов, например закона стоимости, соотношения спроса и предложения, соотношение темпов роста производительности труда и средней зарплаты и других. То есть должны быть выработаны научные основы постановки той или иной цели. На этапе разработки вариантов целей осуществляется постановка ряда целей, которые могут различаться по значимости конечных результатов, срокам реализации, возможным затратам на достижение целей и другим параметрам. На этапе анализа условий и возможностей достижения целей рассматриваются наличие необходимых ресурсов для достижения целей, перегруппировка возможностей общества для получения ресурсов и сроки внедрения этих ресурсов в действие для достижения данной цели. На этапе определения цели осуществляется конкретизация целей и формулировка. На этапе настройки таможенно-тарифного регулирования определяются конкретные параметры отдельных инструментов, устанавливается их взаимодействие между собой, выстраивается взаимодействие между таможенно-тарифными мерами и другими инструментами государственного регулирования экономики: ценами, налогами, валютным курсом, оплатой труда и другими. Для каждой части единой методологии таможенно-тарифного регулирования разрабатывается комплекс методик, предназначенный для решения задач, вытекающих из этапов разработки методологии. Следует разработать методику определения ставок таможенных пошлин во взаимосвязи с методами определения и контроля таможенной стоимости, методику применения различных видов ставок в таможенном тарифе, методику и порядок изменения уровня ставок в таможенном тарифе при изменении конъюнктуры мировых и внутренних рынков стран — членов ЕврАзЭС. Из согласованного базового перечня единого таможенного тарифа Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по состоянию на 12 декабря 2008 г. видно, что Таможенный союз ЕврАзЭС позиционирует на внешнем рынке как импортер продуктов животного происхождения, машин и оборудования и поставщик топливно-сырьевых товаров, поскольку заниженные ставки таможенных пошлин на ввоз продовольствия (относительно затрат на их производство в России) и нулевые ставки на большинство видов продукции машиностроения не оставляют шансов на обеспечение продовольственной и технологической безопасности. Расчеты института экономики РАН и Национального инвестиционного совета, проведенные еще в 2000 — 2001 гг. <1>, показали, что экономически обоснованная ставка таможенной пошлины на продукцию машиностроения в России в 1997 — 1999 гг., когда начался рост отечественного производства, должна была составлять 115%. С того времени затраты предприятий на производство машин и оборудования существенно выросли: рост внутренних цен обгоняет рост мировых цен. В этой ситуации практически невозможным окажется инновационный путь развития, под реализацию которого приняты национальные программы. ——————————— <1> Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. РАН, Национальный инвестиционный совет. М., 2002. С. 14 — 15.

Поэтому необходимо разработать научно обоснованную методическую базу формирования тарифа Таможенного союза ЕврАзЭС и его постоянной корректировки.

——————————————————————