Выявление нарушений при реализации приоритетных национальных проектов
(Жук М.)
(«Законность», 2007, N 9)
ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
М. ЖУК
М. Жук, прокурор Калининского района Краснодарского края, кандидат юридических наук.
Соблюдение законодательства в ходе реализации национальных проектов — на сегодняшний день одно из приоритетных направлений прокурорской деятельности, о чем говорит и Приказ Генерального прокурора РФ от 19 января 2007 г. N 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов».
В рубрике «Обмен опытом» журнала «Законность» можно почерпнуть много положительных примеров правоприменительной практики органов прокуратуры по всей России. Зачастую это реальный и действенный способ распространения и внедрения новых форм и методов прокурорского надзора. Вместе с тем, на мой взгляд, тема организации прокурорского надзора в сфере реализации приоритетных национальных проектов недостаточно полно изучена и обсуждена на страницах «Законности», несмотря на многообразие и широкий спектр вопросов, с которыми сталкиваются прокуроры на местах при выявлении и фиксации нарушений федерального законодательства в этой сфере. В первую очередь это касается нарушений при выделении и использовании средств бюджетов всех уровней на реализацию приоритетных национальных проектов.
В прокуратуре Калининского района функциональные обязанности между оперативными сотрудниками отдельным распоряжением прокурора района распределены таким образом, что надзор за соблюдением каждого из национальных проектов — «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Здоровье» возложен на конкретного сотрудника, который концентрирует свои усилия, формирует методический материал, аккумулирует законодательную базу, надзорную практику и в итоге организует работу в рамках соответствующего национального проекта. Этот предметный принцип позволяет более глубоко вникнуть в суть проблем, возникающих при правовом обеспечении национальных проектов, проводить регулярный мониторинг их реализации на территории района. С этой целью в прокуратуре района заведены отдельные наблюдательные производства по каждому из приоритетных национальных проектов.
В комплекс надзорной работы по обеспечению законности при реализации приоритетных национальных проектов включены следующие мероприятия:
— постоянная и систематическая проверка законности правовых актов органов местного самоуправления, принимаемых в связи с реализацией национальных проектов;
— ежемесячное получение из администрации муниципального образования Калининского района информации о поступающих в рамках реализации каждого в отдельности национального проекта денежных средствах бюджетов всех уровней и приобретаемых за эти средства материальных ценностях, анализ этой информации, проверка целевого использования поступающих средств, соблюдение сроков перечисления этих средств бюджетополучателям;
— истребование из контролирующих органов результатов проведенных ими проверок целевого расходования указанных средств, в том числе информации о своевременности и полноте принимаемых мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причиненного ущерба;
— принятие всех предусмотренных законом мер прокурорского реагирования (от предостережения до возбуждения уголовного дела).
Вместе с этим следует отметить, что наиболее действенной формой прокурорского реагирования является возбуждение дел об административных правонарушениях и уголовных дел, что дает реальную возможность возместить причиняемый государству ущерб в результате нецелевого расходования средств бюджетов всех уровней.
При этом для получения положительных результатов к проведению прокурорских общенадзорных проверок в обязательном порядке необходимо привлекать представителей контролирующих и правоохранительных органов, в том числе органов финансово-бюджетного надзора, подразделений по налоговым преступлениям и др.
Так, прокуратурой Калининского района в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства проведена проверка законности получения средств федерального бюджета и средств бюджета Краснодарского края, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов «Развитие АПК» и «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
В ходе этой проверки проводились камеральные проверки, изучались личные дела участников программы, в контролирующих органах запрашивалась информация для опровержения выводов, изложенных в решениях о предоставлении субсидий, и пр. В итоге были выявлены многочисленные нарушения законодательства, в том числе в действиях муниципальных служащих.
Так, в 2006 г. гражданин В. путем обмана приобрел право на получение субсидии в размере 472500 руб. за счет средств федерального бюджета и краевого бюджета Краснодарского края для проведения мероприятий по улучшению жилищных условий, не имея для этого законных оснований. Заявление о включении в списки получателей субсидий от имени В. было подготовлено его супругой, занимавшей должность начальника отдела по работе со средствами массовой информации МО «Калининский район». Кроме того, он предоставил в комиссию по признанию граждан участниками Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» документы, подтверждающие факт его трудоустройства и работы в одном из сельхозпредприятий района. Однако этот гражданин, будучи формально, «на бумаге» принятым на работу, на указанном предприятии после трудоустройства не появлялся, своих обязанностей не выполнял, заработная плата ему не начислялась, вознаграждение за труд он не получал и, более того, был уволен сразу же после получения субсидии. Таким образом, трудоустройство было фиктивным, а к сельскому хозяйству гражданин никакого отношения не имел. Вместе с тем было принято решение о признании В. участником Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», произведен расчет размера субсидии, составившего 472500 руб., которые впоследствии были перечислены на его банковский счет. Предоставленная В. субсидия на улучшение жилищных условий была освоена им полностью.
Приведу другой факт, выявленный проверкой. Гражданка Г., действуя с прямым умыслом и корыстной целью, в 2006 г. путем обмана также неправомерно приобрела право на получение субсидии в размере 472500 руб. за счет средств федерального и краевого бюджетов для приобретения жилья в Калининском районе, не имея для этого законных оснований. Заявление о включении в списки получателей субсидий от имени Г. было подготовлено ее супругом, занимавшим на тот момент должность и. о. заместителя главы МО «Калининский район» — руководителя управления градостроительства и благоустройства администрации МО «Калининский район», а также являвшимся заместителем председателя комиссии по признанию граждан участниками указанной Федеральной целевой программы. Им же в составе других членов комиссии принято решение о признании Г. участницей Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». Кроме того, им же произведен расчет размера субсидии, составивший 472500 руб., которые впоследствии были перечислены на банковский счет Г. При этом Г. и ее супруг зарегистрированы в другом районе края. Более того, предоставленная Г. субсидия на приобретение жилого помещения до настоящего момента не освоена, хотя в ее личном деле есть договор купли-продажи на приобретение в собственность квартиры, который был заключен фиктивно — для предоставления комиссии в качестве документа, исходя из условий которого производится расчет суммы субсидии, и не регистрировался в учреждении юстиции. Об этом, соответственно, не мог не знать супруг Г., заместитель председателя комиссии.
По этим фактам прокуратурой района возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК. В ходе расследования выявлены аналогичные нарушения федерального законодательства, совершенные при попустительстве, а иногда и прямом пособничестве со стороны должностных лиц муниципального образования, в связи с чем решается вопрос о возбуждении по этим фактам уголовных дел, в том числе в отношении должностных лиц.
Таким образом, субсидии распределялись и выдавались лицам, не имеющим на них права. Решениями уполномоченного органа МО «Калининский район» — комиссии по признанию граждан участниками (претендентами) Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» в нарушение Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2006 г.), были неправомерно предоставлены субсидии на общую сумму более двух миллионов бюджетных рублей.
Характерной особенностью этих противоправных действий является то, что, как правило, их совершению способствуют должностные лица, уполномоченные прямо или косвенно распределять денежные средства. Именно это и создает основные сложности при проведении проверок и выявлении правонарушений и преступлений, а главное — их фиксации.
Вместе с тем практика показала, что правильно спланированные, хорошо организованные и целенаправленные проверочные мероприятия приводят к положительным результатам.
——————————————————————