Религиозная тайна как составной элемент свободы вероисповедания
(Пчелинцев А. В., Андреев К. М.) («Конституционное и муниципальное право», 2013, N 12)
РЕЛИГИОЗНАЯ ТАЙНА КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
А. В. ПЧЕЛИНЦЕВ, К. М. АНДРЕЕВ
Пчелинцев Анатолий Васильевич, профессор РГГУ, главный редактор журнала «Религия и право», адвокат, доктор юридических наук.
Андреев Константин Михайлович, адвокат, соискатель ученой степени.
Повышенное внимание к религиозной тайне в современной жизни нашего общества обусловлено возрастанием роли и места религии в жизни человека. В настоящей работе авторы раскрывают не только содержание религиозной тайны и отмечают, что гарантии религиозной тайны содержатся как в действующем законодательстве, так и во внутренних установлениях религиозных объединений и обязывают как представителей органов государственной власти, так и священнослужителей соблюдать право на религиозную тайну.
Ключевые слова: религиозная тайна; свобода вероисповедания; религия и право.
Religious secret as an element of freedom of faith A. V. Pchelincev, K. M. Andreev
Pchelincev Anatoli] Vasil’evich, attorney, professor of the Russian state humanitarian university, editor-in-chief of journal «Religion and law», doctor of juridical sciences.
Andreev Konstantin Mikhajlovich, attorney, degree-seeking student.
The close attention to the religious secret in contemporary life of our society is conditioned by increase of the role and place of religion in human life. The authors of the present book reveal the contents of the religious secret, note the guarantees of the religious secret in the current legislation and internal statutes of religious associations and oblige both representatives of agencies of state power and churchmen observe the right to the religious secret.
Key words: religious secret, freedom of faith, religion and law.
Религиозная тайна как неотъемлемая часть свободы вероисповедания в силу достаточной новизны для отечественного права остается одной из наиболее слабо изученных тем и нуждается в научном обосновании и дополнительном исследовании. Правовые гарантии религиозной тайны содержатся в Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и др. Так, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ гласит, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Часть 1 ст. 24 Конституции РФ запрещает «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия», а ч. 3 ст. 29 указывает, что «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Данные положения Конституции РФ находятся в полном соответствии с нормами международного права. Так, согласно ст. 12 Всеобщей декларации прав человека «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Говоря о соотношении права на частную жизнь и религиозной тайне, Г. Б. Романовский указывает, что «данное право является не просто гарантией невмешательства государства во внутренний мир человека, но и закреплением уважения прав верующих. Право на неприкосновенность частной жизни в своем развитии нормативного закрепления реализовывалось в отдельных правомочиях, отражающих те или иные элементы неприкосновенности частной жизни. Таковым является свобода совести. Религиозные убеждения — это элемент внутреннего мира человека, соответственно часть его частной жизни» <1>. ——————————— <1> Романовский Г. Б. Право на неприкосновенность частной жизни. М.: МЗ-Пресс, 2001. С. 276.
Подтверждая право каждого на частную жизнь, неотъемлемой частью которого, безусловно, являются и религиозные убеждения, п. 5 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержит в себе императивную норму, согласно которой никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация является персональными данными, обработка которой по общему правилу может осуществляться оператором только с согласия субъектов персональных данных, которое должно быть выражено в письменной форме. Более того, обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением следующих случаев: 1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных; 2) персональные данные сделаны общедоступным субъектом персональных данных; 2.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии; 2.2) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»; 2.3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях; 3) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно; 4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну; 5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных; 6) обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия; 7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации; 8) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством; 9) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственными органами, муниципальными органами или организациями в целях устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами. Гарантии прав личности на личную религиозную тайну содержатся и в других законах. Так, п. 2 ст. 41.2 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» <2> запрещает сбор и внесение в личное дело сведений о религиозной принадлежности прокурорского работника. Аналогичные запреты содержатся в п. 2 ст. 24 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» по отношению к сотрудникам таможенных органов <3> и ст. 83 Указа Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» <4>. ——————————— <2> СЗ РФ. 1995. N 39. Ст. 4472. <3> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586. <4> СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2197.
В силу п. 3 ст. 42 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещается обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего в том числе и его персональные данные о религиозных и иных убеждениях <5>. ——————————— <5> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» обязывает журналиста получать согласие на распространение сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей. При этом следует отметить, что согласие как понятие охватывает широкий диапазон отношений — от пассивного непротивления до восторженного согласия. Когда согласие выражено явно и в словесной форме, оно по меньшей мере может иметь легитимирующую силу. Трудности возникают тогда, когда отношение не выражено явно и надо определить его наличие или отсутствие, исходя из действий (или бездействия) человека. Поскольку считается, что согласие влечет за собой важные последствия с точки зрения ответственности и законности, совершенно естественно, что особое внимание уделяется обстоятельствам, в которых это согласие давалось: например, не было ли принуждения или злоупотребления влиянием; имел ли человек действительную возможность выбора; хорошо ли человек, давая согласие, знал, что это повлечет за собой. Последний вопрос привел к появлению понятия согласия, основанного на имеющейся информации, т. е. согласия, даваемого человеком, располагающим информацией, необходимой для сознательного приложения его воли к данному предложению, действию или результату. Ясно, что человек, недостаточно хорошо знающий суть дела, может с готовностью согласиться на предложение, от которого он отказался бы, если бы лучше представлял последствия. Поскольку согласие связано с признанием законности, следует учитывать как психическое состояние, так и возраст (совершеннолетие) действующего лица <6>. ——————————— <6> Политика. Толковый словарь / Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем и др.; Общ. ред. д. э.н. И. М. Осадчая. М.: ИНФРА-М, Весь Мир, 2001. URL: http://dic. academic. ru/ dic. nsf/politology/4204 (дата обращения: 28.03.2013).
Европейский суд по правам человека неоднократно указывал, что независимость верующих и религиозных общин от вмешательства государства является необходимым критерием плюрализма в демократическом обществе и находится в центре защиты свободы вероисповедания. Так, в деле «Александридис против Греции» ЕСПЧ указал: «Свобода исповедовать свою религию содержит также негативный аспект, а именно право не исповедовать свою религию или религиозные убеждения и не принуждаться к действиям, которые позволяли бы сделать вывод о том, имеет ли лицо такие убеждения или нет. Государственные органы не имеют права вмешиваться в эту сферу индивидуального сознания и удостоверять религиозные убеждения или вынуждать раскрывать свои убеждения по духовным вопросам. Это тем более верно в делах, где лицо обязано совершить действия для исполнения определенных обязанностей, в частности, для того, чтобы принести присягу для допуска к должности» <7>. ——————————— <7> Постановление ЕСПЧ от 21 мая 2008 г. по делу «Александридис против Греции» // URL: http://hudoc. echr. coe. int.
В деле «Фолгеро и другие против Норвегии» ЕСПЧ указал: «Информация о личных и философских убеждениях относится к наиболее интимным аспектам личной жизни… наложение обязательства на родителей предоставить подробную информацию администрации школы об их религиях и философских убеждениях может привести к нарушению статьи 8 Конвенции и, возможно, статьи 9 Конвенции» (п. 98) <8>. ——————————— <8> Постановление ЕСПЧ от 29 июня 2007 г. по делу «Фолгеро и другие против Норвегии» // URL: http://hudoc. echr. coe. int.
Религиозная самоидентификация личности всегда являлась одним из наиболее распространенных поводов к ее дискриминации. Истории известно множество подобных примеров, касающихся самых разных эпох и религий. Так, Эхтанон преследовал тех, кто поклонялся богу Амону, сыны Израилевы преследовали хананеев, римляне — первых христиан, синтоисты — буддистов, ортодоксальные мусульмане — суфиев, христиане — еретиков, католики — протестантов, и наоборот, лютеране — анабаптистов, пуритане — квакеров и т. д. Религиозные гонения вынуждали многих верующих в целях безопасности скрывать свою истинную мировоззренческую принадлежность. Факты дискриминации по признаку отношения к религии нередко встречаются и в наши дни. В связи с этим право на религиозную тайну остается актуальным и на сегодняшний день. Религиозная тайна имеет непосредственное отношение к внутренним установлениям религиозных объединений. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство не вмешивается во внутреннюю деятельность религиозных объединений, в определение гражданином своего отношения к религии. Положение о внутренних установлениях религиозных организаций установлено ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Так, в соответствии с данной нормой религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации. Как видим, само понятие «внутренние установления» в законе не раскрывается, что как следствие — предоставляет возможность религиозным организациям самостоятельно определять, какими каноническими правилами и нормами регулируется их внутренняя жизнь в целом и право на религиозную тайну в частности. Также следует отметить, что законодательство о свободе совести и свободе вероисповедания не содержит в себе требований к обязательной форме внутренних установлений (устной или письменной). Устные внутренние установления могут иметь характер устоявшихся неписаных правил. Тем не менее практическое обеспечение проявления уважения к этим внутренним установлениям со стороны государства, а также их защита от неправомерных нарушений третьими лицами более эффективно достигаются при наличии письменной формы <9>. ——————————— <9> Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» (постатейный) / Авт. кол.: М. О. Шахов, ин. Ксения (О. А. Чернега), В. В. Ряховский, Т. В. Вагина, А. Е. Себенцов и др.; Под общ. ред. Р. В. Маранова. М.: Славянский правовой центр, 2011. С. 367.
Так, Определением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2002 г. N 209-О установлено следующее: «Как следует из представленных материалов, решением Гагаринского районного суда города Москвы со ссылкой на пункт 2 статьи 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» М. В. Михайловой и К. А. Рывкину было отказано в удовлетворении жалобы на действия служителей Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, выразившиеся в обращенном к М. Б. Михайловой требовании во время посещения монастыря покрыть голову платком и обвязать талию полотнищем, поскольку согласно решению администрации монастыря на его территорию не допускаются женщины в брюках и без головного убора. Суд также отказал истцам в возмещении морального вреда. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда это решение оставлено без изменения. По мнению заявителей, оспариваемое ими положение Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в том смысле, который придается ему правоприменительной практикой, не соответствует статьям 4, 11, 14, 15, 28, 55 и 71 Конституции Российской Федерации. Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» уведомлял М. Б. Михайлову и К. А. Рывкина о том, что в соответствии с требованиями названного Закона их жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе заявители настаивают на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному ими вопросу. 2. Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации. Таким образом, оспариваемое заявителями положение предусматривает, что эти установления должны соответствовать действующему законодательству. Между тем проверка соответствия внутренних установлений религиозных организаций действующему законодательству не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, установленные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Как следует из статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», соответствующий надзор и контроль осуществляют органы прокуратуры и орган, зарегистрировавший религиозную организацию. В случае если гражданин считает, что те или иные установления религиозной организации противоречат законодательству Российской Федерации, нарушают его права и свободы, он может обратиться с жалобой в эти органы или в суд общей юрисдикции. По мнению Гагаринского районного суда города Москвы, правила, касающиеся одежды посетителей монастыря (эти правила изложены в Обращении к паломникам и туристам, желающим посетить священные места Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, утвержденном 21 июня 2000 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II), не противоречат законодательству Российской Федерации и не создают препятствий для осуществления ими прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. 3. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом, и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы. Вопреки утверждению заявителей оспариваемым ими положением Закона в том смысле, который придается ему правоприменительной практикой, нарушение их конституционных прав не усматривается. Следовательно, данная жалоба в силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» не является допустимой» <10>. ——————————— <10> Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2002 г. N 209-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Михайловой Марии Борисовны и Рывкина Кирилла Альбертовича на нарушение их конституционных прав пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Электронная библиотека. URL: http://sudbiblioteka. ru/ks/ docdelo_ks/ konstitut_big_1919.htm (дата обращения: 08.06.2013).
Следует особо отметить, что в соответствии с вышеуказанной ст. 15 Закона государство со своей стороны уважает внутренние установления религиозных организаций. Для того чтобы понять, что же означает в данном контексте дефиниция «государство уважает», обратимся к Постановлению ЕСПЧ по делу «Кэмпбелл и Козанс против Соединенного Королевства». Так, из п. 37 Постановления следует, что «слово «уважать» означает больше, чем «признавать» или «принять во внимание»; в дополнение к первоначальному отрицательному значению оно также включает некоторое позитивное обстоятельство со стороны государства» <11>. ——————————— <11> Постановление ЕСПЧ от 25 февраля 1982 г. по делу «Кэмпбелл и Козанс против Соединенного Королевства» // URL: http://hudoc. echr. coe. int.
В качестве примера проявления уважения государства к внутренним установлениям религиозных организаций можно привести использование в официальных документах вместе с фамилиями и монашеских имен, и обращение к служителям культов согласно правилам обращения к носителю соответствующего сана. Однако следует подчеркнуть, что государство, уважая внутренние установления религиозных организаций, не признает их в качестве источника права. Что же включают в себя внутренние установления религиозных организаций? К числу внутренних установлений может быть отнесено все, что регулирует деятельность религиозных объединений и их участников, включая священные тексты, нормы религиозного права, правила совершения богослужений, религиозных обрядов и ритуалов, правила поведения священнослужителей и верующих и т. д. <12>. Отметим наиболее значимые. ——————————— <12> Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» (постатейный) / Авт. кол.: М. О. Шахов, ин. Ксения (О. А. Чернега), В. В. Ряховский, Т. В. Вагина, А. Е. Себенцов и др.; Под общ. ред. Р. В. Маранова. С. 368.
В основе вероучений той или иной конфессии обычно лежат священные тексты. Так, христианское вероисповедание основано на Библии. В православии и католицизме наряду со Священным Писанием признается Священное Предание. Под Священным Преданием подразумеваются те сведения и канонические положения, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом Завете; включает в себя каноны, авторизованные церквами литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также церковные обычаи. В состав Священного Предания входит: — Правило веры (базовые догматические положения, изложенные в Символе веры и в решениях Вселенских соборов); — Литургическое предание (вероучительное содержание чинопоследований церковных таинств и священнодействий, молитв и песнопений); — Правила Вселенских соборов; — Творения святых отцов и учителей Церкви. Источником Предания могут быть и христианские апокрифы. Так, В. Н. Лосский отмечает: «Предание нельзя противопоставлять Писанию, а также нельзя подставлять одно из них вместо другого, как две отличные друг от друга реальности… Если Писание и все то, что может быть сказано написанными или произнесенными словами, литургическими изображениями или же иными символами, если все это — различные способы выражать Истину, то Священное Предание — единственный способ воспринимать Истину. Мы говорим именно «единственный», а не единообразный, потому что в Предании, в очищенном его понятии, нет ничего формального. Оно не навязывает человеческой совести формальных гарантий истин веры, но раскрывает их внутреннюю достоверность. Оно — не содержание Откровения, но свет, его пронизывающий; оно — не слово, но живое дуновение, дающее слышание слов одновременно со слушанием молчания, из которого слово исходит [23], оно не есть Истина, но сообщение Духа Истины, вне Которого нельзя познать Истину» <13>. ——————————— <13> Лосский В. Н. Предание и предания // Электронная библиотека. URL: http://www. litmir. net/bd/?b=92812.
Таким образом, система норм церковного (канонического) права основывается на Библии и Священном Предании. Сборник норм православного церковного права именуется «Книга правил святых апостол, святых соборов Вселенских и Поместных, и святых отец». Помимо норм канонического права РПЦ в богослужебной деятельности руководствуется Типиконом. Типиконом называется книга, содержащая в себе устав богослужения. Помимо устава богослужения в ней также находится месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги; правила о постах; правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников; трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни. Таким образом, как указано в п. 4 Устава Русской Православной Церкви <14>, Русская Православная Церковь, при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов, осуществляет свою деятельность на основе: ——————————— <14> Устав Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www. patriarchia. ru/db/ text/133115.html (дата обращения: 19.06.2013).
а) Священного Писания и Священного Предания; б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов и святых отцов; в) постановлений своих Поместных и Архиерейских соборов, Священного Синода и указов Патриарха Московского и всея Руси; г) настоящего Устава. Основами вероучения Русской Православной Старообрядческой Церкви являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов, святых отцов). Церковь действует в соответствии с каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями Поместных соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII в., постановлениями соборов Русской Православной Старообрядческой Церкви, принятыми после церковной реформы XVII в., и настоящим Уставом. Церковь действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другими действующими актами РФ и субъектов РФ <15>. ——————————— <15> См.: п. 1.4 — 1.5 Устава Русской Православной Старообрядческой Церкви // Русская Православная Старообрядческая Церковь. Официальный сайт Московской метрополии. URL: http://rpsc. ru/documents/ustav-rspc (дата обращения: 19.06.2013).
Вероучение Римско-Католической Церкви базируется на Священном Писании и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе католической церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права. Источник внутреннего права католической церкви наряду со Священным Писанием — Священное Предание, которое включает в себя каноны — свод правил апостолов и Вселенских соборов, авторизованные церковью литургические тексты, богословские творения Отцов церкви, жития святых, а также обычаи церкви. При этом Предание в понимании святоотеческой литературы «есть жизнь Святого Духа в Церкви». Священное Писание по отношению к Священному Преданию понимается как одна из его форм <16>. ——————————— <16> Католицизм // Википедия. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/ %D0%9A%D0%B0%Dl%82%D0%BE%D0% BB%D0%B8%Dl%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC (дата обращения: 10.06.2013).
Иудейская религия признает в качестве священных книг только книги Ветхого Завета. Тогда как христиане признают в качестве священных книг Ветхий и Новый Завет. В иудейской религиозной литературе, так же как и в христианских богословских исследованиях, книги Ветхого Завета делятся на три части, хотя критерии подобного подразделения и названия этих групп книг разные. В частности, в первую группу книг входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисея, или Торой. В иудейской правовой системе Пятикнижие Моисея (Тора) традиционно выступает в качестве самостоятельного источника права. Ко второй группе священных книг иудеи относят ранние и более поздние книги пророков. Иудейское название данной группы книг — «Небиим». Наконец, третью группу книг согласно иудейской классификации составляют все остальные священные книги под общим названием «Кетубим» <17>. ——————————— <17> Клименко А. М. Источник права как проявление сущности правовой действительности (философско-культурологический аспект): Дис. … канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. С. 115 — 123.
К важнейшим источникам иудейского права следует отнести Талмуд. Талмуд — свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве. Талмуд — уникальное произведение, включающее дискуссии, которые велись на протяжении около восьми столетий законоучителями Эрец-Исраэль и Вавилонии и привели к фиксации Устного Закона. Общим для всех представлений о Талмуде как источнике иудейского права является то, что он, будучи собранием священных древнейших писаний, содержит в себе не только тексты этих писаний, но и тексты их раввинских толкований <18>. ——————————— <18> Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://www. eleven. co. il/ article/14021 (дата обращения: 10.06.2013).
Следует отметить, что, несомненно, важными источниками иудейского права являются религиозные традиции и обычаи, а также особую значимость имеет такой источник, как культурное (религиозное) наследие. В основе мусульманского права лежат четыре источника: 1) незыблемой основой шариата является — Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду; 2) Сунна — сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, воспроизведенный целым рядом посредников; 3) Иджма — конкретизированные положения Корана, изложенные крупными учеными-правоведами; 4) Кияс — рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. До недавнего времени в мусульманских странах существовало неразрывное единство религиозных и правовых норм, основанных на законах шариата, регулирующего все сферы жизни общества и государства. На дан ный момент ни в одном государстве исламского мира мусульманское право не является единственным действующим правом. Говоря о буддизме, следует особо подчеркнуть, что в отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам) в буддизме нет единого канона текстов, общего для всех школ (общая же Трипитака, или сборник всех буддийских текстов, представляет собой 220-томное издание), также не существует общих для всех школ, носящих императивный характер догматов. Каковы же место и роль религиозной тайны во внутренних установлениях различных конфессий? Самым распространенным видом религиозной тайны, получившим официальное закрепление во внутренних установлениях религиозных объединений и канонических нормах права, является профессиональная религиозная тайна. Наибольшее закрепление получила религиозная тайна в форме тайны исповеди. Следует отметить, что свое распространение исповедь, как одно из важнейших религиозных таинств, получила в христианстве. Похожий, но не идентичный институт религиозной жизни имеется также в других авраамических религиях <19> — иудаизме и исламе, где данный духовный акт носит название виддуй и тауба. ——————————— <19> Авраамические религии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племен Аврааму. Всеавраамические религии в той или иной степени признают Священные Писания Ветхого Завета. К авраамическим религиям относятся: иудаизм, христианство, ислам, караизм, бахай.
Таинство исповеди берет свое начало в Библии. Первое упоминание об исповедании содержится в Ветхом Завете в Книге Левит в главе 5, в которой даются указания о том, как принести жертву за грех: «Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его» <20>. ——————————— <20> Библия. Книги Священного Писания канонические. Ветхий Завет. Изд. «Славянское евангельское общество», 2012. Ст. 5 — 6. С. 109.
Исповедь присутствует и в Новом Завете. Так, в Деяниях святых апостолов сказано: «…многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19; 18). В Первом Соборном Послании святого апостола Иоанна Богослова также указано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» <21>. ——————————— <21> Там же. Новый Завет. С. 9. С. 180.
Исповедь в первые века не имела строгого последования, как и другие таинства. В разных церквях встречались разные практики, связанные с местными обычаями. Но уже тогда можно было выделить несколько основных компонентов, встречавшихся почти повсеместно. Среди них прежде всего нужно отметить личную исповедь перед пастырем или епископом и исповедь перед всей церковной общиной, которая практиковалась вплоть до конца IV в., когда Константинопольский патриарх Нектарий отменил должность пресвитера-духовника, занимавшегося делами публичного покаяния <22>. ——————————— <22> Скрынников Антоний. Таинство исповеди // Православный журнал «Нескучный сад». URL: http://www. nsad. ru/articles/ tainstvo-ispovedi (дата обращения: 01.06.2013).
В Восточной церкви таинство исповеди тоже соблюдалась строго. Номоканон при требнике 1662, воспрещая открывать тайну исповеди, грозит виновному тяжкой карой, указывая, что «сицевому надлежит ископати язык созади» <23>. ——————————— <23> Словарь иконописца // Иконописная мастерская «Фавор». URL: http://www. icon-favor. ru/?page=859&idslovo;=1779 (дата обращения: 11.06.2013).
В Духовном регламенте 1721 г. предусматривалось весьма строгое наказание за открытие тайны исповеди, в то же время разрешалось ее разглашение по отношению к тем, кто замышляет государственное преступление. Так, священнослужитель был обязан раскрывать тайну исповеди, если злоумышленники, «объявляя намеряемое зло, покажут себя, что не раскаиваются, но ставят себе в истину и намерения своего не отлагая, не яко грех исповедуют» <24>. ——————————— <24> Регламент, или Устав, Духовной коллегии, изданный 25 января 1721 г. // Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. N 3718. СПб., 1899.
Полный православный богословский энциклопедический словарь начала XX в. также содержал в себе следующее указание: «Ныне все сказанное на исповеди сохраняется в тайне, за исключением таких случаев, когда сокрытие грозит опасностью монарху, императорскому дому или государству» <25>. ——————————— <25> Тайна исповеди // Полный православный богословский энциклопедический словарь. CD-версия: «Богословская энциклопедия». М.: Directmedia Publishing, 2005. С. 8760.
Основы социальной концепции РПЦ (раздел IX) содержат в себе правила поведения, в случае если при исповеди священнослужитель узнает о готовящемся тяжком или особо тяжком преступлении против личности либо общественной безопасности: «Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди. Священнослужитель призван проявлять особую пастырскую чуткость в случаях, когда на исповеди ему становится известно о готовящемся преступлении. Без исключений и при любых обстоятельствах, свято сохраняя тайну исповеди, пастырь одновременно обязан предпринять все возможные усилия для того, чтобы преступный умысел не осуществился. В первую очередь это касается опасности человекоубийства, особенно массовых жертв, возможных в случае совершения террористического акта или исполнения преступного приказа во время войны. Помня об одинаковой ценности души потенциального преступника и намеченной им жертвы, священнослужитель должен призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения. Если этот призыв не возымеет действия, пастырь может, заботясь о сохранности тайны имени исповедующегося и других обстоятельств, способных открыть его личность, — предупредить тех, чьей жизни угрожает опасность. В трудных случаях священнослужителю надлежит обращаться к епархиальному архиерею» <26>. ——————————— <26> Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень. Отдел внешних церковных связей Московского патриархата. 2000. N 8. С. 52 — 53.
Канонические предписания католической церкви также содержат строгие правила по этому поводу, устанавливая «печать молчания» — sigillum confessions. Так, каноны 983 и 984 Кодекса канонического права католической церкви гласят, что «тайна исповеди нерушима; поэтому духовнику строжайшим образом запрещается выдавать кающегося словами или каким-либо иным способом, и по какой бы то ни было причине. Хранить тайну обязан также и переводчик, если таковой наличествовал, и все прочие лица, тем или иным образом узнавшие о грехах из исповеди» <27>. ——————————— <27> Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. М.: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы, 2007.
Канонические предписания других христианских конфессий таких предписаний не содержат. Однако указания, касающиеся тайны исповеди, присутствуют во внутренних установлениях протестантов. Так, отец Реформации Мартин Лютер в середине XVI в. писал: «Пастор, перед которым я исповедовался в своих грехах частным порядком, должен хранить мою исповедь в строгой тайне» <28>. ——————————— <28> Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера с комментариями Эдварда Кейлера. Минск: Фонд «Лютеранское наследие», 2000. С. 290.
Известные лютеранские богословы Н. Мюллер и Г. Крауз отмечают: «Пастор может столкнуться с довольно редкой дилеммой, когда ему приходится услышать исповедь во грехе, который в миру также является тяжким преступлением (таким, например, как изнасилование ребенка или убийство). Человека, кающегося в таком грехе, следует призывать сознаться в своем преступлении мирским властям, будучи уверенным в том, что Господь с ним… даже если его ожидает наказание со стороны государства, учрежденного Богом для него. Пастор может предложить кающемуся человеку сопровождать его на этом труднейшем пути, укрепляя тем самым свое пасторское отношение и сохраняя конфиденциальность исповеди. Если все попытки убедить человека признаться в своем преступлении оказались тщетными, пастор может усомниться в том, была ли исповедь, которую он выслушал, истинным исповеданием перед Богом. В случае, когда пастор чувствует, что он все же должен раскрыть услышанную информацию властям, ему следует сообщить о своем намерении исповедовавшемуся человеку, чтобы впоследствии его не обвиняли в том, что «ему, дескать, доверились, а он предал». Пастор не может позволить себе стать соучастником преступления, покрывая его своим молчанием и, таким образом, бросая тень на Церковь, как на народ Божий» <29>. ——————————— <29> Мюллер Н., Крауз Г. Пасторское богословие. М.: Лютеранское наследие, 1999. С. 81 — 82.
Похожий, но не идентичный институт религиозной жизни имеется в иудаизме и носит название «виддуй». Виддуй (иврит, «исповедание», «признание [вины]») — в иудаизме исповедь, признание в совершенном грехе, включающее покаяние и обет больше не грешить. Слово «виддуй» не встречается в Библии, или Танахе, однако оно является существительным от глагола вида («признавать», «проверять», «убеждаться в правильности»), который употребляется в Танахе. Термин «виддуй» впервые зафиксирован в древнейшей части Талмуда — Мишне (см.: Биккурим 2:2; Мегилла 2:5). В Торе, или Пятикнижии Моисеевом, акт виддуй всегда предшествует обряду повинного жертвоприношения за грех — ашам; без этого считались недействительными раскаяние и жертва. В Танахе нет строго установленной формы виддуя, и содержащиеся в нем образцы признания в грехах всего народа или отдельных лиц отличаются чрезвычайной лапидарностью <30>. ——————————— <30> Энциклопедия «Религия». URL: http://www. insai. ru/ slovar/viddui (дата обращения: 10.07.2013).
Имеющий некоторое сходство институт существует и в исламе и носит название «Тауба». Тауба — покаяние, мольба Аллаху о прощении грехов. О необходимости совершения покаяния говорится во многих аятах Корана и хадисах. Покаяние является обязательным (фард) действием после любого совершенного греха, которое совершается путем закрепления его в сердце и выражения языком. Покаяние, которое совершается часто, после каждого, пусть даже незначительного, греха, называется «тауба аль-истигфар». Покаяние от какого-либо греха, которое совершается одновременно с намерением более не совершать его, называется «тауба ан-насух» <31>. ——————————— <31> Исламская библиотека. URL: http://islam-book. info/ zakon-obryadi/ pokayaniya-tauba (дата обращения: 12.06.2013).
Говоря о профессиональной религиозной тайне, следует отметить отказ руководителей религиозных объединений предоставлять списки участников религиозного объединения. Несмотря на то что данное правило не прописано во внутренних установлениях религиозных объединений, на практике оно имеет место быть и представляет собой устойчивое и сформировавшееся убеждение. Данное правило уходит своими корнями в глубину веков. Когда религиозные гонения вынуждали многих верующих в целях безопасности скрывать свою истинную мировоззренческую принадлежность. Достаточно вспомнить первых христиан эпохи Римской империи, когда они, дабы не подвергаться жестоким преследованиям со стороны языческих императоров, скрывали свою веру. Отсюда, по одной из версий, возник популярный ныне христианский символ, изображающий рыбу, который являлся неким паролем среди посвященных верующих. По преданию первые христиане изображали на песке этот тайный символ в поисках единоверцев. Многие наши соотечественники пережили страшные гонения за веру в советское атеистическое время, когда десятки тысяч верующих, включая священнослужителей, были репрессированы, при этом некоторые из них были расстреляны. Несмотря на то что времена репрессий давно прошли, пережитые страдания не могли не сказаться на внутренних установлениях религиозных объединений. В результате чего при требовании органов власти предоставить списки участников, как правило, руководители религиозных объединений отвечают отказом. Между тем на сегодняшний день данный отказ в большинстве случаев абсолютно правомочен с позиции действующего законодательства, содержащего в себе гарантии права на религиозную тайну. Подводя итог, следует отметить, что религиозная тайна является важной составляющей современной религиозной жизни. Гарантии религиозной тайны содержатся как в действующем законодательстве, так и во внутренних установлениях религиозных объединений и обязывают как представителей органов государственной власти, так и священнослужителей соблюдать право на религиозную тайну.
Литература
1. Библия. Книги Священного Писания канонические. Ветхий Завет. Изд. «Славянское евангельское общество», 2012. 2. Исламская библиотека. URL: http://islam-book. info/zakon-obryadi/pokayaniya-tauba (дата обращения: 12.06.2013). 3. Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. М.: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы, 2007. 4. Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера с комментариями Эдварда Кейлера. Минск: Фонд «Лютеранское наследие», 2000. 5. Лосский В. Н. Предание и предания // Электронная библиотека. URL: http://www. litmir. net/bd/?b=92812. 6. Мюллер Н., Крауз Г. Пасторское богословие. М.: Лютеранское наследие, 1999. 7. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» (постатейный) / Авт. кол.: М. О. Шахов, ин. Ксения (О. А. Чернега), В. В. Ряховский, Т. В. Вагина, А. Е. Себенцов и др.; Под общ. ред. Р. В. Маранова. М.: Славянский правовой центр, 2011. 8. Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2002 г. N 209-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Михайловой Марии Борисовны и Рывкина Кирилла Альбертовича на нарушение их конституционных прав пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». URL: http://sudbiblioteka. ru/ks/ docdelo_ks/konstitut_big_1919.htm (дата обращения: 08.06.2013). 9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень. Отдел внешних церковных связей Московского патриархата. 2000. N 8. 10. Политика. Толковый словарь. М.: ИНФРА-М, Весь мир / Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем и др.; Общ. ред. д. э.н. И. М. Осадчая. 2001. URL: http://dic. academic. ru/dic. nsf/ politology/4204 (дата обращения: 28.03.2013). 11. Постановление ЕСПЧ от 21 мая 2008 г. по делу «Александридис против Греции» // URL: http://hudoc. echr. coe. int. 12. Постановление ЕСПЧ от 25 февраля 1982 г. по делу «Кэмпбелл и Козанс против Соединенного Королевства» // URL: http://hudoc. echr. coe. int. 13. Постановление ЕСПЧ от 29 июня 2007 г. «По делу Фолгеро и другие против Норвегии» // URL: http://hudoc. echr. coe. int. 14. Регламент, или Устав, Духовной коллегии, изданный 25 января 1721 г. // Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. N 3718. СПб., 1899. 15. Романовский Г. Б. Право на неприкосновенность частной жизни. М.: МЗ-Пресс, 2001. 16. Скрынников Антоний. Таинство исповеди // Православный журнал «Нескучный сад». URL: http://www. nsad. ru/articles/ tainstvo-ispovedi (дата обращения: 01.06.2013). 17. Словарь иконописца // Иконописная мастерская «Фавор». URL: http://www. icon-favor. ru/?page= 859&idslovo;=1779 (дата обращения: 11.06.2013). 18. Клименко А. М. Источник права как проявление сущности правовой действительности (философско-культурологический аспект): Дис. … канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. 19. Тайна исповеди // Полный православный богословский энциклопедический словарь. CD-версия: «Богословская энциклопедия». М.: Directmedia Publishing, 2005. 20. Устав Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www. patriarchia. ru/db/ text/133115.html (дата обращения: 19.06.2013). 21. Устав Русской Православной Старообрядческой Церкви // Русская Православная Старообрядческая Церковь. Официальный сайт Московской метрополии. URL: http://rpsc. ru/ documents/ustav-rspc (дата обращения: 19.06.2013). 22. Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://www. eleven. co. il/article/14021 (дата обращения: 10.06.2013). 23. Энциклопедия «Религия». URL: http://www. insai. ru/ slovar/viddui (дата обращения: 10.07.2013).
——————————————————————