Информационные технологии в сфере обеспечения доступности правосудия в арбитражных судах
(Некрасов С. Ю.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2012, N 7)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ПРАВОСУДИЯ В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ <*>
С. Ю. НЕКРАСОВ
——————————— <*> Nekrasov S. Yu. Informational technologies in the sphere of justice availability in arbitrage courts.
Некрасов Сергей Юрьевич, декан факультета повышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов и Судебного департамента Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент.
В статье рассматривается роль информационных технологий в сфере обеспечения доступности правосудия в арбитражных судах. Дается описание основных систем и сервисов, используемых судами в своей деятельности.
Ключевые слова: доступность правосудия, информационные технологии, система автоматизации делопроизводства.
The article deals with the role of informational technologies in the sphere of justice availability in arbitrage courts. Description of main systems and services used in courts’ activity is given.
Key words: accessibility of justice, informational technologies, system of automatization of clerical correspondence.
В рамках существующих процессов по развитию судебной системы Российской Федерации особое внимание приобретает тема доступности правосудия. Ведь в первую очередь в случае нарушения прав лиц встает вопрос их судебной защиты, и тогда вопрос доступности правосудия как один из ключевых факторов характеризует судебную систему государства. С учетом развития экономических правоотношений в нашем государстве, интеграцией с мировым сообществом, признанием норм международного права огромную роль правоведы уделяют вопросам судебной защиты прав человека или хозяйствующего субъекта. Наше государство стремится в полной мере соответствовать международным требованиям в сфере отправления правосудия. Полагаю, что будет правильным такое высказывание, что гражданское общество, к становлению которого мы стремимся, не может быть признано сформировавшимся, если не будут достигнуты цели доступности правосудия, которое обеспечивает судебную защиту нарушенных прав. При обращении в судебные органы в первую очередь преследуется цель получения быстрого и справедливого решения. Данная норма закрепляется и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которой прописано право каждого человека при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п. 1 ст. 6). В настоящее время мы продолжаем наблюдать, каким образом происходит становление судебной власти в Российской Федерации в рамках проводящейся в нашей стране еще с начала девяностых годов судебной реформы. Очень многое, что было поставлено в качестве целей судебной реформы, уже достигнуто. Многое сделано в таких направлениях, как кадровое и финансовое обеспечение судов, обеспечение самостоятельности и независимости судей, материально-техническое обеспечение судов. Немало сделано и с точки зрения законотворчества в сфере совершенствования как материального, так и процессуального законодательства, что, безусловно, имело целью увеличить доступность правосудия. В частности, развиваются альтернативные методы разрешения споров: третейские суды, введение процедуры медиации. Будет правильным сказать, что каждое государство, каждое правительство в любой исторический момент развития цивилизации занимаются поиском эффективной модели правосудия. Доступность же правосудия как индикатор показывает уровень развития общества, уровень защищенности хозяйствующего субъекта со стороны судебной власти. Говоря о правосудии, мы в первую очередь подразумеваем возможность лица, права которого нарушены, осуществить защиту нарушенных прав путем рассмотрения его дела в установленном законом процессуальном порядке путем единообразного применения материального закона, путем вынесения судебного акта, исполнение которого гарантируется государством. При этом для каждого из нас важно, чтобы указанное правосудие было доступным, чтобы не было больших барьеров на пути подачи иска, рассмотрения дела в суде и его исполнения. Понятие доступности очень многогранно, и в данной работе мы не ставим своей целью вывести дефиниции данного понятия. Мы рассмотрим лишь отдельные моменты, связанные с доступностью правосудия. Как уже указывалось выше, в Российской Федерации в процессе становления судебной системы, в частности системы арбитражных судов, произошли немаловажные изменения. За последнее время полностью сформировалась и оформилась система арбитражных судов. В настоящее время система представляет собой следующее: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах — арбитражные суды субъектов Российской Федерации. При этом следует отметить, что за двадцатилетнюю историю арбитражных судов позитивное изменение претерпела апелляционная инстанция. Так, если изначально проверка судебных актов в апелляционной инстанции происходила в рамках суда субъекта, то в процессе проведения судебной реформы апелляционные суды были выделены в самостоятельную судебную инстанцию. Образованы арбитражные апелляционные суды, которые в рамках одного федерального округа пересматривают в апелляционном порядке судебные акты нескольких арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Таким образом, не только хозяйствующий субъект имеет право на судебную защиту, но и с точки зрения пересмотра принятого по делу судебного акта у лица, участвующего в судебном деле, существует возможность пересмотреть дело в порядке апелляционного, затем кассационного производства, а также подать жалобу в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Подобная структура судов, наверное, в полной мере обеспечивает право на судебную защиту. При этом следует отметить, что территориальное расположение судов также обеспечивает доступность правосудия, поскольку в каждом субъекте Федерации образован суд первой инстанции, затем несколько субъектов Федерации подпадает под юрисдикцию одного из двадцати апелляционных судов, судебные акты которого, в свою очередь, пересматриваются одним из десяти федеральных арбитражных судов округов. Существование в Российской Федерации надзорной инстанции вызывало споры в международном сообществе, однако исходя из реалий России подобный суд необходим для обеспечения единообразия судебной практики. Нагрузка на судей арбитражных судов на сегодняшний день очень высока, и, если бы функции кассационной инстанции осуществлялись одним судом, возможно, качество судебных актов могло снижаться. При данной же структуре Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает своего рода гарантом, обеспечивающим единое правовое пространство на территории нашего большого государства. Кроме того, в Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов Российской Федерации, арбитражными апелляционными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. Данное нововведение в закон также в первую очередь направлено на обеспечение доступности правосудия. Как мы уже рассмотрели выше, организационная структура арбитражных судов устроена таким образом, что обеспечивает возможность всем участникам процесса в непосредственной близости от места своей регистрации участвовать в судебном заседании. При этом при невозможности непосредственного участия в процессе лица, участвующего в деле, указанное лицо может воспользоваться правом участия путем использования видеоконференцсвязи. Говоря о финансовом и материально-техническом обеспечении деятельности судов, можно рассуждать об обеспечении судов зданиями, транспортными средствами, оргтехникой, юридической литературой, прочими товарно-материальными ценностями. Но в первую очередь мы должны определить, что уровень обеспеченности судов напрямую связан с доступностью правосудия. Невозможно отправлять правосудие в не приспособленных для этих целей помещениях. Мы нередко сталкиваемся с критикой со стороны адвокатов, сотрудников органов прокуратуры, представителей лиц, участвующих в делах, проблем, с которыми они сталкиваются при работе в судах: отсутствие помещений для ознакомления с материалами дела, помещений для ожидания начала судебного заседания. Однако существующее положение вещей состоит в том, что очень часто суд не располагает производственными площадями для размещения сотрудников, в судах отсутствуют залы судебных заседаний и судьи вынуждены рассматривать дела непосредственно в служебных кабинетах. В целом, рассуждая о материально-техническом обеспечении судов, финансирование судов должно осуществляться должным образом, в противном случае от этого будет зависеть в том числе и доступность правосудия. Следующий аспект — это нагрузка на судей. Данный фактор более проблематичен для обоснования доступности правосудия в системе арбитражных судов. Безусловно, только тщательное изучение материалов дела может позволить вынести законное и обоснованное решение. Однако в последнее время наблюдается значительный рост рассматриваемых дел, и это не может положительно сказываться на доступности правосудия. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А. А. Иванов в Совете Федерации 21 сентября 2009 г. сказал: «…если нам не удастся достаточно быстро изменить сложившееся положение, то уже в ближайшие месяцы мы столкнемся с целым комплексом самых тяжелых проблем. В первую очередь — с массовым нарушением судами установленных законом процессуальных сроков рассмотрения дел. Вторая, но еще более значительная проблема — это снижение качества рассмотрения дел по причине высокой загруженности судей и, как следствие, уменьшение эффективности работы всей арбитражной судебной системы Российской Федерации, потому что арбитражная судебная система — это не только функция и механизм регулирования. Наши суды — это люди, которые работают у нас. Умаление авторитета судебной власти и снижение доверия делового сообщества к арбитражным судам как органам, осуществляющим эффективное разрешение экономических споров, — это отдаленное, но совершенно неизбежное последствие происходящего. И, я думаю, вряд ли стоит напоминать, что репутация и взаимоотношения строятся годами, по крупицам, а разрушаются мгновенно. Мы должны сделать все, чтобы этого не произошло. Поэтому сегодня первоочередной задачей становится принятие сразу целого комплекса мер, которые позволят снизить количество дел, поступающих в арбитражные суды, а также усовершенствовать процедуру рассмотрения споров арбитражными судами». Но в рамках судебной реформы постоянно предпринимаются меры, непосредственно направленные на снижение нагрузки на судей, в связи с чем это остается тем моментом, в рамках которого судебная система может развиваться вместе с меняющейся социально-экономической ситуацией в стране. Далее хотелось бы остановиться на специализации судей. В арбитражных судах предприняты все меры для образования судебных составов, судебных коллегий. С учетом фактической штатной численности судей не всегда удается установить специализацию судей, однако в тех случаях, когда специализация судей установлена, это способствует более профессиональному рассмотрению дел, так как судья имеет возможность рассматривать дело в рамках своей специализации, имеет больший опыт рассмотрения данной категории споров. Делая выводы об организации работы судов, анализируя опыт развития арбитражной системы за последние двадцать лет, необходимо признать, что за данный период сделаны большие достижения в сфере обеспечения доступности правосудия в арбитражных судах. На сегодняшний день в мире, где развитие информационных технологий достигло необычайных высот, невозможно уже представить себе работу судьи без использования компьютера. Это, безусловно, позитивно отразилось на доступности правосудия и предоставлении информации о деятельности судов. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» закрепил основные положения предоставления информации о деятельности судов, что является, безусловно, положительным моментом, направленным на открытость правосудия, на его прозрачность. Принятие этого Закона стало закономерным продолжением той работы, которая ведется в судах уже не один год, и на законодательном уровне закрепило основные принципы и формы предоставления информации о деятельности судов, в том числе с использованием информационных технологий. Сегодня информационная система суда — это совокупность взаимосвязанных подсистем, включающих электронный архив судебных документов, подсистемы автоматизации судебного делопроизводства для всех судебных коллегий и инстанций рассмотрения дел, подсистему информационного обслуживания граждан, подсистему регистрации участников (сторон) судебных заседаний, подсистему управления мультимедийными залами и формирования аудиопротоколов судебных заседаний. В рамках этой темы попытаюсь раскрыть отдельные программные продукты, которые используются в арбитражных судах, и остановлюсь в их описании на некоторых аспектах, которые направлены в их использовании на обеспечение открытости и доступности правосудия. Первая система, на которой следует остановиться, — это система автоматизации делопроизводства, комплексное решение, обеспечивающее автоматизацию процессов делопроизводства компаний различных масштабов и сфер деятельности, а также ведение полностью электронного документооборота в организации. Функциональные возможности данной программы: 1. Регистрация документов. 2. Работа с файлами (электронными документами). 3. Работа с поручениями. 4. Кабинеты. 5. Работа с проектами документов. 6. Прием и внешняя рассылка документов. 7. Движение документов внутри организации. 8. Формирование дел. 9. Информационно-справочная работа. 10. Удаленный доступ. Внедрение данной системы позволило установить максимальный контроль над прохождением документов в суде в автоматизированном режиме. Все поступающие в суд документы регистрируются, прикрепляется графический файл поступившего документа, документы ставятся на контроль, что позволяет не пропустить ни одного документа, своевременно дать на него ответ. С целью обеспечения гарантий прав лиц, участвующих в деле, в арбитражных судах создана система подачи жалоб на действия судей и государственных служащих. Данная система позволяет на едином ресурсе по всей стране подать жалобу с использованием сети Интернет в электронном виде. Указанная система также позволяет контролировать сроки рассмотрения жалоб и с целью оперативности доведения информации до заявителя направить ему ответ в электронном виде. Работа в сфере информатизации судебного делопроизводства осуществляется с использованием программного комплекса «Автоматизированная информационная система «Судопроизводство». Данная система автоматизации позволяет осуществлять первичную регистрацию судебного дела, распределение судебного дела, рассмотрение судебного дела, подготовку и регистрацию судебных актов по результатам рассмотрения, контроль и анализ рассмотрения дел, отправку судебных документов и передачу судебных дел в архив; автоматизацию жизненного цикла судебного дела; обеспечение информационных потребностей суда; обеспечение участников споров информацией о ходе рассмотрения судебных дел, заявлений и жалоб; подготовку судебных актов; формирование судебной статистики; регистрацию поступающих в суд документов; формирование и опубликование аншлагов; учет находящихся в работе документов. В рамках данного программного продукта в арбитражных судах реализуется подсистема «Автоматизированное распределение исковых заявлений». Распределение исковых заявлений позволяет оперативно, равномерно и объективно распределять дела по судьям, учитывая: — количество дел, рассмотренных судьей за определенный период; — количество дел, находящихся в рассмотрении; — периоды отпуска судей; — сроки рассмотрения дел; — коэффициент нагрузки судьи. Кроме того, данная система позволяет исключить возможность влияния на распределение конкретного дела кому-либо из судей, поскольку система в автоматическом режиме с учетом большого количества факторов определяет, кому будет отписано то или иное дело. Использование данной системы уже не первый год позволяет арбитражным судам развивать различные интернет-сервисы. Так, за последние годы появились следующие сервисы. Одним из первых сервисов был сервис «Банк решений арбитражных судов», на котором осуществляются централизованный сбор и размещение текстов судебных актов на портале Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В системе размещаются такие судебные акты, как «Решение» (суд первой инстанции), «Постановление апелляции», «Постановление кассации». Сейчас в «Банк решений арбитражных судов» помещено более 800 тысяч судебных актов из 109 арбитражных судов России. Система позволит искать требуемый документ по разнообразным критериям, а именно: по номеру дела, по наименованию стороны, участвующей в деле, по категории спора, по тексту судебного акта. Тексты судебных актов сохраняются в двухслойном варианте: изображение и текстовый документ. При необходимости можно скопировать и вывести на бумагу как документ в целом, так и любую его часть. Система предоставляет полный доступ ко всем решениям арбитражных судов первой инстанции. А наличие руководства подскажет, как отыскать документ по диапазону дат и по номеру дела, по наименованию арбитражного суда и по типу документа, по категории и виду. Кроме того, существует сервис «Картотека арбитражных дел», в которой ежедневно размещаются вся информация о деле, в том числе сведения о поступивших в суд документах, а также все выносимые по делу судебные акты. При этом все судебные акты размещаются в системе непосредственно в день их вынесения, что в полной мере позволяет обеспечить предоставление информации по вынесенным судебным актам неограниченному кругу лиц. В случае если по каким-либо обстоятельствам лицо, участвующее в деле, не принимало участия в судебном заседании, оно может в день заседания ознакомиться с принятым по делу судебным актом. Возможно, то обстоятельство, что все судебные акты публикуются в открытом доступе в сети Интернет, позволит различным общественным правозащитным организациям осуществлять своего рода контроль. В рамках развития процессуального законодательства в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, которые закрепили возможность подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде по судебным делам. В связи с изменением процессуального законодательства в арбитражных судах была внедрена «Система подачи документов в арбитражные суды в электронном виде». Подача документов в арбитражный суд в электронном виде производится по правилам, установленным Порядком, утверждаемым в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Представление документов иными способами, включая направление их по электронной почте, настоящим Порядком не регулируется. После вступления в силу Федерального закона N 228-ФЗ стала возможной подача документов в арбитражные суды в электронном виде. В электронном виде могут быть поданы любые документы, предусмотренные положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: исковые заявления (заявления), отзывы, встречные иски, заявления, ходатайства, апелляционные жалобы, кассационные жалобы и другие. Исключение составляют только заявления о принятии обеспечительных мер, поскольку Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает подачу в электронном виде заявления об обеспечении иска, заявления об обеспечении имущественных интересов, заявления о приостановлении исполнения судебных актов. Безусловно, с учетом территории нашей страны, сроками «пробега» почтовой корреспонденции, минимизации финансовых затрат на подачу документов в суд данное нововведение является значительным шагом в развитии электронного судопроизводства. С целью обеспечения еще большего доступа к принятым решениям судов в 2011 г. в работу судов введен новый интернет-сервис, позволяющий непосредственно после заседания занести краткое содержание принятого решения, которое в течение 5 — 10 минут загружается в картотеку арбитражных дел, тогда как тексты судебных актов на сегодняшний день загружаются лишь один раз в день. С целью предоставления информации лицам, участвующим в делах, непосредственно в судах установлены информационные киоски. Информационно-справочный сенсорный киоск предоставляет удобство поиска и визуализации информации. Благодаря установленным киоскам посетители арбитражных судов могут мгновенно и в интерактивной форме получить доступ к информации: о делах, о работе, об арбитражном суде, его местонахождении, структуре, режиме работы; о размерах и порядке уплаты государственной пошлины; о правилах поведения в зданиях арбитражного суда; о времени и порядке приема посетителей руководством арбитражного суда; о порядке ознакомления с материалами дела; о состоянии поступивших дел, дате и времени их рассмотрения, участниках процесса; о графике рассмотрения дел с указанием сведений о наименовании участвующих в деле лиц, времени, месте и дате судебного заседания; о состоявшихся судебных заседаниях и принятых по текущим делам судебных актах, с возможностью просмотра их содержания. Последними нововведениями в системе арбитражных судов являются внедрение процесса аудиопротоколирования судебных заседаний, а также возможность участия в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи. Система «Аудиозапись судебных заседаний» — «Аудиофиксация» — представляет собой программный комплекс и предназначена для автоматизации процесса звукозаписи судебных заседаний. Система решает задачи организации унифицированного хранения файлов звукозаписи процессов судебных заседаний на основе реляционной базы данных, организации автоматического процесса формирования протоколов судебных заседаний, сохранения регистрационных данных, протоколов судебных заседаний, автоматизации процессов учета произведенных записей судебных заседаний, организации механизмов создания, просмотра зарегистрированных данных и прослушивания фонограмм, полученных в ходе фиксации процесса судебного заседания, организации автоматического процесса формирования протоколов. Данное нововведение способствует тому, что уже не возникает таких проблем, как замечание на протокол, так как все судебное заседание зафиксировано на аудиозаписи. Стороны имеют право ознакомиться с аудиозаписями заседаний. Кроме того, во всех арбитражных судах внедрена в практику рассмотрения дела возможность участия в судебном заседании посредством сеанса видеоконференцсвязи. Видеоконференцсвязь (сокращенное название — ВКС) — это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио — и видеоинформацией в реальном масштабе времени с учетом передачи управляющих данных. Специфика деятельности арбитражных судов Российской Федерации требует проведения научно-консультативных советов и совместных заседаний с участием представителей Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Федерации и арбитражных апелляционных судов. В целях снижения временных и финансовых затрат на переезды, а также для ускорения процессов судопроизводства было принято решение об использовании в работе арбитражных судов средств видеоконференцсвязи. С целью обеспечения взаимодействия с базами органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в суде функционирует запросная система «Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц», которая предназначена для формирования базы данных, содержащей информацию о государственной регистрации юридических и физических лиц на основании приема сведений из ПК «ЕГРЮЛ» и «ЕГРИП» и формирования запросов к этой базе данных. В результате взаимодействия с данными базами возможны: получение выписок из ЕГРИП и ЕГРЮЛ в формате XML; ввод критериев отбора по различным разделам реестра и получение результата запроса в табличном виде; получение сведений по разделам реестра для выбранного ИП (ЮЛ) в табличном виде; формирование и выгрузка сводной справки по ИП (ЮЛ) в MS Word; выгрузка результата запроса в таблицу MS Excel; просмотр в табличном и строчном виде результата запроса; поиск, сортировка по колонке, отбор (фильтр) по колонкам в результате запроса. Использование этих баз данных позволяет оперативно получать информацию из единых реестров, что положительно сказывается на сроках рассмотрения дел, поскольку не требуется ждать ответа от регистрирующего органа. Далее хотелось бы остановиться на одной системе, казалось бы, напрямую не свидетельствующей о том, что она направлена на обеспечение доступности правосудия. Это система единого штатного расписания (СЕШР). Данная система разработана на основе промышленной системы, которая обладает богатым функционалом в области управления персоналом, что соответствует современному уровню решения задач управления персоналом в арбитражных судах Российской Федерации. Основные цели проекта СЕШР: 1. Повышение эффективности управления персоналом в целом по арбитражной системе. 2. Обеспечение внутренней прозрачности кадровых процессов путем консолидации данных, внедрения унифицированных сквозных кадровых процессов. 3. Обеспечение возможности получения исчерпывающей, объективной и оперативной информации по персоналу в любых разрезах с одновременным сокращением внутреннего управленческого бумажного документооборота. 4. Обеспечение безопасного доступа и защиты информации в системе. В обстановке постоянно растущей нагрузки на судей, требований о сокращении сроков и повышении качества рассмотрения дел современные информационные системы способны обеспечить быстрый доступ судей к банкам законодательных данных, к обобщенным материалам судебной практики. Они позволят автоматизировать, а значит, унифицировать судебное делопроизводство, обеспечить высокое качество исполнения судебных документов. Внедрение современных технологий и методов диктуется также необходимостью расширения информирования общества о деятельности судов как одного из условий справедливого судебного разбирательства.
——————————————————————