Организационные предпосылки применения видеоконференцсвязи в судебной деятельности арбитражных судов и судов общей юрисдикции

(Чижов М. В.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2013, N 6)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗИ В СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

М. В. ЧИЖОВ

Чижов Максим Владимирович, преподаватель кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», член Совета молодых ученых.

В настоящей статье анализируются возможности видеоконференцсвязи в судебной деятельности, исследуются понятие видеоконференцсвязи, а также организационные предпосылки использования видеоконференцсвязи в судебной деятельности арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Применение видеоконференцсвязи в судебной деятельности является перспективным, поскольку ее использование позволяет повысить эффективность судебной деятельности, создать дополнительные гарантии реализации прав граждан на доступ к правосудию, избежать финансовых и временных затрат, связанных с проездом от места жительства или нахождения до места расположения суда, обеспечивает выполнение одного из требований информационного общества.

Ключевые слова: электронное правосудие, видеоконференцсвязь, информационные и коммуникационные технологии в судебной деятельности, судебная деятельность в информационном обществе, электронное судопроизводство.

Organizational prerequisites of application of videoconferening in judicial activity of arbitrazh courts and courts of general jurisdiction M. V. Chizhov

The present article analyses the possibility of videoconferencing in judicial activity, studies the concept of videoconferencing as well as organizational prerequisites of use of videoconferencing in judicial activity of arbitrazh courts and courts of general jurisdiction. The application of videoconferencing in judicial activity is perspective as the use thereof allows to improve efficiency of judicial activity, create additional guarantees of implementation of rights of citizens to access to justice, avoid financial and temporary expenses, related to transportation to the location of the court, ensure execution of one of the demands of informational community.

Key words: electronic justice, videoconferencing, informational and communicational technologies in judicial activity, judicial activity in informational society, electronic judicial proceeding.

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется стремлением к построению информационного общества, в котором важнейшее значение в повышении эффективности деятельности органов государственной власти принадлежит информационным и коммуникационным технологиям. Подчеркивая важное значение информационных и коммуникационных технологий в судебной деятельности, Лорд Вульф указал: «Информационные технологии не только помогают нам рационализировать и усовершенствовать наши существующие системы и процесс, они также в должной степени выступают в качестве катализатора радикальных изменений… Информационные технологии в недалеком будущем станут основой судебной системы, в связи с чем в настоящее время необходимо уделить им повышенное внимание» <1>. ——————————— <1> Lord Wolf. Access to justice: Final report. London, 1996. S. 284, 293.

Среди многочисленных информационных и коммуникационных технологий, внедренных в судебную деятельность за последнее время, наиболее важное значение принадлежит видеоконференцсвязи. Видеоконференцсвязь — это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио — и видеоинформацией в реальном масштабе времени с учетом передачи управляющих данных <2>. ——————————— <2> URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%92%D0%9A%D0%A1.

Использование видеоконференцсвязи в судебной деятельности судов Российской Федерации имеет более чем 10-летний опыт. «Пионерами» в использовании видеоконференцсвязи в судебной деятельности были суды общей юрисдикции. Использование видеоконференцсвязи в судебной деятельности судов общей юрисдикции началось еще в мае 1999 г. с создания в Челябинском областном суде первой в стране пилотной версии системы видеоконференции для удаленного участия осужденных в кассационных судебных заседаниях <3>. ——————————— <3> См.: Вяткин Ф., Зильберман С., Зайцев С. Видеоконференцсвязь при рассмотрении кассационных жалоб // Российская юстиция. 2000. N 6. С. 11; Технология в зале судебных заседаний: видеоконференцсвязь, телефонная конференция, видеопротокол. URL: http://www. chel-oblsud. m/index. php? html=it_conference∣=109.

18 ноября 1999 г. года впервые в мировой практике прошло заседание кассационной коллегии с использованием средств видеоконференцсвязи. Осужденный Муртазин стал первым, чью кассационную жалобу в режиме видеоконференции рассмотрел Челябинский областной суд. С 2000 г. началось формирование видеоконференцсвязи в Верховном Суде Российской Федерации <4>. ——————————— <4> URL: http://www. vsrf. m/vscourt_detale. php? id=49.

В 2001 г. опыт работы отдельных судов (Верховного Суда Российской Федерации, Хабаровского краевого суда и Челябинского областного суда) по использованию видеоконференцсвязи при проведении судебных заседаний в суде кассационной инстанции получил одобрение Совета судей. В этой связи рекомендовалось использовать опыт этих судов при создании систем видеоконференцсвязи в региональных судах, а также при оснащении судов системами видеоконференцсвязи для проведения кассационных судебных процессов в соответствии с едиными техническими требованиями к региональным системам видеоконференцсвязи <5>. ——————————— <5> См.: Постановление Совета судей Российской Федерации от 16 ноября 2001 г. N 65 «Об информатизации и автоматизации судов» // Российская юстиция. 2002. N 3.

По состоянию на 2006 г. практически все суды областного уровня были оснащены системами видеоконференцсвязи для проведения кассационных процессов с участием осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, для чего оборудованы 143 зала судов и 161 помещение изоляторов <6>. ——————————— <6> См.: Постановление Совета судей Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. N 170 «О реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 годы по информатизации судов общей юрисдикции и задачах в свете Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы». URL: http://ros. ssrf. ru/page/568/detail.

Необходимость применения видеоконференцсвязи при рассмотрении уголовных дел обусловлена принятием Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 10 декабря 1998 г. N 27-П <7>, в котором указано, что конституционно значимым является то, что в интересах правосудия осужденному, изъявившему желание участвовать в судебном заседании, должна быть обеспечена реальная возможность изложить свою позицию относительно всех аспектов дела и довести ее до сведения суда. ——————————— <7> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.1998 N 27-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 335 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина М. А. Баронина» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1999. N 2.

В Определении от 16 ноября 2006 г. N 538-О Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой при использовании судом систем видеоконференцсвязи для предоставления возможности участнику процесса ознакомиться с материалами дела и довести до сведения суда его доводы, равно как и при непосредственном его присутствии в судебном заседании, обеспечивается право на судебную защиту, соблюдение принципов состязательности и равноправия сторон <8>. ——————————— <8> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 538-О // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 9. Ст. 1146.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации закрепил возможность применения видеоконференцсвязи в целях изложения доводов, содержащихся в кассационной жалобе, посчитав, что использование данной процессуальной формы в качестве альтернативы традиционному судебному заседанию не противоречит закону и принципам правосудия. На необходимость использования видеоконференцсвязи неоднократно обращал внимание Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» обращалось внимание на проблему сокращения сроков судебного рассмотрения дел судами общей юрисдикции, решение которой предлагалось также в различных подходах, связанных с техническим перевооружением и изменением способа проведения самого судебного заседания, прежде всего с применением технологии видеоконференцсвязи <9>. ——————————— <9> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. N 2. С. 8 — 12.

В настоящее время использование видеоконференцсвязи в судебной деятельности судов общей юрисдикции возможно только при рассмотрении уголовных дел <10>. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается проект федерального закона о внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, принятие которого позволит закрепить порядок использования видеоконференцсвязи также при рассмотрении гражданских дел <11>. ——————————— <10> Часть 6 ст. 35, ч. 3 ст. 376, ст. 278.1, ч. 8 ст. 389.13, ч. 4 ст. 240, ч. 2 ст. 407, ч. 2 ст. 399 УПК РФ. <11> Федеральный закон «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (утвержден Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 4). URL: http://base. consultant. m/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=ARB;n=269768;dst=0;ts=8AB4378D31F22697B17A67A6FE39B294;rnd=0.2887134610209614.

Использование видеоконференцсвязи при рассмотрении гражданских дел станет возможным после оснащения судов общей юрисдикции системами видеоконференцсвязи. В настоящее время только верховные суды республик, краевые, областные и равные им суды обеспечены средствами видеоконференцсвязи для проведения процессов в удаленном режиме со следственными изоляторами <12>. ——————————— <12> Отчет Судебного департамента VIII Всероссийскому съезду судей о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2009 — 2012 годы. URL: http://www. cdep. m/index. php? id=49&item;=1574.

Системами видеоконференцсвязи оборудованы лишь отдельные учреждения, исполняющие наказание. Например, в настоящее время в Ростовской области системами видеоконференцсвязи оснащены только три из пяти следственных изоляторов; ни в одном из двух десятков исправительных учреждений, расположенных в Ростовской области, оборудование для ВКС не установлено <13>. ——————————— <13> Решетняк В. И. Использование видеоконференцсвязи в суде апелляционной инстанции // Администратор суда. 2013. N 1. С. 21.

Сегодня в России функционируют 83 верховных, краевых, областных и равных им суда, 12 окружных (флотских) военных судов, 2198 районных судов, 105 гарнизонных военных судов, в том числе 5 судов, находящихся в местах дислокации войск за пределами территории Российской Федерации <14>. ——————————— <14> Отчетный доклад Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации А. В. Гусева VIII Всероссийскому съезду судей Российской Федерации. URL: http://www. ssrf. ru/page/9253/detail.

В соответствии с ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» <15> определено: расходы на информатизацию Верховного Суда Российской Федерации — 204,84 млн. руб., информатизацию ВАС РФ — 2520,5 млн. руб., информатизацию Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации — 5996,81 млн. руб. ——————————— <15> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 N 1735-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 40. Ст. 5474.

Таким образом, несмотря на значительные объемы финансирования информатизации судов, оснащение судов общей юрисдикции системами видеоконференцсвязи потребует существенных финансовых затрат <16>, которые могут быть компенсированы за счет пересмотра размера государственной пошлины, в настоящее время носящей символический характер <17>. ——————————— <16> Финансово-экономическое обоснование расходов к проекту федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»: количество объектов (залов судебных заседаний), подлежащих оборудованию системами видеоконференцсвязи (далее — ВКС) — 6601 ед.; количество зданий судов, в которых необходимо увеличить пропускную способность каналов ведомственной сети передачи данных — 2661 ед.; стоимость одного комплекта оборудования ВКС (с доставкой и монтажом) — 500 тыс. рублей; стоимость услуг связи для увеличения пропускной способности каналов ведомственной сети передачи данных ГАС «Правосудие» в одном здании суда — 188 тыс. рублей; увеличение текущей оплаты каналов связи ведомственной сети передачи данных на одном объекте в год — 63,63 тыс. рублей; эксплуатационные расходы по содержанию ВКС на одном объекте в год — 25 рублей; единовременные затраты — 3800768 тыс. рублей, в том числе: расходы на приобретение и ввод в действие оборудования ВКС — 3300500 тыс. рублей, расходы на увеличение пропускной способности каналов ведомственной сети передачи данных ГАС «Правосудие» — 500268 тыс. рублей; текущие расходы — 585046,6 тыс. рублей, в том числе: абонентская плата за аренду каналов ВКС — 420021,6 тыс. рублей, эксплуатационные расходы — 165025 тыс. рублей. Итого: 4385814,6 тыс. рублей. URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=PRJ;n=101989. <17> Постановление VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 г. URL: http://www. ssrf. ru/page/9085/detail.

Создание системы видеоконференцсвязи в арбитражных судах Российской Федерации началось в 2006 г. по решению руководства ВАС РФ. Заместителем Председателя ВАС РФ В. Н. Исайчевым разработаны и утверждены Технологические условия по использованию видеоконференцсвязи в системе арбитражных судов Российской Федерации. На основании этого документа в 2007 г. Управлением информатизации и связи ВАС РФ разработано техническое задание «Создание пилотного сегмента системы видеоконференцсвязи арбитражных судов Российской Федерации» и реализован государственный контракт. Пилотный сегмент системы ВКС обеспечивает с 2007 г. проведение различных мероприятий в форме видеоконференций в ВАС РФ, во всех федеральных арбитражных судах округов, в Восьмом арбитражном апелляционном суде и Арбитражном суде Ханты-Мансийского автономного округа — Югры <18>. ——————————— <18> См.: Власов В. М. Использование современных информационно-телекоммуникационных технологий в арбитражных судах Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. К VIII Всероссийскому съезду судей 17 — 19 декабря 2012 г. С. 41.

Внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ позволило впервые в истории арбитражной судебной системы провести судебное заседание с использованием видеоконференцсвязи между Арбитражным судом Омской области и Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры <19>. ——————————— <19> URL: http://omsk. arbitr. ru/node/14989.

В настоящее время система видеоконференцсвязи арбитражных судов Российской Федерации состоит из абонентских комплектов видеоконференцсвязи, установленных в залах судебных заседаний всего 112 арбитражных судов и постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края и объединенных транспортной системой, которая обеспечивает прием и передачу видеоизображения, голоса и копий документов в режиме реального времени в стандарте High Defenition (высокое разрешение) в формате 720 p (количество точек 1280 x 720) со скоростью обновления изображения неподвижных и движущихся объектов не менее 25 кадров в секунду <20>. ——————————— <20> См.: Власов В. М. Использование современных информационно-телекоммуникационных технологий в арбитражных судах Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. К VIII Всероссийскому съезду судей 17 — 19 декабря 2012 г. С. 42.

За 2011 г. арбитражными судами проведено 11356 судебных заседаний с использованием систем видеоконференцсвязи <21>. Из них в Арбитражном суде города Москвы — 800 <22>. ——————————— <21> Аналитическая записка к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2011 г. URL: http://arbitr. ru/_upimg/BF2D3B8F8961047431972C2285F4F18A_an_zap_2011.pdf. <22> Интервью с заместителем председателя Арбитражного суда города Москвы Е. А. Кулагиной // Московский юрист. 2012. N 2 (6). С. 32.

Проведение судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи регламентировано Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации <23>, а также п. п. 23 — 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» <24>. ——————————— <23> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3012. <24> Постановление Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» N 12 // Вестник ВАС РФ. 2011. N 4.

Участие в судебных заседаниях путем видеоконференцсвязи стало востребованным, однако арбитражные суды не смогли создать технические условия для удовлетворения каждого ходатайства о проведении судебного заседания путем использования систем видеоконференцсвязи. В этой связи в соответствии с ФЦП «Развитие судебной системы на 2013 — 2020 годы» <25> запланировано создание системы персональной видеоконференцсвязи судей арбитражных судов Российской Федерации. С учетом сложившейся ситуации оборудованием для проведения видеоконференцсвязи будут оснащены кабинеты судей арбитражных судов, а также все залы судебных заседаний. Концепцией ФЦП на 2013 — 2020 гг. также предусмотрен соответствующий показатель результативности реализации данного мероприятия — количество залов судебных заседаний арбитражных судов, оснащенных системой видеоконференцсвязи <26>. ——————————— <25> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 N 1735-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 40. Ст. 5474. <26> См.: Климовский Р. В. Федеральная целевая программа развития судебной системы на 2013 — 2020 гг. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. К VIII Всероссийскому съезду судей 17 — 19 декабря 2012 г. С. 232.

Также ФЦП «Развитие судебной системы на 2013 — 2020 годы» предусмотрено создание мобильных подвижных офисов судей с применением видеоконференцсвязи для проведения выездных заседании в географически удаленных населенных пунктах страны. Таким образом, за незначительный период времени все арбитражные суды Российской Федерации были оснащены системами видеоконференцсвязи. В связи с принятием правовых норм были созданы условия для применения видеоконференцсвязи в процессуальной деятельности. Анализ статистики судебных заседаний, проведенных с использованием систем видеоконференцсвязи в арбитражных судах, позволяет сделать вывод о востребованности нового процессуального института у лиц, участвующих в рассмотрении дел в арбитражных судах. В этой связи кажется логичным, что дальнейшие усилия арбитражных судов направлены на оснащение каждого зала судебного заседания системами видеоконференцсвязи. Создание мобильных передвижных офисов судьи является попыткой арбитражных судов заглянуть в будущее, найти наиболее эффективную модель осуществления правосудия. Данная идея оценивается нами положительно, т. к. успешная реализация этой идеи уже в настоящем позволит расширить функциональные возможности отправления правосудия, сделать правосудие более открытым и доступным. К сожалению, суды общей юрисдикции не смогли сохранить позиции лидера в применении данного процессуального института в судебной деятельности, что объясняется, с одной стороны, большим количеством судов, входящих в данную подсистему, и их недостаточной оснащенностью системами видеоконференцсвязи, а с другой стороны — отсутствием процессуальных норм, регламентирующих широкие возможности применения видеоконференцсвязи в судебной деятельности. Внедрение видеоконференцсвязи в судебную деятельность судов общей юрисдикции потребует совершенствования процессуального законодательства в части закрепления порядка проведения судебных заседаний с использованием систем видеоконференцсвязи. Использование видеоконференцсвязи арбитражными судами и судами общей юрисдикции позволяет повысить эффективность судебной деятельности, создать дополнительные гарантии реализации прав граждан на доступ к правосудию, избежать финансовых и временных затрат, связанных с проездом от места их жительства или нахождения до места расположения суда, обеспечивает выполнение одного из требований информационного общества. В настоящее время судебные заседания арбитражного суда с использованием систем видеоконференцсвязи требуют участия двух судов: суда, рассматривающего дело, и суда, организующего сеанс видеоконференцсвязи. Используемый механизм возлагает дополнительную нагрузку на судей и работников аппарата суда, организующего сеанс видеоконференцсвязи, что значительно снижает эффективность использования видеоконференцсвязи в судебной деятельности. В этой связи требуется изменение существующего порядка использования видеоконференцсвязи в судебной деятельности. Повышение эффективности видеоконференцсвязи в судебной деятельности потребует более глубокого исследования процессуальных и организационных аспектов, а также накопленного опыта судов.

——————————————————————