Как банки мира хранят тайну
(Оськина И., Лупу А.)
(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 19)
КАК БАНКИ МИРА ХРАНЯТ ТАЙНУ
И. ОСЬКИНА, А. ЛУПУ
Илона Оськина, доктор юридических наук, генеральный директор, г. Москва.
Александр Лупу, доктор юридических наук, заместитель генерального директора и начальник отдела по работе с юридическими лицами, г. Москва.
Большое значение для функционирования механизма правового регулирования банковской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой имеет обеспечение банковской тайны. Рассмотрим, как действует данный институт в России и за рубежом.
Уставное право
В большинстве зарубежных стран сведения о состоянии счетов клиентов и выполняемых по ним операциям не подлежат разглашению и являются банковской тайной. Это означает, что сведения о счетах можно получить, как правило, только в случае возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица.
Рассмотрение гражданского дела во многих странах не является основанием для банка предоставлять суду любые сведения, за исключением тех случаев, когда банк сам выступает стороной по делу. Такая практика существует, например, в Германии и Франции.
Однако это ограничение не распространяется на решения судов по гражданским и хозяйственным спорам. Так, например, если согласно решению суда осуществляется процедура санации или применяется другая форма объявления должника неплатежеспособным, то банки обязаны предоставлять соответствующие сведения.
Это правило действует во Франции при проведении процедуры оздоровления в соответствии с Законом о банках от 25.01.1985 (ст. 19), а также в случае наложения ареста на имущество должника в соответствии с Законом от 09.07.1991 (ст. 47).
Во Франции закон предоставляет налоговым органам значительные права требования от кредитных учреждений получать конкретные сообщения. В соответствии с положениями Книги налоговых процедур фискальные агенты могут в целях осуществления налогового контроля получать справки из торговых книг, приходных и других документов, в том числе и служебных документов кредитного учреждения.
Французское законодательство также предусматривает уголовную ответственность за разглашение банковской тайны. В соответствии со ст. 378 УК Франции врачи, другие медицинские работники, а также лица, которые обладают различной конфиденциальной информацией, которая была им доверена в результате выполнения ими постоянно или временно своих профессиональных или функциональных обязанностей и которые огласили эти сведения при отсутствии ситуации, когда закон или обстоятельства обязывали их к этому, наказываются лишением свободы на срок от одного до шести месяцев и штрафом от 500 до 150 тыс. франков.
В Законе о немецком Федеральном банке в редакции от 22.10.1992 предусмотрено, что «все лица, находящиеся на службе немецкого Федерального банка, обязываются к неразглашению тайны о делах в учреждениях банка, а также о заключенных им соглашениях» (ст. 32).
Кроме того, в немецком законодательстве обязанность банка сообщать соответствующие сведения соотносится с процессом принудительного исполнения решений или процессом о несостоятельности и сопровождается обязанностью сделать заявление о третьих лицах (должниках).
Среди других органов, которые могут в Германии требовать у банка предоставления сведений о счетах, следует назвать и налоговые службы. Полиции банки не передают никаких сведений. Более того, в случае незаконного запроса полицией любых справок можно требовать возмещения причиненного вреда.
Система судебных прецедентов
В отличие от стран, где действует «уставное право», несколько иначе решается вопрос охраны банковской тайны в странах, в которых право устанавливается судебными прецедентами.
Английская судебная практика традиционно основывается на очень осторожном подходе к раскрытию конфиденциальной банковской информации, в то же время статутное право устанавливает все больше оснований для предоставления конфиденциальной информации.
Это проявляется в том, что ряд специальных законов предоставляет право публичным органам на получение от банка информации о клиенте.
Принятый в 1987 году в Англии Закон о банковской деятельности закрепил принципиальное положение, согласно которому банк не должен раскрывать конфиденциальную информацию о клиенте. В то же время закон предусмотрел вопросы, относительно которых возможно раскрытие информации Банка Англии и Банком Англии в связи с выполнением им своих функций и задач, предусмотренных законом.
В законодательстве США следует назвать Закон о банковской тайне (1970), Закон о праве на финансовую тайну (1978) и ряд других законов по поводу наркотиков, отмывания денег и т. д.
Нормы этих законов обязывают банки должным образом проводить учет документов по счетам клиентов и сообщать о сделках на сумму свыше 10 тыс. долл. Однако судебная практика внесла существенные коррективы в указанные положения, учитывая право клиента на защиту информации.
Клиенту в каждом случае запроса о его счете должны сообщать об этом, и он имеет право обратиться в суд с требованием отменить запрос, если считает его незаконным.
За семью печатями
В настоящее время существует группа стран (Швейцария, Австрия, Люксембург), где сохранение банковской информации рассматривается как важная задача правового регулирования банковской деятельности и получить любые сведения из банка практически невозможно.
В этих странах предоставление банковской информации предусматривается только в случаях совершения преступления и если существуют доказательства причастности клиента к преступлению, а необоснованная передача такой информации влечет за собой применение строгого уголовного наказания банковских служащих.
В Австрии за нарушение банковской тайны любые лица могут быть лишены свободы до одного года или на них налагается штраф в размере до 360 ставок среднедневного заработка.
В Швейцарии банковская тайна охраняется нормами как гражданского, так и уголовного права. Банк, который не умеет держать секреты своих клиентов, может быть лишен лицензии, а служащим за разглашение такой информации грозит лишение свободы на срок до шести месяцев или штраф до 50 тыс. швейцарских франков.
Согласно Закону Швейцарии «Про банки и сберегательные кассы» к организациям, которые обязаны хранить банковскую тайну, относятся банки, частные банковские дома, сберегательные кассы, некоторые финансовые компании. Этим законом предусматривается, что обязательства ответственных лиц по сохранению банковской тайны действуют в течение всей их жизни независимо от смены места работы.
В различных странах существуют различия в порядке и случаях, при которых информация о подозрительных операциях направляется компетентным органам. Если в Германии банковскую тайну раскрывают по требованию суда, то в Австрии, Люксембурге решение о предоставлении информации принимает также суд, но он требует конкретных доказательств вины владельца счета. В Великобритании тайна счета открывается по требованию Палаты лордов, которая выполняет функции верховного суда.
Среди европейских стран высоким уровнем надежности характеризуется банковская система Венгрии, эффективность организации которой сравнивают с банковской системой Швейцарии.
А как на родине?
В статье 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» указано, что Банк России гарантирует тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, выдаются кредитной организации, им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ и органам государственной налоговой службы, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организации, им самим, судам, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организации, лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по делам умерших вкладчиков, находящихся в их производстве, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.
За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
Нормы права в российском законодательстве по охране банковской тайны имеют ограниченный характер, поскольку они не распространяются на запрет о распространении информации, которая была получена банком об операциях по счетам клиентов других банков, а также информации, которая непосредственно не касается банковского счета клиента.
Законодательство России предусматривает различные виды ответственности за разглашение банковской тайны.
Клиент банка в первую очередь может привлечь банк к имущественной ответственности в виде возмещения вреда, причиненного клиенту разглашением сведений. Должностные лица и работники банка, виновные в нарушении банковской тайны, могут быть привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.
В тех случаях, когда в действиях работников банка есть признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (например, злоупотребление властью или служебным положением, халатность, получение взятки), они могут быть привлечены к соответствующей уголовной ответственности.
Кроме того, ст. 183 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую и банковскую тайну.
Вопросы охраны банковской тайны находят отражение и в ст. 857 ГК РФ.
Международное сотрудничество
Большое значение в отношении доступа к конфиденциальной информации в банковской системе с целью борьбы с отмыванием «грязных» денег имели подписание и ратификация Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, по которой недобросовестное использование банковской тайны признано как условие, способствующее отмыванию «грязных» денег.
Государства-участники, которые ратифицировали эту Конвенцию, договорились смягчить режим конфиденциальности банковской информации. В частности, обязались оказывать взаимную юридическую помощь, в том числе относительно тайны в делах, связанных с оборотом наркотических и психотропных веществ.
В отчете «Улучшение доступа к банковской информации с целью налогообложения», который был подготовлен и опубликован 12.04.2000 Комитетом по фискальным делам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), впервые все 29 стран — членов ОЭСР выступили в поддержку признания необходимым предоставлять налоговым органам информацию, что является банковской тайной.
Заслуживает внимания расширение международного и европейского сотрудничества в сфере борьбы с отмыванием криминальных денег. В документе, принятом Базельским комитетом по регулированию банковской деятельности и организации контроля от 12.12.1988, сформулированы основные принципы борьбы с отмыванием денег через финансовую систему.
Банки должны прилагать значительные усилия для установления личности клиентов, отказывать в сделках, связанных с отмыванием денег, сотрудничать с правоохранительными органами в рамках правил, касающихся сохранения в тайне банковских операций.
Конвенцией ООН (1988) и Конвенцией Европейского союза об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 08.11.1990 определены мероприятия по борьбе с организованной преступностью, отмыванием преступно нажитых средств от торговли наркотиками.
Тайна, но не для всех
В последнее время во многих европейских странах приняты специальные акты, направленные на борьбу с отмыванием капиталов, что нашло отражение в нормах, касающихся сохранения банковской тайны.
Как правило, кредитные учреждения должны сообщать специальным административным органам о суммах, которые вызывают подозрение как связанные с проведением расчетов за наркотики или за другие преступные виды деятельности.
Следовательно, относительно профессиональной тайны банкиров существуют определенные ограничения, и в случае проведения банком сомнительной операции без уведомления об этом компетентных органов банк и его служащие могут быть привлечены к ответственности.
Например, в Швейцарии с 1992 года действует закон, согласно которому служащий банка или банк как юридическое лицо обязаны сообщать швейцарским властям о возможных фактах отмывания денег. За сокрытие такой информации банкиры несут ответственность в виде штрафа 50 тыс. швейцарских франков или освобождения от занимаемой должности. Кроме того, у банка отзывают лицензию на банковскую деятельность.
В Германии действует закон об отмывании денег, целью которого является облегчение процедуры выявления доходов, полученных вследствие совершения тяжких преступлений, создание препятствий для отмывания денег, а также содействие разоблачению структур организованной преступности. Его суть сводится к тому, чтобы обязывать банки идентифицировать операции своих клиентов на сумму свыше 20 тыс. евро.
По американским законам все банки, расположенные на территории США, автоматически подключаются к специальной компьютерной системе налогового ведомства государства. Информация о платеже, превышающем 10 тыс. долларов, по этой системе автоматически попадает и к налоговикам. Кроме того, все банки получают стандартные формы, по которым они обязаны сообщать непосредственно правительству о всех операциях с наличными на сумму свыше 3 тыс. долларов, независимо от того, вызывают они подозрение или нет. Должностные лица, виновные в нарушении данных предписаний, могут караться лишением свободы до 10 лет.
Следовательно, институт банковской тайны и в национальном (российском), и в зарубежном законодательстве не может служить защитой откровенно «грязных» денег и требует надлежащей унификации требований относительно соблюдения и ограничения банковской тайны.
——————————————————————