О некоторых вопросах, возникающих в практике военных судов при разрешении гражданских дел о выплате денежного довольствия по заявлениям военнослужащих, имеющих квалификационные разряды летного состава государственной авиации и зачисленных в распоряжение командиров (начальников) с должностей летного состава

(Исраилов И. И.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2013, N 7)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРАКТИКЕ

ВОЕННЫХ СУДОВ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ О ВЫПЛАТЕ

ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

ИМЕЮЩИХ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАЗРЯДЫ ЛЕТНОГО СОСТАВА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ И ЗАЧИСЛЕННЫХ В РАСПОРЯЖЕНИЕ

КОМАНДИРОВ (НАЧАЛЬНИКОВ) С ДОЛЖНОСТЕЙ ЛЕТНОГО СОСТАВА

И. И. ИСРАИЛОВ

Исраилов И. И., судья Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда, кандидат юридических наук.

Анализируется вопрос о праве военнослужащих летного состава, проходящих военную службу по контракту в распоряжении командиров (начальников), на получение повышенного должностного оклада.

Ключевые слова: военнослужащий, летный состав, в распоряжении, денежное содержание.

On some issues arising in the practice of military courts to resolve civil cases on payment of allowance by the statements of military personnel with qualification level of state aviation flight personnel and enrolled at the disposal of commanders (chiefs) from the position of the flight personnel

I. I. Israilov

An assessment of whether the right of military flight personnel performing military service under the contract at the disposal of commanders (chiefs), for a high salary.

Key words: military, flight crews, the disposal, monetary remuneration.

Пунктом 5 Положения об определении квалификации летного состава государственной авиации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» (в редакции от 31 января 2012 г.), предусмотрено выплачивать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные разряды и замещающим должности летного состава, оклады по соответствующей должности с учетом повышающих коэффициентов.

Во исполнение данного Постановления был издан совместный Приказ Министра обороны Российской Федерации N 288, МВД России N 627, МЧС России N 386, ФСБ России N 369, ФТС России N 855 от 12 июля 2007 г. «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации» (зарегистрирован в Минюсте России 15 августа 2007 г., регистрационный номер 9990, далее — совместный Приказ), в котором в подп. «б» п. 1 предписано выплачивать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и имеющим присвоенные в установленном порядке соответствующие квалификационные категории, увеличенные оклады по воинской (занимаемой, штатной) должности, а в подп. «в» того же пункта — производить исчисление от увеличенных окладов по воинской (занимаемой, штатной) должности ежемесячных и иных дополнительных выплат денежного довольствия, в том числе единовременного характера.

При этом п. 152 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 (зарегистрирован в Минюсте России 12 мая 2012 г., регистрационный номер 24125, далее — Порядок), установлено, что при обеспечении денежным довольствием военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в период нахождения в распоряжении командира (начальника) в расчет принимается оклад по последней занимаемой воинской должности.

Однако при зачислении военнослужащих летного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющих соответствующий квалификационный разряд (далее — военнослужащие летного состава), в распоряжение командиров (начальников) командование начинало выплачивать им денежное довольствие без учета дополнительных социальных гарантий и льгот, предусмотренных вышеназванными Постановлением Правительства Российской Федерации и совместным Приказом, т. е. должностной оклад выплачивался им без увеличения, предусмотренного названными нормативными правовыми актами.

В связи с изложенным имеют место многочисленные обращения военнослужащих летного состава в суды с заявлениями об оспаривании решений и действий командования. Свои требования военнослужащие обосновывают тем, что повышение должностного оклада, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 396 и совместным Приказом, не является какой-либо надбавкой к денежному содержанию, а образует новый должностной оклад. Поэтому, в силу п. 152 вышеназванного Порядка, при их нахождении в распоряжении им должен выплачиваться этот повышенный оклад по воинской должности как оклад по последней занимаемой воинской должности.

К сожалению, имеющаяся в распоряжении автора статьи судебная практика гарнизонных военных судов по данному вопросу не была единообразной, что, собственно, и послужило поводом к написанию настоящей статьи.

Для разрешения вопроса о том, имеют ли право военнослужащие летного состава, проходящие военную службу по контракту в распоряжении командиров (начальников), на получение повышенного должностного оклада, необходимо определить правовую природу данной дополнительной социальной гарантии.

По смыслу п. 1 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» материальное и иные виды обеспечения военнослужащим устанавливаются с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения военной службы.

Как следует из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 396, оно принято в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее — ВК РФ).

В преамбуле ВК РФ указано, что он устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Согласно ст. 5 ВК РФ воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации.

Таким образом, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 396 принято в соответствии с ВК РФ, то имеются основания признать, что производство выплат, предусмотренных данным Постановлением, обусловлено выполнением гражданином видов деятельности, регламентируемых воздушным законодательством Российской Федерации, и направлено на стимулирование прохождения службы именно на воинских должностях летного состава. При этом ВК РФ, в соответствии с которым принималось Постановление, не содержит такого понятия и соответственно не регламентирует такой вид деятельности, как прохождение военной службы в распоряжении командиров (начальников). Следовательно, с прекращением занятия деятельностью, регламентированной ВК РФ, гражданин утрачивает право на получение дополнительных социальных гарантий и льгот, предоставлявшихся ему на основании ВК РФ.

Кроме того, условия для выплаты военнослужащему должностного оклада в повышенном размере указаны в самом Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 396 и совместном Приказе. Исходя из принципа буквального толкования правовой нормы, таковыми являются наличие у военнослужащего соответствующего квалификационного разряда и прохождение военной службы по контракту на должности летного состава. Отсутствие хотя бы одного из названных условий (в частности, прекращение прохождения военной службы на должности летного состава в связи с зачислением военнослужащего в распоряжение) влечет прекращение выплаты должностного оклада в повышенном размере.

В подтверждение правильности данного вывода можно привести позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 15 мая 2008 г. N 6н-134/07. В указанном Определении Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что военнослужащие, находящиеся в распоряжении, не имеют права на социальную поддержку, установленную Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации». Данный Указ предусматривает помимо прочего выплату военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, выплату оклада по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренной соответствующими штатами (штатными расписаниями). При этом Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении указал, что производство выплат, предусмотренных названным Указом, неразрывно связано с выполнением гражданином хотя бы одного из видов деятельности, указанных в Перечне видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки. Поэтому фактическое прекращение выполнения военнослужащим обязанностей, предусмотренных Перечнем, является основанием для прекращения производства выплат в соответствии с Указом.

Также хотелось бы отметить, что выплата военнослужащим летного состава, проходящим военную службу в распоряжении командиров (начальников), оклада по воинской должности в повышенном размере (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 369) не отвечает закрепленному в Конституции Российской Федерации принципу равенства, а также принципу социальной справедливости в связи с нижеследующим.

Понятие летного состава применительно к Вооруженным Силам Российской Федерации раскрывается в гл. II Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 10 ноября 2004 г., регистрационный номер 6110).

В соответствии с п. п. 21 и 22 названных Правил к летному составу относятся летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна или инструкцией экипажу воздушного судна.

В соответствии с п. 32 Положения о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 1999 г. N 455, летный состав Вооруженных Сил Российской Федерации обязан ежегодно проходить очередное плановое медицинское освидетельствование.

Реалии проводимой военной реформы таковы, что военнослужащие, в том числе и летного состава, нередко проходят военную службу в распоряжении командиров (начальников) со значительным превышением сроков, установленных Положением о порядке прохождения военной службы. По гражданским делам, рассматривавшимся Ростовским-на-Дону гарнизонным военным судом, такие сроки в некоторых случаях составляли несколько лет. При этом ежегодное освидетельствование врачебно-летной комиссией такие военнослужащие не проходят. Более того, по ряду гражданских дел, рассмотренных гарнизонным военным судом, на выплату должностного оклада в повышенном размере, предусмотренного для военнослужащих летного состава, имеющих квалификационный разряд, претендовали военнослужащие, не годные к летной работе по состоянию здоровья (ссылаясь, как указывалось выше, на то, что повышенный оклад должен им выплачиваться за все время нахождения в распоряжении, поскольку это оклад по последней занимаемой ими воинской должности).

В связи с изложенным принятие судом решения об удовлетворении требований военнослужащих, годность которых к летной работе не подтверждена в установленном порядке или которые не годны к летной работе по состоянию здоровья (т. е. в отсутствие предусмотренных оснований для отнесения конкретного военнослужащего к летному составу), не соответствовало бы требованиям законодательства и носило бы дискриминационный характер по отношению к военнослужащим, проходящим военную службу в установленном порядке на должностях летного состава.

——————————————————————