Корреляционно-регрессионный метод анализа гостиничных услуг в Акмолинской области

(Тлеубердинова А. Т., Усенова Д. М.)

(«Туризм: право и экономика», 2013, N 2)

КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА

ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

А. Т. ТЛЕУБЕРДИНОВА, Д. М. УСЕНОВА

Тлеубердинова А. Т., заведующая кафедрой маркетинга Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова, доктор экономических наук.

Усенова Д. М., старший преподаватель кафедры маркетинга Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова.

Часто в практике анализа объектов требуется выявить степень взаимного влияния исследуемых факторов. Одним из таких методов, используемых для этих целей, является корреляционно-регрессионный метод анализа.

Корреляционно-регрессионный метод анализа позволяет получить количественную оценку связи между рядами динамики. Применение метода корреляции в динамических рядах имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, чтобы получить правильную оценку взаимосвязи между рядами. В рядах динамики фактором изменения уровней выступает, помимо других, и время. Изменение уровней с течением времени приводит к так называемой автокорреляции — влиянию данного уровня на последующие. Поэтому корреляция между уровнями динамических рядов правильно показывает тесноту связи между явлениями, отражаемыми в рядах динамики, лишь в том случае, если в каждом из них отсутствует автокорреляция.

Среди зарубежных и отечественных авторов, исследующих в целом гостиничную отрасль индустрии туризма, следует отметить труды С. Скобкина, Е. А. Самойловой, Ю. Ф. Волкова, Е. А. Джанджугазовой, Р. М. Юлгушевой, Ж. С. Рахимбековой, Г. М. Дуйсен, Г. Н. Юльчиевой, в которых отражаются основные теоретические аспекты формирования и организации гостиничного хозяйства [4 — 9]. По-прежнему остаются неизученными вопросы определения связи между отдельными факторами, влияющими на эффективное развитие гостиничной и в целом туристской отрасли, а также взаимосвязей основных показателей гостиничного хозяйства. Отсюда и вытекает проблема определения эффективности функционирования отрасли в целом.

Данный метод анализа в статье применен с целью исследования тенденций развития гостиничных услуг в Акмолинской области Республики Казахстан, поскольку, как показывают результаты оценки совокупного туристско-ресурсного потенциала, рассматриваемый регион отличается высокой туристской привлекательностью и огромным потенциалом для развития туризма.

Акмолинская область характеризуется насыщенными туристско-рекреационными ресурсами, на ее территории находятся здравницы Борового и Зеренды, а также два национальных природных парка «Бурабай», «Кокшетау» и один из крупнейших в Казахстане орнитологических заповедников — «Коргалжинский». Прекрасные природно-климатические, лечебно-рекреационные условия, историко-культурный фонд, выгодное географическое расположение вблизи трансгосударственных авиационных, железнодорожных и автомобильных магистралей создают благоприятные условия для развития инфраструктуры туризма в данном регионе.

В целом за последние годы в исследуемом регионе наблюдается положительная тенденция развития гостиничной индустрии. Анализируя динамику изменения количества средств размещения, следует отметить увеличение количества средств размещения в Акмолинской области с 2006 по 2011 г. в 2,5 раза, и на 1 января 2012 г. данный показатель составил 59 единиц. По данному показателю регион занимает в разрезе областей четвертое место, удельный вес — 8,5%. Общее количество обслуженных посетителей в местах размещения по сравнению с 2006 г. увеличилось в 3,6 раза и составило в 2011 г. 162 790 туристов.

Экономический анализ объема выполненных работ и услуг гостиничными предприятиями Акмолинской области за период 2006 — 2011 гг. показывает довольно интенсивный темп роста, изменение данного объема связано с изменением уровня заполняемости гостиничных предприятий области. Данные об объемах выполненных работ и услуг и уровне заполняемости гостиничных предприятий Акмолинской области за период с 2004 по 2009 г. представлены в таблице 1 (по официальному курсу на 04.02.2013 1 доллар США составляет 150,88 тенге).

Таблица 1

Динамика объема выполненных работ и услуг и уровня

заполняемости гостиничных предприятий Акмолинской области

за 2006 — 2011 гг.

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Объем выполненных 350,3269 457,7196 577,6994 592,3057 1111,0244 1355,5573

работ и услуг

гостиничными

предприятиями,

млн. тенге

Уровень 12,9 16,1 15,1 12,6 13,9 23,3

заполняемости, %

Примечание. Составлено авторами по данным www. stat. kz

Первым шагом в алгоритме изучения связей в динамических рядах является нахождение линейного коэффициента корреляции по формуле:

где x — уровень заполняемости, %;

y — объем выполненных работ и услуг гостиничными предприятиями, млн. тенге.

На сегодняшний день существует множество программных продуктов, позволяющих проводить корреляционный анализ. В нашем случае будут использованы возможности программы Excel.

Для удобства и наглядности расчетов построим вспомогательную таблицу, занеся в нее и исходные данные x и y (см. табл. 2).

Таблица 2

Исходные данные

2 2

X Y X x · y Y

2006 12,9 350,3269 166,41 4 519,217 122 728,9369

2007 16,1 457,7196 259,21 7 369,286 209 507,2322

2008 15,1 577,6994 228,01 8 723,261 333 736,5968

2009 12,6 592,3057 158,76 7 463,052 350 826,0423

2010 13,9 1 111,024 193,21 15 443,24 1 234 375,217

2011 29,3 1 355,557 858,49 39 717,83 1 837 535,594

Итого 99,9 4 444,633 1 864,09 83 235,88 4 088 709,619

Примечание. Рассчитано авторами

Отсюда находим линейный коэффициент корреляции по формуле 1.

Значение определенного линейного коэффициента корреляции (r = 0,73) указывает на довольно сильную связь. Однако коррелируемые данные развиваются во времени, поэтому, прежде чем делать выводы о тесноте связи между ними, необходимо проверить оба ряда на автокорреляцию.

Автокорреляция проявляется между уровнями рядов динамики, расположенными рядом. Для ее выявления построим таблицу по объему выполненных работ и услуг гостиничными предприятиями, где первой строкой будет динамический ряд — объем выполненных услуг и работ начиная с 2006 г. по 2010 г., а второй строкой — объем выполненных услуг и работ начиная с 2007 г. по 2011 г. (таблица 3).

Таблица 3

Автокорреляция объема выполненных работ и услуг

гостиничными предприятиями, млн. тенге

y 350,3269 457,7196 577,6994 592,3057 1111,0244

y + 1 457,7196 577,6994 592,3057 1111,0244 1355,5573

Примечание. Рассчитано авторами

Коэффициент автокорреляции находится так же, как и линейный коэффициент корреляции, по формуле 1: принимаем за первый показатель — y, за второй — y + 1.

Вспомогательные расчеты приведем в таблице 4.

Таблица 4

Вспомогательные данные

2

Y Y + 1 Y у x (у + 1) (Y + 1) x (Y + 1)

350,3269 457,7196 122 728,937 160 351,489 209 507,2322

457,7196 577,6994 209 507,232 264 424,338 333 736,5968

577,6994 592,3057 333 736,597 342 174,648 350 826,0423

592,3057 1 111,024 350 826,042 658 066,085 1 234 375,217

1 111,024 1 355,557 1 234 375,22 1 506 057,24 1 837 535,594

3 089,076 4 094,306 2 251 174,03 2 931 073,8 3 965 980,682

Примечание. Рассчитано авторами

В результате был определен коэффициент автокорреляции, равный 0,87587 (связь прямая и сильная). Аналогичным образом определяем коэффициент автокорреляции для уровня заполняемости гостиничных предприятий. Он равен — 0,12 (связь обратная и слабая).

Следовательно, во взаимосвязанных рядах динамики велика автокорреляция, и линейный коэффициент корреляции между уровнем заполняемости и объемом выполненных работ и услуг искажается автокорреляцией.

Используя метод аналитического выравнивания, следует получить правильную картину связи между рядами динамики (уровнем заполняемости и объемом выполненных работ и услуг), необходимо из уровня каждого ряда исключить тренд — основную тенденцию, налагаемую на ряд развития во времени, и найти корреляцию отклонений от тренда. Для этого применим метод аналитического выравнивания по прямой, имеющей вид: .

Параметры прямой, удовлетворяющие методу наименьших квадратов, находятся из решения системы квадратов:

где y — фактические уровни;

n — число членов ряда динамики.

Система уравнений упрощается таким образом, чтобы сумма t равнялась 0, т. е. начало отсчета времени перенести в середину рассматриваемого периода. Тогда параметры уравнения находятся по формулам:

Так как число уровней четное, то условные обозначения времени t применим для 6 уровней — -5, -3, -1, 1, 3, 5 и т. д.

Значения можно находить, пользуясь следующими формулами:

При четном числе уровней

При нечетном числе уровней

Учитывая четное количество уровней, вычисленные коэффициенты , определяем линейное уравнение тренда для уровня заполняемости:

X = 16,65 + 1,04t, (7)

Поскольку

,

,

Аналогичным образом линейное уравнение тренда для уровня объема выполненных работ и услуг гостиничными предприятиями при вычисленных коэффициентах будет иметь следующий вид:

Y = 740,772 + 100,295t, (8)

Следующим шагом сведем фактические данные уровня заполняемости и объема выполненных работ и услуг гостиничными предприятиями, а также их тренды, рассчитанные по уравнениям тренда, их отклонения от фактического уровня (f, d) в таблицу 5.

Таблица 5

Фактические уровни заполняемости и объема выполненных работ

и услуг гостиничными предприятиями, их тренды и отклонения

2 2

Y, объем y · t f f x x · t d d f · d

2006 350,3269 239,297 111,0299 12 327,6387 12,9 11,45 1,45 2,1025 160,993355

2007 457,7196 439,887 17,8326 318,001623 16,1 13,53 2,57 6,6049 45,829782

2008 577,6994 640,477 -62,7776 3 941,02706 15,1 15,61 -0,51 0,2601 32,016576

2009 592,3057 841,067 -248,7613 61 882,1844 12,6 17,69 -5,09 25,9081 1 266,19502

2010 1 111,024 1 041,657 69,3674 4 811,83618 13,9 19,77 -5,87 34,4569 -407,186638

2011 1 355,557 1 242,247 113,3103 12 839,2241 29,3 21,85 7,45 55,5025 844,161735

96 119,912 124,835 1 942,00983

Примечание. Рассчитано авторами

При расчете линейного коэффициента корреляции здесь необходимо воспользоваться отклонениями фактических уровней от рассчитанных по тренду. По уровню объем выполненных услуг и работ: , по уровню заполняемости гостиничных предприятий: .

Рассчитанный коэффициент корреляции:

.

Следовательно, автокорреляция сильно занизила показатель тесноты связи.

При применении метода регрессий к динамическим рядам выявляется особенность, состоящая в том, что в уровнях динамических рядов возникает авторегрессия, проявляющаяся так же, как и автокорреляция. Авторегрессия выражает зависимость величины уровня динамического ряда от предыдущих значений уровня в t — 1, t — 2… t — p моменты времени.

Авторегрессионная модель удобна для расчетов, но при этом нельзя вести расчет будущих уровней ряда динамики сразу, минуя промежуточные периоды, как это можно сделать по уравнению тренда. Расчет экстраполируемых уровней по авторегрессионной модели можно производить только путем постепенного перехода из года в год. Параметры этой модели также изменяются непрерывно в связи с получением новых. Для исключения искажающего влияния авторегрессии необходимо в уравнение регрессии вводить показатель времени, что позволяет выявить истинную картину связи.

Если найти уравнение связи по данным уровня заполняемости и объема выполненных работ и услуг гостиничными предприятиями (таблица 1), то оно показывает, что объем выполненных гостиничными предприятиями работ и услуг можно рассматривать как зависимую величину от уровня заполняемости.

Так, на основе наших показателей можно получить уравнение регрессии:

y = -24,96 + 45,99x.

Если включить в это уравнение фактор времени, то оно будет включать уже три элемента: свободный член, один факторный признак и время. Для этого примера уравнение регрессии от двух факторов будет иметь вид:

Параметры определяются методом наименьших квадратов по формуле:

.

Используя и подставляя исходные данные из таблицы 6 в вышеприведенную систему уравнений, получаем:

Таблица 6

Исходные данные

2 2

X Y t X xt xy t yt

2006 12,9 350,3269 1 166,41 12,9 4 519,217 1 350,3269

2007 16,1 457,7196 2 259,21 32,2 7 369,286 4 915,4392

2008 15,1 577,6994 3 228,01 45,3 8 723,261 9 1 733,098

2009 12,6 592,3057 4 158,76 50,4 7 463,052 16 2 369,223

2010 13,9 1 111,024 5 193,21 69,5 15 443,23 25 5 555,12

2011 29,3 1 355,557 6 858,49 175,8 39 717,82 36 8 133,342

99,9 4 444,633 21 1 864,09 386,1 83 235,87 91 19 056,55

Примечание. Рассчитано авторами

Искомые параметры определим методом наименьших квадратов из следующей системы уравнений:

.

Таким образом, уравнение регрессии зависимости объема выполненных услуг и работ от уровня заполняемости и времени будет иметь вид:

yt = -104,9066 + 83 235,87x + 19 056,55.

Данное уравнение регрессии следует толковать так: если при прочих равных условиях уровень заполняемости гостиничных предприятий изменится на 1%, то объем выполненных услуг и работ изменится на величину 83 235,87 млн. тенге (551,67 млн. долл.). Положительная величина коэффициента при переменной t показывает тенденцию увеличения объема выполненных работ и услуг с течением времени.

Заполняемость же гостиниц по области по-прежнему продолжает оставаться низкой, на уровне 23,3%, что связано с завышенными ценами, низким уровнем качества предлагаемых гостиничных услуг, с сезонными колебаниями в туристском бизнесе. Кроме этого, неполная загрузка в осенне-зимний период приводит к недополучению планируемой прибыли, что тормозит повышение качества оказываемых услуг, к примеру, невозможно выделить дополнительные финансовые средства на благоустройство, повышение уровня комфортности в соответствии со спросом потребителей.

В связи с этим отельерам указанной дестинации необходимо предпринять следующие меры, которые позволят в будущем повысить заполняемость гостиниц и, соответственно, доходы гостиничных предприятий:

— увеличить количество категорийных гостиниц;

— повысить качество предоставляемых гостиничных услуг;

— сформировать более гибкую ценовую политику, учитывая сезонные колебания в туристско-рекреационной зоне.

По нашему мнению, отечественным гостиницам в зависимости от целей пребывания посетителей следует формировать следующие дополнительные услуги, которые широко применяются в российской гостиничной индустрии:

— для деловых поездок — услуги конференц-залов, комнаты для переговоров, бизнес-центра, услуги Интернета, электронной почты, компьютерного обеспечения, телефонной и факсимильной связи, завтраки, включенные в стоимость номера; удобный режим работы общепита; наличие ресторана, бара, оборудование номеров, позволяющее работать в номере; услуги заказа билетов, заказа столика в ресторане, услуги автостоянки и автосервиса;

— для отдыха — наличие мест отдыха и рекреации, услуги СПА-центров, возможность 3-разового питания, возможность комфортного пребывания родителей с детьми, экскурсионное обслуживание, оборудование номеров, способствующее отдыху, услуги салонов красоты, услуги автотранспорта, автостоянки, автосервиса;

— для лечения — медицинские услуги, обеспечение диетического питания, оборудование номеров, способствующее отдыху, специализированный сервис для инвалидов, услуги автотранспорта;

— частные поездки — возможность расселения родителей с детьми, оборудование номеров, способствующее семейному отдыху; услуги питания, салонов красоты, автостоянки и автосервиса.

Несмотря на положительный результат исследования тенденций развития гостиничных услуг в данном туристском регионе, следует продолжить анализ в данном направлении, включая и другие показатели развития гостиничного хозяйства, поскольку, как показывают результаты исследований, на объем реализованных гостиничных услуг влияют и другие не менее важные факторы эффективного развития анализируемой отрасли.

Литература

1. Волков Ю. Ф. Гостиничный и туристский бизнес. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 637.

2. Дуйсен Г. М. Основы формирования и развития индустрии туризма в Казахстане. Алматы, 2002. 94 с.

3. Официальный сайт агентства по статистике Республики Казахстан. URL: http//www. stat. kz.

4. Рахимбекова Ж. С. Международный гостиничный бизнес: Учебное пособие. Алматы: Казак университетi, 2003. 90 с.

5. Юльчиева Г. Н. Организация гостиничного хозяйства в условиях глобализации экономики. Алматы: Классика; ЦАУ, 2004. 540 с.

6. Самойлова Е. А. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы гостиничного хозяйства: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: НОУ ВПО «Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы», 2009. URL: http://www. dissercat. com/.

7. Скобкин С. С. Менеджмент в туризме: Учеб. пособие. М.: Магистр, 2007. 447 с.

8. Скобкин С. С. Стратегия развития предприятия индустрии туризма и гостеприимства: Учеб. пособие. М.: Магистр, 2010. 432 с.

9. Джанджугазова Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 217 с.

——————————————————————