Таможня на страже закона

(Канищев Д.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 3)

ТАМОЖНЯ НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

Д. КАНИЩЕВ

Дмитрий Канищев, подполковник таможенной службы, г. Воронеж.

Наряду с профильными обязанностями сотрудники таможни еще и выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения. Рассмотрим полномочия, которыми они наделены в рамках осуществления правоохранительной функции, в частности при привлечении лиц к ответственности за нарушение порядка применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Препятствуя правонарушениям

Правоохранительная деятельность таможенных органов регламентирована ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС). Согласно указанной статье таможенные органы государств — членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.

Таможенные органы государств — членов Таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнению запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств — членов Таможенного союза в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности.

Согласно ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, таможенные органы возбуждают уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 УК РФ, и производят по ним неотложные следственные действия.

Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Также таможенные органы государств — членов Таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Специальные меры

Одной из актуальных проблем является привлечение лиц к административной ответственности за нарушение порядка применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС. Данный порядок регламентирован решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 59, Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008.

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан регулирует отношения, возникающие в связи с введением и применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих из иностранных государств и предназначенных для единой таможенной территории Таможенного союза, и закрепляет следующие понятия:

— «антидемпинговая пошлина» пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от ввозной таможенной пошлины;

— «компенсационная пошлина» пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от ввозной таможенной пошлины;

— «специальная пошлина» пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от ввозной таможенной пошлины.

Специальная защитная мера применяется по решению Комиссии Таможенного союза в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба отрасли экономики государств Сторон или угрозы причинения такого ущерба, а также для облегчения процесса адаптации отрасли экономики государств Сторон к меняющимся экономическим условиям. Она может быть применена к товару только в том случае, если по результатам расследования установлено, что импорт этого товара на единую таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в государствах Сторон аналогичного или непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств Сторон или создает угрозу причинения такого ущерба.

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара на единую таможенную территорию Таможенного союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств Сторон, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств Сторон. Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена такого товара ниже его нормальной стоимости. Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли экономики государств Сторон, за исключением товара, поставляемого теми экспортерами, ценовые обязательства которых были одобрены Комиссией Таможенного союза в соответствии с положениями ст. 15 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан.

Компенсационная мера может быть применена к импортируемому товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующего иностранного государства, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на единую таможенную территорию Таможенного союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств Сторон, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств Сторон.

Перечень нормативных актов, устанавливающих список товаров, при ввозе которых на таможенную территорию Таможенного союза предусмотрены специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, достаточно обширен. Указанный список товаров ориентирован прежде всего на соблюдение экономических интересов производителей в Таможенном союзе. Например, в соответствии с п. 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.05.2012 N 49 установлена сроком на 5 лет антидемпинговая пошлина в отношении ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза плоского холоднокатаного проката соответствующих характеристик; в соответствии с п. 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.10.2012 N 173 установлена сроком по 7 сентября 2014 года включительно специальная пошлина в размере 0,45 долл. США за 1 кг в отношении ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза углей активированных, классифицируемых кодом 3802100000 ТН ВЭД ТС.

Как на практике

В практике Воронежской таможни имело место выявление нарушения декларантом п. 1 решения Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 705, согласно которому на данный товар, в случае если он происходит из Китайской Народной Республики, установлена антидемпинговая пошлина в размере 41,5% от таможенной стоимости товара.

Обстоятельства дела: при таможенном досмотре ввезенного иностранного товара были обнаружены подшипники качения, произведенные в Китайской Народной Республике. Сведения о стране происхождения данного товара были нанесены на упаковку товара, также они были указаны и в товаросопроводительных документах. В таможенной декларации сведения о том, что подшипники качения произведены в КНР, отсутствовали, однако было указано, что страна происхождения товара неизвестна, что привело к уклонению от уплаты антидемпинговой пошлины.

В пункте 1 ст. 70 ТК ТС указано, что к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы. Сведения о том, что антидемпинговая пошлина непосредственно относится к таможенным платежам, в указанном перечне отсутствуют.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Пунктом 2 ст. 70 ТК ТС определено, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено ТК ТС.

Пунктом 6 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19 установлено, что запреты и ограничения в торговле товарами с третьими странами, направленные на выполнение обязательств, связанных с введением антидемпинговых мер, применяются в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством.

Статьей 2 Закона N 164-ФЗ установлено, что нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

При этом ст. 20 Закона N 164-ФЗ определяет, что нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных ст. ст. 21, 24, 26 и 27 данного Федерального закона, при соблюдении указанных в них требований. В соответствии со ст. 27 Закона N 164-ФЗ могут вводиться антидемпинговые меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Таким образом, антидемпинговая пошлина относится к запретам и ограничениям при ввозе товаров и, следовательно, к мерам нетарифного регулирования. Данная позиция отражена и в письме ФТС России от 10.11.2011 N 01-11/54409.

В пункте 31 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 также указано, что специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со ст. 27 Закона N 164-ФЗ и Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», относятся к запретам и ограничениям.

Сведения о том, что антидемпинговая пошлина непосредственно относится к таможенным платежам, в п. 1 ст. 70 ТК ТС отсутствуют. Учитывая, что она относится к запретам и ограничениям при ввозе товаров и, следовательно, к мерам нетарифного регулирования, в рассматриваемом деле таможня сделала вывод, что в действиях декларанта, заявившего недостоверные сведения о стране происхождения товара в таможенной декларации, имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку это могло послужить основанием для неначисления антидемпинговой пошлины.

Указанная позиция была поддержана и районным судом, рассматривающим по существу указанное дело об административном правонарушении.

КСТАТИ

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, наделяющий таможенные органы новыми полномочиями. Речь идет о передаче Росимуществу конфискованного в процессе правоохранительной деятельности таможенниками имущества.

Сегодня исполнение решения суда о конфискации имущества за правонарушения в области таможенного дела выражается в фактическом выезде судебного пристава-исполнителя к месту хранения конфискованного и изъятого еще до вынесения решения суда имущества, находящегося под контролем таможенных органов (на складе временного хранения, таможенном складе или в камере хранения вещественных доказательств). Судебный пристав-исполнитель составляет процессуальные документы о наложении ареста на данное имущество и немедленной его передаче представителю Росимущества. Участие в этом процессе пристава-исполнителя обязательно, ведь в соответствии со ст. 32.4 КоАП РФ постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Но такие действия и процедура влекут за собой существенные временные затраты и призваны формально обеспечить принудительный характер конфискации.

Авторы законопроекта предлагают исключить судебных приставов-исполнителей из этой цепочки и наделить таможенные органы полномочиями передавать конфискованное имущество непосредственно в Росимущество.

Участие в описанной процедуре представителя службы судебных приставов — вещь формальная. Действительно, на момент вынесения решения суда о конфискации по делу об административном правонарушении за нарушение таможенных правил (глава 16 КоАП РФ) вещь, явившаяся орудием совершения или предметом административного правонарушения, как правило, изъята у правонарушителя таможенным органом при производстве по делу об административном правонарушении, и для ее передачи в Росимущество применение мер принудительного воздействия не требуется.

Разработчики законопроекта отмечают, что в подавляющем большинстве случаев (94%) вещь, явившаяся орудием совершения или предметом административного правонарушения, изымается должностными лицами таможенных органов в рамках производства по делу об административном правонарушении и находится под контролем таможенных органов.

В подтверждение своих доводов они приводят такую статистику. В период с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года общее количество возбужденных должностными лицами таможенных органов дел об административных правонарушениях, в результате рассмотрения которых судебными органами принято решение о конфискации имущества, составило 16295 шт., в том числе:

15285 дел об административных правонарушениях, по которым должностными лицами таможенных органов в качестве меры обеспечения применялось изъятие имущества в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ;

954 дела об административных правонарушениях, по которым должностными лицами таможенных органов в качестве меры обеспечения применялся арест имущества в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ;

56 дел об административных правонарушениях, по которым меры обеспечения не применялись.

——————————————————————