Гражданские правоотношения в Сети

(Свердлык Г., Малахов С.)

(«Российская юстиция», N 10, 2000)

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СЕТИ

Г. СВЕРДЛЫК, С. МАЛАХОВ

Г. Свердлык, доктор юридических наук, профессор.

С. Малахов, аспирант Московского открытого социального университета.

Прежде чем вести речь о гражданско — правовом регулировании общественных отношений, формирующихся и развивающихся в Интернете, отметим, что в нашем поле зрения находится его так называемый российский сегмент. Изучая проблему гражданского правоотношения в Интернете с позиций российской цивилистической науки и российского гражданского законодательства, мы говорим лишь о тех отношениях, которые относятся к предмету российского гражданского права (ст. 2 ГК РФ).

В цивилистической литературе утвердился взгляд, согласно которому под предметом гражданско — правового регулирования понимается совокупность единых по своей сути общественных отношений. К ним относятся: имущественные, связанные и не связанные с ними личные неимущественные, а также построенные на началах координации организационные отношения. Общим свойством общественных отношений, позволяющим объединить их в предмете гражданского права, различными учеными называлось как наличие взаимооценочного характера, так и равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Какие же виды общественных отношений, являющиеся элементами предмета гражданского права, имеют место в Интернете? Полагаем, все указанные.

Имущественные отношения представляют собой конкретные экономические отношения между субъектами гражданского права по поводу владения, пользования и распоряжения средствами производства и предметами потребления. При этом средствами производства является совокупность предметов труда и средств производства. Имущественные отношения дифференцируются на две основные группы: отношения собственности, выражающие присвоенность тех или иных материальных благ определенным лицам; отношения, выражающие «общественный обмен веществ», отражающие движение материальных благ от одних лиц к другим.

При рассмотрении и анализе отношений в Интернете обнаруживаем среди них имущественные, отражающие движение материальных благ от одних лиц к другим. Об этом красноречиво свидетельствует приведенная ActivMedia статистика, согласно которой только в 1999 году электронные продажи товаров и услуг в Интернете составили 66 млрд. долларов (см.: Опарин А. Электронная коммерция на пороге 3D лидеры по торговле сталью, которая, кстати, является предметом труда, объявляют о создании и слиянии всемирных бирж по торговле сталью через Интернет (см.: Рожкова М. Биржи бьются за металл в Интернет // Ведомости. N 81(163). 11 мая 2000 г. С. Б2).

Безусловно, в ряде случаев, учтенных при определении указанной статистики, перемещение товаров и оказание услуг происходило в реальном физическом мире, а не непосредственно в Сети. Однако существуют и такие отношения, где товар, в качестве которого выступает информация, приобретается и передается в самом Интернете. В качестве примера можно привести агентство «РосБизнесКонсалтинг» (РИА РБК). Подавляющее большинство клиентов приобретает и получает у него информацию — основной товар РИА РБК — через Интернет. Информация, по поводу которой возникают эти общественные отношения, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» является сведениями о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация же, как известно, выступает объектом гражданских прав (ст. 128 ГК).

Отношения, выражающие «общественный обмен веществ», не могут возникать и развиваться без отношений их присвоенности субъектами общества, без отношений собственности. В том же случае с РИА РБК первоначальным является отношение собственности. Осуществляя продажу информации клиентам, агентство является ее собственником. Конечно, новостная информация не может принадлежать кому-либо на праве собственности. Однако ее определенная компоновка в электронном виде, внедрение в эту компоновку мультимедийных ресурсов, архивы информации, специализированные информационные системы — все это представляет собой базы данных, которые, являясь объектами гражданского оборота, могут находиться в собственности субъектов гражданских правоотношений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Интернете присутствуют имущественные отношения, входящие в состав предмета гражданского права.

Рассмотрим теперь, есть ли в Сети неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. Известно, что неимущественные отношения, входящие в состав предмета гражданского права, могут быть разделены на три основные группы: личные неимущественные, складывающиеся по поводу нематериальных духовных благ; неимущественные, складывающиеся по поводу объектов творческой деятельности (в связи с их созданием и использованием); организационные.

Известно, что нематериальными духовными благами, по поводу которых складываются личные неимущественные отношения, являются жизнь и здоровье человека, достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация и т. д. (ст. 150 ГК). Все они неразрывно связаны со своим носителем — субъектом гражданских правоотношений и, следовательно, не участвуют в гражданском обороте. Гражданское право защищает такого рода нематериальные блага присущими ему средствами, например, предоставляя их обладателям возможность предъявления судебных исков о пресечении действий, нарушающих их права и интересы.

Одним из таких действий, приводящих к нарушению охраняемых законом прав и интересов, является указанное в ст. 152 ГК распространение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или юридического лица, которое может быть осуществлено и в Интернете, что позволяет сделать вывод о допустимости наличия в нем личных неимущественных отношений, складывающихся по поводу нематериальных благ. Здесь как нельзя кстати оказывается положение п. 6 ст. 152 ГК, определяющее способ защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов даже в случае, когда невозможно установить лицо, действия которого привели к ущемлению прав и законных интересов других лиц, так как распространение информации в Сети может носить анонимный характер.

Неимущественные отношения, складывающиеся по поводу объектов творческой деятельности, возникают в связи с созданием и использованием объектов, являющихся результатами духовного производства. Возможность использования этих объектов объясняется способностью их самостоятельного существования в гражданском обороте в отрыве от лица, их создавшего. Таковыми объектами являются и Web-страницы, которые, в известном смысле, представляют собой результаты творческой деятельности человека, продукты духовного производства. Следовательно, отношения по их использованию, передаче и воспроизводству — отношения неимущественные, складывающиеся по поводу объектов творческой деятельности.

Включение организационных отношений в предмет гражданского права не всеми воспринимается положительно, однако представляется весьма обоснованным и правильным. Впервые соображения об относимости к предмету гражданско — правового регулирования этих отношений, построенных на началах равенства и координации, были высказаны О. Красавчиковым (см.: Красавчиков О. Гражданские организационно — правовые отношения // Советское государство и право. 1966. N 10. С. 50). Он определил их как основанные на началах равенства участников, выражающие совершаемую в пределах закона деятельность граждан и организаций по упорядочению своих взаимосвязей и координации усилий в процессе реализации инициативы. При этом отмечалось, что организационные отношения, регулируемые гражданским правом, связаны, как правило, с имущественными отношениями, играя для последних служебную роль.

В качестве примера организационных отношений можно привести такие организационно — информационные права и обязанности участников гражданских правоотношений, как обязанность продавца предупредить покупателя о наличии прав третьих лиц на товар (ст. 460 ГК). В случае реализации в Интернете товара, на который третьи лица имеют права, продавец обязан предупредить об этом покупателя. Предупреждение делается также в Интернете, ибо оно связано с куплей — продажей товара, происходящей в Сети, и иным образом своевременно покупатель уведомлен быть не может. Это дает основание полагать, что в Интернете имеют место и организационные отношения.

Не останавливаясь на анализе существующих разногласий во взглядах на понятие гражданского правоотношения, используем в качестве его определения признаваемое почти единодушно положение о том, что оно представляет собой общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права.

Формирование и развитие гражданских правоотношений в Интернете налагает на них отпечаток, качественно изменяет, делая отличными от подобных правоотношений, формирующихся и развивающихся вне Сети. Для характеристики гражданских правоотношений в Интернете рассмотрим их элементы. Традиционно в качестве элементов гражданского правоотношения называют: субъекты, объекты, содержание, основание возникновения.

Согласно ст. 2 ГК участниками, а следовательно, и субъектами гражданских правоотношений могут быть: физические и юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. При этом все указанные субъекты могут являться пользователями Интернета и выступать участниками общественных отношений в нем. Таким образом, субъектный состав гражданских правоотношений в Интернете не отличается от субъектного состава этих правоотношений вне его.

К объектам гражданских прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст. 128 ГК). Перечисленное выступает объектом всех гражданских правоотношений, в том числе и формирующихся и развивающихся в Интернете.

Не имеют рассматриваемые правоотношения каких-либо новшеств, а также отличий от других правоотношений и по своему содержанию. Содержание гражданского правоотношения — это те гражданские права и обязанности, из которых состоит, складывается данная правовая связь. При этом мера права и обязанности определяется гражданским законодательством, которое едино для всех общественных отношений, относящихся к предмету гражданского права, независимо от того, формируются и развиваются они в физическом или виртуальном мире.

Для более полного понимания гражданского правоотношения в Интернете рассмотрим также и условия его возникновения. Для возникновения правоотношений необходимо наличие совокупности исходных предпосылок, к которым относятся: норма права, правоспособность субъектов, юридический факт.

Наличие нормативных оснований и правоспособности субъектов предполагается. Помимо правоспособности субъекты гражданских правоотношений должны иметь объективную возможность участвовать в этих отношениях при их формировании и развитии в Интернете, для чего им необходимо иметь к нему доступ, позволяющий свободно осуществлять волеизъявление, реализовывать свои гражданские права и исполнять обязанности в Сети.

Динамика гражданских правоотношений в Интернете связана с еще одной предпосылкой. Обработка и использование данных в Сети влекут возникновение разновидности общественных отношений, специфика которых проявляется в их особом технологическом обеспечении — материально — техническими средствами (компьютеры, периферийные устройства, источники энергии и т. п.) и программными продуктами. При этом они должны обеспечивать для каждого участника гражданских правоотношений в Интернете возможность четкого фиксирования волеизъявлений и абсолютной авторизации (идентификации) любого из контрагентов. Сегодня участники гражданских правоотношений лишены этого. Так, при заключении в Сети сделки по купле — продаже у сторон, независимо от их желания, может не остаться никаких документов с реквизитами и оригинальными подписями контрагентов, которые могут быть предъявлены в суде в качестве доказательств. Кроме того, при этом может быть фальсифицирована личность любой из сторон. В этой ситуации, вследствие отсутствия действенного механизма правового регулирования, закон не способен реально обеспечить защиту прав и охраняемых интересов субъектов гражданских правоотношений в Интернете и выполнение ими возлагаемых на них обязанностей. Не представляется возможным обеспечить, например, судебную защиту гражданских прав, которые могут быть нарушены в ходе реализации соответствующих правоотношений. Факт, что при регулировании нормами гражданского права общественных отношений в Интернете правовая норма не в полной мере отражает требования реальной жизни, это приводит к неэффективности применяемых правовых средств и в свою очередь ведет к нарушению структуры содержания гражданского правоотношения в Интернете: в противоположность прав у одного лица закон не может обеспечить свойственное гражданским правоотношениям наличие обязанности другого лица.

——————————————————————