Специфика деятельности оперативно-аналитических подразделений таможенных органов России по анализу оперативной обстановки в целях противодействия преступности в сфере таможенного дела
(Савченко Д. В.) («Таможенное дело», 2013, N 1)
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ ПО АНАЛИЗУ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА <*>
Д. В. САВЧЕНКО
——————————— <*> Savchenko D. V. Specifics of activity of operative-analytical subdivisions of the customs agencies in Russia with regard to analysis of operative situation for the purposes of counteraction of crime in the sphere of customs affairs.
Савченко Дмитрий Витальевич, оперуполномоченный по особо важным делам оперативно-аналитического отдела Дальневосточной оперативной таможни.
Статья посвящена вопросам специфики деятельности оперативно-аналитических подразделений таможенных органов Российской Федерации по анализу оперативной обстановки в целях противодействия преступности в сфере таможенного дела. Автор акцентирует внимание читателей на изменениях в таможенном, уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации, обусловливает необходимость совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов России в целях качественного решения поставленных задач по защите экономической безопасности государства и противодействию преступности в сфере таможенного дела. Автор анализирует обширную законодательную базу по данному вопросу.
Ключевые слова: таможенное дело, таможенные органы, ВТО, оперативно-розыскная деятельность, противодействие преступности в сфере таможенного дела, Единое экономическое пространство.
The article concerns the issues of specifics of the activity of operative-analytical subdivisions of the customs agencies of the RF with regard to analysis of operative situation for the purposes of counteraction of crime in the sphere of customs affairs. The author draws attention of the readers to the changes in customs, criminal and criminal-procedure legislation of the Russian Federation, substantiates the necessity of improvement of law-enforcement activity of the customs agencies of Russia for the purposes of efficient solution of the stated tasks with regard to protection of economic security of the state and counteraction of crime in the sphere of customs affairs. The author analyses the huge legislative database on the said issue.
Key words: customs affairs, customs agencies, World Trade Organization, operative-investigative activity, counteraction of crime in the sphere of customs affairs, Common Economic Space.
Создание Таможенного союза, вступление России во Всемирную торговую организацию, изменения в таможенном, уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации обусловливают необходимость совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов России в целях качественного решения поставленных задач по защите экономической безопасности государства и противодействию преступности в сфере таможенного дела. Практика таможенных органов России показывает, что эффективность решения обозначенных выше задач находится в прямой зависимости от правильно выработанных управленческих решений на основе комплексного анализа оперативной обстановки, складывающейся в регионе деятельности таможенного органа. Комплексный анализ оперативной обстановки в регионе деятельности таможенного органа проводится специально сформированными с этой целью оперативно-аналитическими подразделениями (ОАП), располагающими в целом необходимыми возможностями. Так, в ходе проводимой ФТС России инновационной работы была модернизирована Единая автоматизированная информационная система таможенных органов, в результате чего сотрудники ОАП получили в распоряжение программные ресурсы, охватывающие весь процесс таможенного декларирования. В результате реализации перспективных информационных таможенных технологий сотрудники названных подразделений получили уникальную возможность использовать для решения поставленных руководством таможенного органа задач высокую долю информатизации в таможенном деле, обусловленную применением системы электронного декларирования, программные ресурсы по отслеживанию процессов таможенного декларирования в режиме реального времени. ОАП играют важную роль в решении задач по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в сфере таможенного дела <1>, решаемых совместно с оперативно-розыскными подразделениями (ОРП) таможенных органов, т. к. в современных условиях практическая деятельность ОРП по противодействию преступности в сфере ВЭД без обращения к инструментарию ОАП вряд ли будет эффективной. ——————————— <1> См.: Козловский А. Ю. Теоретико-правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации: Монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. 162 с.; Он же. Актуальные вопросы использования оперативно-аналитических подразделений в оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Оперативник (сыщик). 2011. N 1(26). Январь. С. 9 — 11 и др.
Одной из таких возможностей является комплексный анализ оперативной обстановки, складывающейся в регионе деятельности таможни. В научной литературе данный аспект деятельности ОАП рассматривается лишь в единичных публикациях, однако данное направление деятельности является одной из важнейших функций ОАП, т. к. оно прямо указано в нормативных правовых актах ФТС России, регламентирующих компетенцию этих подразделений <2>. ——————————— <2> Об утверждении Перечня оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности: Приказ ФТС России от 17.04.2012 N 715; Об утверждении типовых положений об оперативно-розыскном подразделении, подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды, подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков, оперативно-аналитическом подразделении таможни: Приказ ФТС России от 27.11.2006 N 1227 и др.
Результаты анализа оперативной обстановки являются отправными пунктами при организации ОАП аналитического поиска признаков нарушения таможенного законодательства <3>. ——————————— <3> См.: Козловский А. Ю. Актуальные вопросы использования оперативно-аналитических подразделений в оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Оперативник (сыщик). 2011. N 1(26). Январь. С. 9 — 11; Он же. Об участии оперативно-аналитических подразделений в оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Модернизация таможенного дела — актуальная задача современного развития ФТС России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 22 октября 2010 г. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. С. 258 — 263; Он же. О специфике информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Актуальные проблемы информационно-аналитической деятельности органов внутренних дел: Сборник статей межвузовского научно-практического семинара. М.: Академия управления МВД России, 2011. С. 77 — 85; Он же. Об основных направлениях аналитической работы при осуществлении таможенными органами оперативно-розыскной деятельности // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. М.: Академия управления МВД России, 2011. С. 248 — 252 и др.
В практической деятельности ОАП таможенных органов по анализу оперативной обстановки существует целый ряд вопросов, требующих научного исследования и предложений по совершенствованию. Приходится констатировать, что в настоящее время в таможенных органах отсутствует единый подход к системе элементов оперативной обстановки, исследуемых ОАП, формам и методам данной работы, общей структуре изложения итоговых документов по результатам исследований, что не может не сказываться на качестве подготавливаемых материалов. В комплексном исследовании Е. Н. Яковца, посвященном вопросам информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности, рассматриваются основные категории института прогнозирования оперативной обстановки, его цели, задачи, методы и стадии <4>. Им же высказывалось предложение об организации и функционировании интегрированного банка данных оперативно-розыскного назначения (ИБДОРН) таможенных органов в целях борьбы с экономической преступностью <5>. Такая система интеграции информационных ресурсов в сфере борьбы с экономической преступностью, несомненно, имеет важное практическое значение. ——————————— <4> См.: Яковец Е. Н. Основы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. М., 2009. С. 289. <5> См.: Яковец Е. Н. Интегрированный банк данных оперативно-розыскного назначения в борьбе с экономической преступностью: Сборник статей по правоохранительной деятельности «Поиск». 2009. N 11 (специальный выпуск). С. 71 — 79.
Учитывая изложенное, можно констатировать, что вопрос о содержательном наполнении деятельности ОАП таможенных органов по анализу оперативной обстановки остается открытым. Здесь же необходимо отметить, что деятельность ОАП таможенных органов имеет ярко выраженную специфику, обусловленную задачами и функциями данных подразделений. Представляется, что оперативная обстановка должна исследоваться с учетом данных особенностей. Оптимальным вариантом представляется работа ОАП по двум основным направлениям. Первое направление заключается в определении и оценке криминогенных факторов, влияющих на развитие таможенной преступности в зоне ответственности таможенного органа (подразделения). В данном разделе должны выделяться и анализироваться следующие процессы: 1.1. Социально-экономическая ситуация в регионе, динамика и прогноз ее развития. В результате становится возможным соотнести показатели перемещения товаров с реальными потребностями региона. Так, на участке оперативной ответственности Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) именно при анализе данного элемента были выявлены факты крупных поставок товаров (кирпичей), объемы импорта которых не соответствовали нуждам экономики региона. В результате проведенных в дальнейшем оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что под видом кирпичей фактически перемещались одежда и обувь. 1.2. Оценка объемов неформального сектора теневой экономики (по данным органов государственной статистики). Данная работа особенно актуальна при анализе экспорта из России леса и лесоматериалов. Так, в результате сопоставления данных таможенной статистики и информации Департамента лесного хозяйства по заготовке леса, учитывая сведения п. 1.1, вполне допустимо оценить реальные объемы поставок и возможность нарушения таможенного законодательства при декларировании. 1.3. Особенности криминогенных процессов, обусловленных произошедшими изменениями федерального и местного законодательства. Например, такая работа проводилась ДВТУ в связи с вступлением в силу с 02.02.2012 Постановления Правительства Российской Федерации N 1148 от 26.12.2011, согласно которому убытие за пределы единой таможенной территории Таможенного союза в ДВФО через госграницу России лома черных металлов, вывозимых в соответствии с таможенной процедурой экспорта, допускается только из пункта пропуска в Магаданском морском порту. В результате анализа была получена информация, позволяющая предполагать занижение некоторыми участниками внешнеторговой деятельности таможенной стоимости экспортируемого лома черных металлов. 1.4. Функционирование системы таможенных льгот и свободных экономических зон. Такая работа проводилась ДВТУ, например, путем анализа номенклатуры товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, в Особой экономической зоне, расположенной в административных границах г. Магадана. 1.5. Наиболее важные экономические и внешнеэкономические, политические, социальные и другие процессы, происходящие в регионе, деятельность правоохранительных и контролирующих органов, их влияние на изменение криминальной обстановки. Суть второго направления заключается в оценке состояния и развития преступности в сфере таможенного дела. В данном разделе должны рассматриваться: 2.1. Анализ динамики выявленных преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов России. 2.2. Систематизация выявленных преступлений по их составам (по статьям УК РФ), распространенности в различных сферах и отраслях экономики, по характеру субъектов совершаемых противоправных деяний, по объему нанесенного ущерба и т. п., определение основных криминальных тенденций. 2.3. Определение особенностей и новаций в формах и методах совершения таможенных и связанных с ними иных экономических либо должностных преступлений и правонарушений, связанных с преступлениями в сфере таможенного дела, выделение преобладающих способов и схем уклонения от уплаты таможенной пошлины. 2.4. Основные криминальные процессы в таможенной сфере и иных сферах экономики, требующие организации правоохранительных операций и принятия иных мер правоохранительного характера. 2.5. Определение приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности таможенного органа (правоохранительного подразделения) на планируемый период (с учетом динамики выявленных преступлений и правонарушений по отраслям экономики и сферам хозяйствования, уровня официальной и теневой экономики и т. д.). В результате на основании полученных выводов вносятся необходимые предложения о мерах нормативно-правового, организационного и правоохранительного характера, осуществляется комплексное прогнозирование развития ситуации в зависимости от принимаемых мер и решений. Анализ оперативной обстановки, проведенный ОАП таможенных органов по предложенным направлениям, может являться обоснованной рекомендацией руководству таможенного органа для принятия необходимых управленческих решений в ходе планирования и организации оперативно-служебной деятельности. Таким образом, можно сделать основные выводы: — в компетенцию ОАП таможенных органов входит комплексный анализ оперативной обстановки, складывающейся в регионе деятельности таможенного органа; — оперативная обстановка должна исследоваться ОАП таможенных органов с учетом специфики задач, решаемых данными подразделениями; — анализ оперативной обстановки ОАП таможенных органов по рассмотренным двум направлениям позволит повысить эффективность сбора и обработки информации о возможных схемах и способах нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, а также получения сведений в отношении лиц, указывающих на возможность их участия либо организации ими противоправной деятельности. Таким образом, полагаем, что предложенный алгоритм деятельности ОАП таможенных органов в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, функционирования Таможенного союза и реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации, будет способствовать совершенствованию механизма борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов.
——————————————————————