Защита прав несовершеннолетних в условиях глобализации

(Семикина М. С.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2013, N 4)

ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

М. С. СЕМИКИНА

Семикина Мария Сергеевна, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии ДВЮИ МВД России.

В статье анализируются вопросы защиты прав несовершеннолетних на международном уровне. Автор указывает на проблемные аспекты, возникающие в условиях глобализации.

Ключевые слова: права несовершеннолетних, глобализация, ООН.

Protection of rights of minors in conditions of globalization M. S. Semikina

Semikina Mariya Sergeevna, teacher of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Far-East Juridical Institute of the ministry of Internal Affairs of Russia.

The article analyses the issues of protection of rights of minor at the international level. The author notes the controversial aspects arising in conditions of globalization.

Key words: rights of minors, globalization, UNO.

Подвергая оценке современные представления человека о праве и морали, необходимо учитывать не столько исторически сложившиеся формы отношений, характерные для различных представителей многонационального и многокультурного населения всего земного шара, сколько уровень влияния негативных тенденций, объединенных стремлением преобразовать веками сложившиеся правила поведения. В современном представлении о глобализации культуры прослеживается неоднозначная позиция относительно распространения индивидуалистических ценностей, пропагандирующих приоритет прав человека, как на международном, так и на национальном уровне. С первого взгляда достижение столь высоких результатов в области признания человека высшей ценностью позволяет утверждать, что общество достигло наивысшей точки своего развития. С другой стороны, ложно понятые представления о независимости и свободе порождают глобальные конфликты и регресс права и морали. Столь неоднозначные тенденции прослеживаются и в современном российском обществе, порой подменяя нормы морали и права современными представлениями, имеющими статус рекомендаций международного уровня. Неоднозначная ситуация складывается и в области защиты прав несовершеннолетних. Зачастую под лозунгом приоритетной защиты несовершеннолетних попираются веками устоявшиеся традиции. Так, показательно в этом плане авторитетное мнение одного из руководителей Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) Ари Хокмана, заявившего, что разрушение традиционной семьи — не кризис, а победа прав человека над патриархальностью <1>. Наряду с этим навязывание западной культуры, имплементация норм международного права и формирование имиджа государства, где международные стандарты имеют приоритетное значение, свидетельствует о наличии серьезной проблемы в области правовой защиты несовершеннолетних. ——————————— <1> Фонд ООН: Разрушение семьи — не кризис, а триумф [Электронный ресурс]. URL: http://regions. ru/news/2195315/ (дата обращения: 09.02.2009).

Первое, что обращает на себя внимание, это недостатки современного образования. В ежегодном Послании Правительству Российской Федерации Президент России В. В. Путин отметил, что влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: Интернет, электронные СМИ. Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества <2>. Однако российское образование, исходя из конституционных положений, обязано пополниться нововведениями. Согласно Европейской социальной хартии, ратифицированной Россией в 1998 г., одной из дисциплин в школе может стать обязательное сексуальное просвещение, включенное в учебный план соответствующих тематических курсов с первого класса. Указанное представляется несколько непоследовательным и не свойственным для национального образования, однако обязательным в силу ратификации. ——————————— <2> Стенограмма Послания Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета. 2012. 12 декабря.

Наряду с этим влияние рационализма, материалистических взглядов, ценностей экономической эффективности сказывается и на национальном законодательстве. До сих пор не решен вопрос однозначности положений ратифицированной в 2011 г. Конвенции «О гражданско-правовых аспектах международного похищения детей», принятой в Гааге в 1980 г. Спорными являются положения Конвенции, закрепляющие право государства, на территории которого оказывается ребенок, не возвращать его на родину, при условии что он адаптировался к новой среде, а возвращение ребенка причинит ему психологический вред или поставит в невыносимые условия, или если в стране, откуда он приехал (привезен) и куда должен вернуться, «социальное положение» ниже, чем у другого родителя. Представляется, что оценку адаптации и условия жизни определяет государство, на территории которого находится ребенок. Насколько законно и обоснованно решение, принимаемое в отношении родителей, которых лишают родительских прав с одной из возможных мотивировок, не известно. Однако положения международного документа «грешат» нарушением иных конвенционных положений. Так, согласно Конвенции о правах ребенка 1980 г. государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства <3>. Вместе с тем ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации указывает на преимущественное право родителей в воспитании детей перед другими лицами, но то, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, прописано в ст. 38 Конституции Российской Федерации. ——————————— <3> Конвенция о правах ребенка 1980 года // Международно-правовые основы защиты несовершеннолетних. М., 2000.

Таким образом, сославшись на приоритет международных норм в области воспитания и защиты несовершеннолетних, государство подвержено риску утраты приоритетных национальных норм, выработанных на протяжении веков. Опасность заключается во взаимозамене категорий морали и традиций, свойственных тому или иному исторически сложившемуся государству, положениям, сформированным международным сообществом на протяжении последних 20 лет. Наряду с указанным предлагается также ратифицировать факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка. Наиболее спорным, на наш взгляд, является положение о возможности для детей непосредственно жаловаться ООН на действия своих родителей. Реакция международной организации будет реализована путем указания российским семьям принципиальных методов воспитания. Указаний на обязательную ссылку, а равно учет национальных, культурных, особенностей процесса воспитания несовершеннолетних, менталитет и нормы национального законодательства, в протоколе нет, что порождает множество коллизий. Проанализировав несколько международных положений, считаем необходимым указать на наличие Национального плана в интересах детей на 2012 — 2017 гг., обозначившего ориентацию государственной политики на международные нормы и стандарты, предусмотревшего в том числе создание «здравоохранения, дружественного к детям», и «правосудия, дружественного к детям» и закрепившего тем самым основные тенденции, направленные на защиту несовершеннолетних, но с учетом государственных интересов и приоритетов. Соответственно, культура образования, воспитания и процесса социализации несовершеннолетнего не должна представлять собой единый унифицированный акт, адресованный всем вне зависимости от исторического и национального подходов. Современные международные положения должны быть направлены лишь на установление общих тенденций, способствующих развитию международных связей и обмену социально полезным опытом, тем самым не навязывая политику глобализации и уравнивания в правовом, культурном и духовно-нравственном аспектах.

——————————————————————