Осуществление контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области

(Агеева И. П.) («Семейное и жилищное право», 2009, N 6)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ ГЛАВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ <*>

И. П. АГЕЕВА

——————————— <*> Ageeva I. P. Execution of control and supervision in the sphere of state registration of acts of civil status by the Chief administration of the Ministry of justice of the Russian Federation in Sverdlovsk region.

Агеева И. П., главный специалист-эксперт отдела по вопросам правовой помощи и международного сотрудничества Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Автор предлагает обзор осуществления контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области с точки зрения практической реализации этой деятельности. Ключевые слова: акт гражданского состояния, контроль, надзор, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации, регистрация актов гражданского состояния.

The author proposes a review of execution of control and supervision in the sphere of state registration of acts of civil status by the Chief administration of the Ministry of Justice of the Russian Federation in Sverdlovsk region from the viewpoint of practical execution of this activity. Key words: act of civil status, control, supervision, Chief administration of the Ministry of justice of the Russian Federation, registration of acts of civil status.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее — Закон) контроль за деятельностью по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее — Управление) — территориальный орган Минюста России, наделенный полномочиями по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 146 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Главное управление осуществляет: — контроль за реализацией федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния; — надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Свердловской области, в том числе проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Если государственную регистрацию актов гражданского состояния в субъекте Российской Федерации осуществляют государственные органы, контрольные функции осуществляются как в отношении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены вопросы организации государственной регистрации актов гражданского состояния, так и в отношении всех органов, непосредственно осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. В тех случаях, когда полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния переданы органам местного самоуправления, территориальные органы Министерства юстиции России осуществляют контрольные функции только в отношении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены вопросы организации государственной регистрации актов гражданского состояния, так как контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий п. 2 ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» возложен на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В Свердловской области государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляют 69 отделов загса, являющихся территориальными отраслевыми исполнительными органами власти Свердловской области (Указ Губернатора Свердловской области от 3 июня 2003 г. N 253-УГ (в ред. от 19.12.2005 N 1029-УГ)). Управление записи актов гражданского состояния Свердловской области является исполнительным органом государственной власти, организующим деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Свердловской области. В Свердловской области наблюдается ежегодный рост количества зарегистрированных актов гражданского состояния, составивший в 2007 г. по отношению к 2006 г. 4,3%, в 2008 г. по отношению к 2007 г. — 1,6%. За период с 2006 по 2008 г. постоянно росли показатели регистрации рождения, расторжения брака, установления отцовства, перемены имени. За 9 месяцев 2009 г. органами загса Свердловской области зарегистрировано 145 290 записей актов гражданского состояния, что составляет 75,24% от показателей за 12 месяцев 2008 г. (193 105). Исполнение государственной функции проведения проверок органов загса определяется Административным регламентом, предусматривающим последовательность административных действий: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверочным мероприятиям; осуществление проверки; подготовка акта по результатам проведенной проверки; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности субъекта проверки. Принятие мер по устранению выявленных нарушений, их предупреждению включает в себя следующие административные процедуры: — вынесение предписания, предметом которого является требование об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, а также об их недопущении в последующем; — направление руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, и (или) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) акта проверки; — направление Министерству юстиции Российской Федерации в порядке, установленном п. 8 ст. 4 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», акта проверки, содержащего выводы о ненадлежащем осуществлении полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Плановые проверки органов загса проводятся не чаще одного раза в два года. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях: — контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений; — поступления жалоб или обращений граждан и организаций; — публикации в средствах массовой информации, свидетельствующей о наличии нарушений; — поручения Министерства юстиции Российской Федерации. За 9 месяцев 2009 г. Управлением проведены 19 плановых проверок органов загса (проверены 138 845 записей актов гражданского состояния и документы-основания к ним). Предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния не выносились. Предметом проверок органов загса являлись: 1. Соблюдение законодательства Российской Федерации при: — государственной регистрации актов гражданского состояния (рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, усыновления (удочерения), перемены имени, смерти); — внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния; — восстановлении и аннулировании записей актов гражданского состояния; — выдаче повторных свидетельств и справок о государственной регистрации актов гражданского состояния; — принятии решений об отказе в совершении государственной регистрации актов гражданского состояния, внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния; — организации учета, хранения и расходования бланков свидетельств. 2. Контроль за реализацией федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния: — порядок рассмотрения обращений граждан; — состояние материально-технического и информационного обеспечения органа загс; — соблюдение сроков представления и качество подготовки статистической отчетности, установленной Минюстом России; — состояние информационно-разъяснительной работы, в том числе в средствах массовой информации; — организация и состояние работы по информатизации; — организация и состояние работы по защите информации и созданию условий для безопасности деятельности органа загса. Анализ результатов проверок деятельности органов загса Свердловской области показывает, что в основном государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Вместе с тем необходимо отметить, что имели место отдельные нарушения Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Семейного кодекса Российской Федерации и Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. N 432. Управлением загса Свердловской области принимались необходимые меры по предупреждению и устранению выявленных нарушений. Проведены семинары для руководителей отделов загса по всем управленческим округам, созданным на территории Свердловской области, а также для специалистов отделов загса в городах и районах были организованы курсы повышения квалификации на базе Уральской государственной юридической академии по теме «Нормативное и правовое регулирование деятельности органов загса». В рамках реализации контрольных функций Управлением осуществлялась проверка организации рассмотрения обращений граждан в органах загса. Рассмотрение обращений граждан в основном происходит в день обращения. На письменные заявления ответы даются без нарушения сроков. Нарушений в организации работы с обращениями граждан не выявлено. Обращений граждан, свидетельствующих о фактах коррупции в органах загса Свердловской области за 9 месяцев 2009 г., не поступало. Информационно-разъяснительная работа органов записи актов гражданского состояния Свердловской области осуществлялась в виде постоянных консультаций во время приема граждан, выступлений в средствах массовых информаций, при чтении лекций в образовательных и медицинских учреждениях, размещении информации в помещениях отделов загса. Информационные стенды, содержащие необходимую информацию о порядке государственной регистрации актов гражданского состояния, формах документов, часах приема граждан, имеются во всех отделах загса. Непосредственное консультирование граждан осуществляется всеми отделами загса на постоянной основе. Ежеквартально в средствах массовой информации публикуется информация о состоянии демографической ситуации, о мероприятиях, проводимых органами загса, разъясняются вопросы федерального законодательства в сфере регистрации актов гражданского состояния. Отделы загса в установленные сроки представляют в Управление загса Свердловской области информацию по форме N 26 «Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния и органах, ее осуществляющих», утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 августа 2008 г. N 189. Отделы загса полностью оснащены компьютерной и копировально-множительной техникой. С 2007 г. органы загса Свердловской области используют в своей основной деятельности программный комплекс «Находка-загс», разработанный ООО «Находка-АИС» г. Кирова. В настоящее время в отделах установлена версия 3.18.0, в конце года осуществлен переход на версию 4.0, предполагающую дополнительные возможности в работе программного комплекса. Для ведения бюджетного учета в каждом отделе загса установлена автоматизированная система «1С: Предприятие» (бюджетный учет «зарплата» и «бухгалтерия»). Для работы в отделах загса используется программа «КонсультантПлюс». В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» отделами загса Свердловской области приняты меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий. Управлением загса Свердловской области и отделами загса Свердловской области заключены договоры с научно-техническим центром «Сфера» на выполнение работ и оказание услуг по аттестации информационных систем персональных данных по требованиям безопасности в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона. В целях осуществления контроля за реализацией федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния Управлением организовано взаимодействие с Управлением загса Свердловской области. В Управление загса Свердловской области направляется обобщенная информация о выявленных в ходе проверок нарушениях федерального законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, акты проверок органов загса Свердловской области. В 2009 г. подписано Соглашение о взаимодействии между Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области и Управлением записи актов гражданского состояния Свердловской области в процессе администрирования доходов от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния. В установленные сроки Управлением осуществлялся учет поступлений государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами загса Свердловской области. Осуществляется контроль по возврату госпошлины за регистрацию актов гражданского состояния. За 9 месяцев 2009 г. поступило 32 заявления граждан о возврате госпошлины, по которым в установленные сроки осуществлен возврат денежных средств. Подводя итог, необходимо отметить, что контроль, осуществляемый Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, является по своей природе внешним контролем, что позволяет успешно реагировать на факты нарушений прав и свобод граждан и обеспечивать единообразное исполнение требований законодательства на территории всего Уральского федерального округа. Благодаря такому виду контроля успешно реализуются не только программы по повышению уровня профессиональной подготовленности сотрудников органов загса, но и программы, направленные на повышение уровня материального оснащения самих органов загса, что в конечном итоге влияет на повышение качества осуществляемой функции по регистрации актов гражданского состояния.

——————————————————————