Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
(Князева Е. Г.)
(«Российский следователь», 2009, N 6)
КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Е. Г. КНЯЗЕВА
Князева Е. Г., доцент юридического факультета ЮФУ, кандидат юридических наук.
Основная цель координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по мнению автора, — способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью путем разработки и осуществления согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.
Координация деятельности государственных органов осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных законов и Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью от 18 апреля 1996 г.
Понятие «координация» переводится как «согласование» (co — совместное, ordinatio — упорядочение). В Словаре русского языка С. И. Ожегова «координировать» означает: согласовать (согласовывать), установить (устанавливать) целесообразное соотношение между какими-нибудь действиями, явлениями.
В соответствии с этим под координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью понимается согласование действий правоохранительных органов по борьбе с преступностью по цели, времени, месту проведения, исполнителям и программе, с учетом компетенции каждого из этих органов.
Согласно п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ органом государственной власти, выполняющим функции борьбы с преступностью, является Правительство РФ. Обеспечение в стране законности и правопорядка является его конституционной обязанностью, за что оно несет политическую ответственность перед Президентом РФ и Федеральным Собранием РФ.
В осуществлении этой функции Правительство РФ опирается на правоохранительные органы, и прежде всего на органы прокуратуры, которые, реализуя свои полномочия по надзору за исполнением законов федеральными и региональными органами государственной власти, взаимодействуют с ними на соответствующих уровнях.
Координационная функция прокуратуры вытекает из ее роли как структуры, взаимодействующей по вопросам обеспечения законности со всеми ветвями государственной власти.
Именно прокурор в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и п. 3 Положения обязан координировать, т. е. согласовывать, деятельность правоохранительных органов при выполнении ими функций по борьбе с преступностью. Координация дополняет надзорную функцию прокуратуры и расширяет ее возможности.
Выделение координации в особый участок работы прокуратуры объясняется прежде всего значимостью влияния результатов этой деятельности на укрепление законности, обеспечение безопасности общества от преступных проявлений, результативность деятельности государственных органов.
На федеральном уровне координацию осуществляют Генеральный прокурор РФ и руководители федеральных правоохранительных органов; на региональном уровне — прокуроры субъектов Федерации, военные и иные специализированные прокуроры и руководители правоохранительных органов, дислоцирующихся на территории субъектов Федерации; на местном уровне — прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры, а также руководители соответствующих правоохранительных органов.
В зависимости от конкретной ситуации и результатов анализа информации возникает необходимость направлять скоординированные усилия правоохранительных органов на достижение конкретных целей путем воздействия на какие-либо виды преступлений, получивших наибольшее распространение в данном регионе, среди отдельных групп населения, в отдельных сферах правовых отношений.
Координация призвана обеспечить всесторонний анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций, а также анализ работы по выявлению, расследованию, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений, для определения основных направлений борьбы с преступностью. Согласованность усилий правоохранительных органов позволяет комплексно обобщать практику применения законов по противодействию преступным проявлениям и готовить обоснованные предложения по улучшению правоохранительной деятельности, совершенствованию ее правового регулирования.
Отсюда вытекают и принципы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью:
— соблюдение законности;
— равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и проведении мероприятий;
— самостоятельность каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;
— гласность, в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;
— ответственность руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.
Основным принципом организации и осуществления координации является соблюдение законности, включающее в себя безусловное и точное исполнение всеми участниками действующего законодательства обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление, защиту прав и законных интересов человека и гражданина.
Другим основополагающим принципом координации является равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке мероприятий и принятии решений. Однако если прокурор, координируя эту деятельность, установит нарушения законов, допущенные правоохранительными органами, он обязан принять меры прокурорского реагирования.
Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется при организующей роли прокурора и инициативности всех органов, участвующих в этом процессе. Совместные решения исполняются каждым органом самостоятельно, в пределах его компетенции, присущими ему способами и методами.
Участники координационной деятельности несут персональную ответственность за надлежащее и своевременное исполнение принятых решений, выполнение намеченных координационных мероприятий.
Немаловажное значение имеет принцип гласности координационной деятельности, обеспечивающий в допустимых пределах информированность органов власти и населения о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Координационная деятельность осуществляется органами прокуратуры с соблюдением принципа ее централизации, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В соответствии с этим каждый вышестоящий прокурор в пределах своей компетенции наделен правом координировать деятельность не только правоохранительных органов своего уровня, но и всех нижестоящих прокуроров и соответствующих их уровню правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Координация действий правоохранительных органов позволяет объединить усилия по борьбе с преступностью, с тем чтобы достичь эффективных результатов в более короткие сроки, правильнее намечать главные направления этой работы, вести ее целенаправленно и наступательно, охватить профилактической работой большее число объектов, лучше использовать возможности, которыми располагает каждый из органов, ведущих борьбу с преступностью.
Деятельность правоохранительной системы координируется с судами, а также с другими государственными и негосударственными органами.
Поскольку прокурор руководит работой координационных совещаний, то он является инициатором взаимодействия с иными органами государственной власти и управления, с контролирующими органами, общественными организациями по вопросам борьбы с преступностью, устранением причин и условий, которые ее порождают.
Методы и формы такого взаимодействия могут быть различны: приглашение представителей администрации, контролирующих органов, представителей общественных организаций для участия в координационных совещаниях, проведение совместно с теми или иными контролирующими органами проверок присущими каждому из них средствами и методами.
Координация деятельности правоохранительных органов производится как по борьбе с преступностью, так и по поводу разрешения конкретного уголовного дела, криминальной ситуации, в целях обеспечения взаимодействия и взаимоконтроля каждого из субъектов координации.
Координация осуществляется при решении общих для правоохранительных органов задач по борьбе с преступностью. Специфические же для каждого органа функции (тактика и методика оперативно-розыскной деятельности, надзорные функции прокуратуры) предметом координации быть не могут.
Основные направления координации, их актуальность определяются на основе изучения имеющейся в правоохранительных органах информации. От этого зависит целенаправленность деятельности правоохранительных органов, правильный выбор наиболее рациональных форм координации.
Таким образом, надлежаще организованное органами прокуратуры взаимодействие многократно увеличивает потенциал правоохранительной системы по борьбе с преступностью.
——————————————————————