Особенности иностранного законодательства об усыновлении в период XVIII — начала XX в
(Фабричная Т. Б.) («История государства и права», 2010, N 16)
ОСОБЕННОСТИ ИНОСТРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УСЫНОВЛЕНИИ В ПЕРИОД XVIII — НАЧАЛА XX В. <*>
Т. Б. ФАБРИЧНАЯ
——————————— <*> Fabrichnaya T. B. Peculiarities of foreign legislation on adoption during the period of the XVIII — beginning of the XX centuries.
Фабричная Татьяна Борисовна, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Нижегородского филиала Университета Российской академии образования
В данной статье анализируется иностранное законодательство об усыновлении в период XVIII — начала XX в. Проводится сравнительный анализ правовых актов, регламентирующих усыновление в Германии, Франции, Швейцарии и странах Латинской Америки исследуемого периода.
Ключевые слова: семья, брак, усыновление, опека, попечительство, тайна усыновления, усыновитель, усыновленный.
The article analyses foreign legislation on adoption during the period of the XVIII — beginning of XX centuries; gives comparative analysis of legal acts regulating adoption in Germany, France, Switzerland and countries of Latin America of the said period.
Key words: family, marriage, adoption, trust, guardianship, secret of adoption, adoptive person, adoptee.
Анализируя дореволюционное законодательство России об усыновлении в период XVIII — начала XX в., небезынтересно сравнить его с иностранным законодательством этого же периода. В правотворческой практике Российской империи существовала хорошая традиция тщательного изучения иностранного законодательства перед принятием любого отечественного законопроекта с целью заимствования удачного зарубежного опыта. Законодательство об усыновлении детей в различных иностранных государствах характеризовалось большим разнообразием. В одних странах оно было менее развито, в других вопросу усыновления уделялось больше внимания. Однако всегда оно учитывало национально-исторические, природные, религиозные и иные особенности народов и ставило главной своей задачей устройство детей, оставшихся по той или иной причине без попечения родителей. Больше внимания законодательному регулированию усыновления уделялось в германском, французском и швейцарском праве. В Германии лицо, не имевшее своих собственных законных детей, брало чужого ребенка в качестве наследника. Такая процедура устраняла от наследства прочих родственников. Позднее как особый вид усыновления появилось Einkindschaft — объединение детей. Оно возникло из необходимости дать права на имущество умершего супруга супругу, оставшемуся в живых и вступающему в новый брак. В силу Einkindschaft все дети от первого брака считались как бы происшедшими от второго и, следовательно, усыновлялись своим отцом или мачехой <1>. Очевидно, что данная норма была введена законодателем в целях защиты интересов детей, оставшихся с одним из родителей. ——————————— <1> См.: Загоровский А. И. Курс семейного права. Одесса, 1909. С. 486.
Германское усыновление проводилось путем судебного акта. Усыновитель и усыновляемый являлись в суд, где новый отец вручал сыну щит и копье, выражая этим приобщение приемыша к своим правам. Существовала еще более простая форма усыновления в виде обыкновенного письменного акта, имевшая значение передачи имущественных прав от усыновителя к усыновляемому ребенку <2>. ——————————— <2> См.: Загоровский А. И. Незаконнорожденные по саксонскому и французскому гражданским кодексам, в связи с принципиальным решением вопроса о незаконнорожденных вообще. Киев, 1879. С. 68 — 69.
Германское гражданское уложение разрешало усыновление при наличии определенных условий: — усыновлять можно было только чужих детей; — усыновлять могли только бездетные лица, обладающие гражданской правоспособностью; — усыновлять можно было лицам, имеющим не менее 50 лет от роду; — разница в возрасте между усыновляемым и усыновленным должна быть не менее 18 лет. Однако опекунскому суду предоставлялось в отдельных случаях допускать отступления от правил в возрасте; — допускалось усыновление нескольких детей <3>. Эта норма нашла закрепление в дальнейшем в современном институте усыновления, в том числе и в России. ——————————— <3> См.: Об усыновлении детей и подростков // НАРКОМПРОС-ГЛАВСОЦВОС. М.: Издание Деткомиссии ВЦИК, 1926. С. 18; Общегерманское уложение. Ст. 1744. URL: http:// www. google. com; http:// pravo. sosvataem. ru/ B7762Part57-220.html.
При усыновлении чужих законных детей требовалось нотариально заверенное согласие их биологических родителей, а по отношению к внебрачному ребенку — согласие его матери. Усыновление происходило путем договора, заключаемого между усыновителем и усыновляемым или его родителями, с последующим утверждением этого договора участковым судом. Если усыновляемый не достиг 14 лет, то для заключения договора об усыновлении требовалось предварительное постановление опекунского суда. Действие усыновления на родственников не распространялось. Думаем, что этой нормой законодатель несколько ущемил права усыновленных детей, охраняя имущественные права родственников усыновителя, чего нет в российском семейном законодательстве. И это, по нашему мнению, справедливо. Характерной особенностью немецкого усыновления изучаемого периода являлось и то, что оно не знало института тайны усыновления. В Германской империи запрещался брак между усыновителем и усыновленной, а также между усыновителем и потомством усыновленной <4>. В соответствии с Саксонским уложением были запрещены браки между родителями усыновителя и усыновленными или потомками последних и между лицами, вступившими вследствие усыновления в отношения братьев и сестер <5>. Эта норма и сейчас «работает» в семейном законодательстве большинства стран, в том числе и в России. ——————————— <4> См.: Общегерманское уложение. Ст. 1311. URL: http://www. google. com; http:// pravo. sosvataem. ru/ B7762Part57-220.html. <5> См.: Саксонское уложение. Ст. 1614. URL: http:// www. google. com; http:// pravo. sosvataem. ru/ B7762Part57-220.html.
Во Франции институт усыновления получил нормативное закрепление только после Великой французской революции. Он был введен в жизнь в 1792 г. по почину известного юриста революционной эпохи Камбасереса, назвавшего его «живым подобием природы» <6>. Национальное Собрание приписывало себе «славу установления этого института». ——————————— <6> См.: Об усыновлении детей и подростков // НАРКОМПРОС-ГЛАВСОЦВОС. М.: Издание Деткомиссии ВЦИК, 1926. С. 6.
В первое время институт усыновления был очень популярен. Так, Наполеон после победы при Аустерлице Приказом 7 декабря 1805 г. усыновил всех детей генералов, офицеров и солдат, погибших в бою, и приказал своему министру юстиции выполнить все формальности, требуемые законом для такого усыновления. Этим красивым жестом он хотел показать пример усыновления сирот войны всем французам. Однако составленный в 1804 г. Гражданский кодекс ввел ряд крайне стеснительных формальностей для усыновления, превратив последнее в institution de luxe, в предмет роскоши для имущих классов <7>. Французский Гражданский кодекс посвящал около трех десятков статей усыновлению, вводя необычайно мелочную детализацию имущественных отношений. ——————————— <7> Гойхбарг А. Г. Сравнительное семейное право. М.: Изд. НКЮ, 1925. С. 164 — 165.
Так, усыновлению могли подлежать только совершеннолетние, т. е. лица, достигшие 21 года; усыновитель должен был быть не моложе 50-летнего возраста <8>; усыновление могло быть разрешаемо лишь тогда, когда усыновитель в течение 6 лет до усыновления во время несовершеннолетия усыновляемого беспрерывно содержал его и заботился о нем (tutellt officieuse). Это было подготовительной стадией к усыновлению. Данная процедура усыновления была в свое время заимствована из прусского права <9>. Считаем, что неплохо бы и сейчас воспользоваться данной нормой в российском семейном законодательстве и ввести правило, в соответствии с которым перед процедурой усыновления усыновляемый в течение определенного времени (допустим, три года) содержал и заботился об усыновляемом. ——————————— <8> Французский гражданский кодекс. 1804. Ст. 343. URL: http:// www. google. com; http:// www. lawlibrary. ru/ izdanie2386.html. <9> См.: Об усыновлении детей и подростков // НАРКОМПРОС-ГЛАВСОЦВОС. М.: Издание Деткомиссии ВЦИК, 1926. С. 7; Французский кодекс. 1804. Ст. 345. URL: http:// www. google. com; http:// dic. academic. ru/ dic. nsf/ lower/ 1920.
Наряду с этими правилами Кодекс 1804 г. предусматривал две другие формы усыновления: — по завещанию (adoption testamehtaire); — в виде благодарности (adoption remuneratoire). Во французском праве существовал особый институт попечения о малолетнем — tutelle officieuse. Он не имел самостоятельного значения, а давал возможность усыновления посредством завещания в том случае, когда усыновлять обычным путем по причине малолетства усыновляемого не разрешалось. Так, поступивший на попечение ребенок должен был быть не моложе 15 лет. Если попечение длилось не менее пяти лет и у лица, принявшего на попечение, не было нисходящих наследников, опекаемый мог быть усыновлен завещанием. Это попечение — договор между лицом, которому принадлежала власть над малолетним, и принимающим его на попечение. В силу такого договора последний брал на себя обязанность безвозмездно заботиться об имуществе и личности малолетнего, воспитывать и готовить его к самостоятельной жизни <10>. Данный институт попечения, судя по всему, являлся прообразом современного института опеки и попечительства. ——————————— <10> См.: Нижник Н. С. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в русской истории: Дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2003. С. 262.
Швейцарский Гражданский кодекс 1907 г. посвящал усыновлению шесть статей, устанавливающих лишь общие начала усыновления, которые затем подлежали углублению в порядке законодательства и инструкций отдельных кантонов. Характерной особенностью являлось то, что усыновление разрешалось только лицам, достигшим 40 лет и не имеющим законных нисходящих родственников. По швейцарскому закону усыновитель должен был иметь определенный жизненный опыт, поэтому его возраст должен был быть не моложе 40 лет <11>. Усыновление могло иметь место только с согласия усыновляемого. Если усыновляемый является несовершеннолетним или лицом, ограниченным в правах, согласие на усыновление должно было быть дано его отцом, матерью или опекунской властью. Супруг не мог усыновлять или быть усыновленным без согласия другого супруга; усыновление могло быть проведено только обоими супругами. ——————————— <11> См.: Швейцарский кодекс. Ст. 264. URL: http:// pravo. sosvataem. ru/ B7762Part86-324.html.
Усыновление происходило следующим путем: — заявление исходило от лица, желающего усыновить; — заявление должно было быть разрешено компетентной властью; — заявление подавалось по месту жительства усыновителя. Если усыновитель осуществлял уход и заботу по отношению к усыновляемому, разрешение на усыновление могло быть подано при соблюдении других условий, которые были урегулированы швейцарским Гражданским кодексом <12>. ——————————— <12> Там же. Ст. 267. URL: http:// pravo. sosvataem. ru/ B7762Part86-324.html.
Усыновляемый носил фамильное имя усыновителя и становился его наследником, но вместе с тем сохранял свои наследственные права по отношению к своей бывшей родной семье. Считаем, что данная норма могла бы найти свое отражение в современном российском законодательстве об усыновлении. Родительские права переходили к усыновителю. Однако путем соглашений, предшествующих усыновлению, возможно было отступить от общих правил закона относительно преемства прав, в частности права наследования усыновляемого от его природных родителей. Усыновление можно было в любое время расторгнуть с обоюдного согласия, однако с соблюдением правил, установленных договором об усыновлении. Постановление швейцарского Гражданского уложения дополнялось правилами, издаваемыми для отдельных кантонов. Так, к примеру, дополнительные постановления к усыновлению были приняты в Базеле Законом 27 апреля 1911 г. В соответствии с этим документом просьбы об усыновлении с изложением мотивов подавались в Правительственный совет кантона с указанием местожительства, возраста, семейного положения усыновителя и усыновляемого <13>. Совет выслушивал заключение Министерства юстиции, на котором лежала обязанность проверить правильность сообщенных сведений. Суд выносил решение об усыновлении с изложением мотивов. Споры относительно алиментов между усыновителем и усыновленным решались опекунской властью, с возможностью обжалования ее постановлений в суд. ——————————— <13> См.: Об усыновлении детей и подростков // НАРКОМПРОС-ГЛАВСОЦВОС. М.: Издание Деткомиссии ВЦИК, 1926. С. 20 — 21.
Характерными чертами швейцарского законодательства являлось введение надзора опекунской власти за усыновлением и признание того, что усыновление санкционирует уже создавшееся отношение заботы и попечения об усыновляемом ребенке, а не является чисто имущественной сделкой. Полагаем, что это правильно. И неплохо было бы ввести данную норму в современное российское семейное законодательство. Меньше внимания законодатель уделял регламентации усыновления в странах Латинской Америки. Законы (Гражданские кодексы Уругвая 1914 г., Бразилии 1916 г. и др.), касающиеся усыновления, были приняты по времени значительно позже и построены по типу французского права. Характерные особенности усыновления заключались в следующем: — возраст усыновителя должен был быть не ниже 45 — 50 лет; — разница в возрастах усыновителя и усыновленного должна была быть от 15 до 18 лет; — у усыновителя не должно было быть своих детей; — требовалось согласие усыновляемого с 14-летнего возраста. Кроме того, законодательство Перу не допускало к усыновлению лиц, давших обет целомудрия. Оно признавало усыновление по закону потерявшим силу, если у усыновителя после усыновления рождались законные дети. Со смертью усыновителя, если усыновленный не достиг совершеннолетия, он возвращался под власть своих природных родителей <14>. ——————————— <14> Там же. С. 22.
Таким образом, законодательство об усыновлении в различных государствах характеризовалось большим разнообразием и всегда учитывало интересы детей, которые остались по различным причинам без попечения родителей.
——————————————————————