Неиспользованные возможности Азербайджана в гостиничном бизнесе

(Алиева Н. Р.)

(«Туризм: право и экономика», 2008, N 4)

НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНА

В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

Н. Р. АЛИЕВА

Алиева Н. Р., старший преподаватель университета «Тефеккюр».

В числе быстроразвивающихся отраслей экономики туризм является одним из перспективных направлений. По данным Всемирной туристской организации, 2006 г. стал рекордным для мирового туризма. Количество туристов, посетивших другие страны, по сравнению с 2005 г. выросло на 4,5% и достигло 842 млн. человек. Если в 2000 г. в мире насчитывалось около 700 млн. туристов, а в 2006 г. — 842 млн., то к 2020 г. их число увеличится до 1,6 млрд. человек. На долю туризма и связанных с ним отраслей ныне приходится 8,3% рабочих мест мира, 9,3% международных инвестиций, 12% экспорта и 3,6% мирового валового внутреннего продукта. В 2005 г. страны мира заработали за счет приема туристов 680 млрд. долл. В 1990 г. этот показатель составлял 270 млрд. долл., а в 2000 г. — 481 млрд. долл.

Среднестатистический турист, посетивший Европу, приносит местной экономике доход в размере 790 долл., а для Восточной Европы и республик бывшего СССР этот показатель составляет 370 долл.

В Азербайджанской Республике индустрия туризма получила свое развитие еще в древние века, а впоследствии — в советский период. Но и после обретения Азербайджаном независимости этой отрасли стали уделять повышенное внимание. Начало этому было положено принятием Закона о туризме, утвержденного Указом Президента Азербайджанской Республики от 27 июля 1999 г. за N 164, в котором определены правовые основы индустрии туризма, задачи, стоящие перед этой отраслью в обеспечении социально-экономического развития страны. В этой связи в соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 18 апреля 2001 г. Министерство молодежи и спорта было преобразовано в Министерство молодежи, спорта и туризма. Впоследствии в соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 30 января 2006 г. Министерство молодежи, спорта и туризма было преобразовано в Министерство культуры и туризма. С 2001 г. наша страна является действительным членом ЮНВТО. Дважды посещавший Азербайджан генеральный секретарь ЮНВТО Франческо Франжиалли высоко оценил местный потенциал Республики.

Ключевым фактором, способствующим развитию туристской индустрии в нашей стране, является активная поддержка этого сектора Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым. Поэтому индустрия туризма за последние годы стала быстро набирать темпы развития. Так, если в 2000 г. число туристов, прибывших в Азербайджан, составило 681 тыс. человек, то в 2007 г. их число достигло 1332,7 тыс. человек, или в 1,9 раза больше. А доход от прибывших в нашу страну туристов в 2000 г. составил 42,6 млн. долл., а в 2007 г. — 758 млн. долл.

Вместе с тем следует отметить, что число туристов, выехавших из Азербайджана в другие страны, несколько превышает число туристов, въехавших в Азербайджан. Если в 2000 г. число выехавших из Азербайджана за рубеж граждан составило 1326 тыс. человек, то в 2007 г. — 1631,3 тыс. человек, или в 1,2 раза больше. Причины такого превышения заключаются в следующем. Это:

1) низкий профессиональный уровень кадров;

2) слаборазвитая инфраструктура, способствующая продвижению туристического продукта;

3) высокие цены на выдачу лицензий, а также высокие цены в сфере обслуживания туристов;

4) низкая заработная плата персонала, обслуживающего туристов.

Имеются и другие причины. На некоторых из них хотелось бы остановиться более подробно.

Как было указано выше, в 2007 г. в нашу страну прибыло 1332,7 тыс. туристов, а места предоставлены были (кровати — посуточно) для ночлега 305483 гражданам, из которых 159137 человек размещено в г. Баку, или 52,1%. Одной из причин такого положения связано с тем, что номера в гостиницах страны слишком дорогие: суточный тариф самого дешевого 3-звездочного отеля на одного человека стоит больше 200 долл. Что касается прибывших граждан, которые поселились вне сферы обслуживания — гостиниц, мотелей, то их понять можно. Опять же все дело упирается в высокие цены в отелях, санаториях, домах отдыха. Поэтому эти граждане вынуждены находить места для ночлега там, где цены гораздо ниже, чем в гостиницах.

В итоге из оборота гостиниц, мотелей исключаются огромные средства, а бюджет Республики недополучает значительные суммы.

В то же время ряд гостиниц и предприятий гостиничного типа в 2007 г. не были загружены туристами, особенно иностранными. Это относится к гостиницам, мотелям, кемпингам, домам отдыха Хачмазского, Гусарского, Девечинского, Сиязаньского, Агджабединского, Агдашского, Бейлаганского, Бардинского, Билясуварского, Имишлинского, Кюрдамирского, Нефтчалинского, Белоканского, Огузского, Ярдымлинского, Шамахинского, Агсуинского, Сабирабадского, Сальянского, Уджарского, Гедабекского, Геранбойского, Гейгельского, Шамкирского, Тертерского и Сабунчинского районов Республики.

Такое положение связано с тем, что эти объекты все еще не в полной мере соответствуют традиционным представлениям о гостиничных услугах. Непритязательность помещений и их убранства, не соответствующих нормам гигиены и безопасности, крайне низкий уровень сервиса из-за дефицита квалифицированного персонала при необоснованно высоких ценах — вот далеко не полный перечень претензий ко многим гостиницам, санаториям, домам отдыха. Известно, что зарубежный гость обеспечивает работой до семи местных жителей, так как ему требуются водители, повара, официанты, переводчики, экскурсоводы, проводники, носильщики, медицинское обслуживание, торговый сервис, консультации, другие услуги. Поэтому если бы были загружены отели, мотели, кемпинги, дома отдыха, санатории в вышеуказанных районах Азербайджана, то доход от этих предприятий сферы услуг, по нашим расчетам, составил бы примерно 150 тыс. долл.

Согласно существующим правилам, проекты новых туристических объектов представляются на экспертизу в Минтуризма, после чего рассматриваются профессионалами и получают разрешение на строительство. Однако на начало 2008 г. из 41 строящегося туристического объекта почти половина возводилась без согласования с Министерством. Причем речь идет не только о соблюдении нормативов при строительстве гостиниц и зон отдыха, но также о пропорциональном развитии всей сопутствующей инфраструктуры — развлекательных центров, спортивных комплексов, ресторанов, бассейнов, аквапарков, саун и т. д.

Все это не только лишает граждан и гостей страны возможности комфортно отдохнуть, но самое главное — наносит непоправимый урон туристическому имиджу государства.

Не желая мириться со сложившимся положением, Минтуризма с 2007 г. приступило к реализации комплекса мер, направленных на усиление контроля над сферой гостиничного и рекреационного бизнеса. В соответствии с государственной программой развития туристской отрасли на 2008 — 2016 гг. намечены конкретные меры по увеличению гостиничного потенциала, и прежде всего в регионах страны. Так, к 2016 г. вместимость отелей и зон отдыха должна увеличиться с имеющихся сегодня 26 тыс. спальных мест до 150 тыс. Сегодня Азербайджан принимает более 1,3 млн. туристов, а в долгосрочной перспективе предполагается добиться ежегодного привлечения до 3 млн. туристов. Для их приема количество объектов гостиничного типа в стране должно быть доведено как минимум до 1300, из расчета, что каждый из них способен в среднем принимать порядка до 70 человек в сутки.

В соответствии с Указом Президента АР от 6 июля 2006 г. гостиницам и объектам гостиничного типа выдаются специальные разрешения на право заниматься туристической деятельностью (лицензии) сроком на 5 лет. А еще раньше, в 2004 г., был начат процесс сертификации и присвоения «звезд» отелям.

По инициативе Министерства культуры и туризма 22 декабря 2006 г. была создана Ассоциация гостиниц Азербайджана. Деятельность Ассоциации состоит из развития гостиничного бизнеса, улучшения качества услуг, подготовки соответствующих нормативно-правовых документов, проектов и программ.

Отдельные направления госпрограммы посвящены усилению пропаганды азербайджанского туризма: подготовке соответствующих рекламных материалов, проведению международных выставок и семинаров. Развитие системы обучения и тренингов персонала туристических объектов также отнесены к приоритетным направлениям данной программы. В настоящее время Министерство культуры и туризма стало инициатором принятия ряда решений и нормативных документов, нацеленных на наведение порядка в гостиничном секторе, сервисной инфраструктуре и вопросах подготовки персонала. Для усиления контроля в этой сфере постановлением Кабинета министров Республики при Министерстве культуры и туризма недавно создана объединенная администрация строящихся хозрасчетных объектов. Она сформирована на базе ООО Агентства управления восстановительными, инвестиционными проектами и проектами развития с целью обеспечения контроля над ведением строительства, своевременной сдачи объектов, соблюдения утвержденной сметы и рационального использования бюджетных средств.

——————————————————————