Медико-правовые аспекты работы с наркотическими средствами и психотропными веществами в центре медицины катастроф

(Мельникова О. А.)

(«Медицинское право», 2009, N 1)

МЕДИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ

С НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ПСИХОТРОПНЫМИ

ВЕЩЕСТВАМИ В ЦЕНТРЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

О. А. МЕЛЬНИКОВА

Мельникова О. А., кандидат химических наук, доцент, ОГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф» Свердловской области.

Обсуждаются вопросы, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в территориальных центрах медицины катастроф: порядок учета, хранения и использования наркотических средств и психотропных веществ. Данная статья может быть полезна работникам центров медицины катастроф и иным специалистам.

В настоящее время во многих территориальных округах функционируют центры медицины катастроф. Центр медицины катастроф представляет собой лечебно-профилактическое учреждение особого типа, функциями которого является оказание скорой и скорой специализированной медицинской помощи (санитарно-авиационной) в условиях повседневной деятельности и в условиях чрезвычайной ситуации. Естественно, что оказание медицинской помощи невозможно без наркотических средств и психотропных веществ. Однако в настоящее время в законодательстве отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы работы с данной группой лекарственных средств непосредственно для центра медицины катастроф.

В связи с этим целью настоящей статьи было освещение вопросов работы с наркотическими средствами и психотропными веществами в центре медицины катастроф, упущенных в настоящем законодательстве.

Работа с наркотическими средствами и психотропными веществами в центре медицины катастроф происходит в нескольких режимах:

1. Режим повседневной деятельности.

2. Режим чрезвычайной ситуации.

Соответственно и наркотические средства, и психотропные вещества будут использоваться для решения этих двух задач.

Цепочку движения наркотических средств и психотропных веществ в центре медицины катастроф можно представить на схеме:

Государственное Аптека готовых Отделения центра,

унитарное > лекарственных > осуществляющие

предприятие < форм центра скорую и скорую

«Фармация» медицины специализированную

катастроф медицинскую помощь

населению (нарко —

/ \ тические средства

V V и психотропные

вещества сформиро —

Отдел запасов апте — Филиалы Трассовая ваны в укладки)

ки (склад-резерв) центра служба

Из схемы видно, что наркотические средства и психотропные вещества попадают от фирмы-поставщика («Фармация») в аптеку готовых лекарственных форм, а затем часть из них в отдел запасов аптеки — склад-резерв (для обеспечения работы в чрезвычайной ситуации), а другая часть — в отделения центра, оказывающие плановую и экстренную консультативную помощь (в условиях повседневной деятельности), филиалы и трассовую службу.

Для осуществления деятельности с наркотическими средствами и психотропными веществами по этой цепочке необходимо предусмотреть следующие моменты, в настоящее время отсутствующие в законодательстве.

1. Вопросы лицензирования работы с наркотическими средствами и психотропными веществами.

В действующем законодательстве существуют несколько видов деятельности, применимых к работе центра медицины катастроф (приобретение, хранение, отпуск, использование, уничтожение). Однако вид деятельности, связанный с освежением (заменой лекарственных средств с истекающим сроком годности на лекарственные средства с хорошим сроком годности), для данной группы лекарственных средств отсутствует.

2. Требования к технической укрепленности, оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации.

Требования к технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации для хранения основного запаса наркотических средств и психотропных веществ даны в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 1997 г. N 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ». Однако в данном Приказе отсутствуют требования к технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации для оперативно-диспетчерского отдела, где происходит хранение укладок с наркотическими средствами и психотропными веществами, полученных из аптеки. На взгляд автора, нецелесообразно вводить укрепленность в диспетчерской, аналогичную комнате хранения основного запаса, поскольку укладки хранятся в комнате непродолжительное время (происходит выдача в работу).

3. Расчетные нормативы, необходимые для планирования годового количества наркотических средств и психотропных веществ.

В настоящее время упомянутым выше Приказом предусмотрены нормативы в потреблении наркотических средств и психотропных веществ для различных отделений лечебно-профилактического учреждения. Однако нормативы для центра медицины катастроф в настоящее время отсутствуют. При разработке нормативов следует учесть, что работа специалистов центра медицины катастроф протекает в двух режимах. Для работы в чрезвычайной ситуации количество наркотических средств и психотропных веществ рассчитывается исходя из стандартов лечения и возможных санитарных потерь. Для работы в условиях повседневной деятельности — из данных о проведенных операциях.

4. Порядок работы с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Порядок работы с данными лекарственными средствами в центре медицины катастроф отличается от работы в лечебно-профилактических учреждениях. Особенность связана с выездным характером работы бригад скорой и скорой специализированной помощи, что выражается в формировании укладок с наркотическими средствами и психотропными веществами. Соответственно, в цепочке передачи наркотических средств и психотропных веществ из аптеки к главной медицинской сестре и до врача возникает еще один этап передачи — оперативно-диспетчерский отдел (со своим журналом передачи укладок, не утвержденным в данный момент законодательством). Предлагаем свою форму (см. табл. 1).

Таблица 1

Форма журнала учета укладок наркотических средств

и психотропных веществ в оперативно-диспетчерской службе

Наименование наркотического средства, психотропного вещества в соответствии с Перечнем Постановления РФ от 30 июня 1998 г. N 681 _____________________________________________________________________________

Фирменное название (синоним), под которым получено наркотическое средство, психотропное вещество _____________________________________________

Дозировка ______________________________________________________________

Дата/ Ф. И.О. Ф. И.О. N Наименование Под — Расход Подпись

время вы — получив — укл. медикамента пись приняв —

давшего шего врача шего

укладку укладку укладку

промедол морфин фентанил

При ведении журнала регистрации операций с наркотическими средствами и психотропными веществами в аптеке необходимо введение колонки «Отпущено на освежение». Поскольку освежение нельзя считать использованием, и, стало быть, включать в отчет об использовании наркотических средств и психотропных веществ не целесообразно.

5. Порядок работы с наркотическими средствами и психотропными веществами на трассовой службе.

Трассовая служба центра медицины катастроф состоит из трассовых пунктов, расположенных на территории Свердловской области. Функцией трассовой службы является оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Естественно, что оказание данной помощи невозможно без наркотических средств и психотропных веществ. Однако нигде в законодательстве нет указаний об организации лекарственного обеспечения, в том числе оборота с наркотическими средствами и психотропными веществами на трассовом пункте (техническая укрепленность, оснащение средствами охранно-пожарной сигнализации, порядок ведения документации).

6. Порядок работы с наркотическими средствами в условиях чрезвычайной ситуации.

Порядок работы с наркотическими средствами и психотропными веществами в условиях чрезвычайной ситуации также в настоящее время не регламентирован. Непонятно, каким образом осуществлять перевозку резерва наркотических средств и психотропных веществ к месту трагедии. Если заключать договор со специализированной организацией, имеющей лицензию, то можно просто не успеть к месту чрезвычайной ситуации.

7. Порядок выпуска и освежения наркотических средств и психотропных веществ из резерва.

Вопрос выпуска наркотических средств и психотропных веществ и их освежения остается открытым. В законодательстве не прописаны организации, имеющие право принимать на свой баланс данную группу лекарственных средств с истекающим сроком годности, не указано, каким образом осуществлять проведение документации с точки зрения бухгалтерского учета.

——————————————————————