Санитары потребительского рынка
(Бодрягина О., Дарымова Ю., Жердева М.)
(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 11)
САНИТАРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
О. БОДРЯГИНА, Ю. ДАРЫМОВА, М. ЖЕРДЕВА
Оксана Бодрягина, газета «ЭЖ-Юрист».
Юлия Дарымова, газета «ЭЖ-Юрист».
Марина Жердева, газета «ЭЖ-Юрист».
Роспотребнадзор продолжает активно продвигать свой законопроект «Об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании», согласно которому производители и продавцы товаров должны будут ежегодно тратиться на «санитарную» страховку на случай причинения вреда потребителям. Последние же, уверяют авторы проекта, получают гарантированную защиту в виде компенсации за причиненный ущерб. Однако эксперты в один голос заявляют, что законопроект лоббирует в первую очередь интересы страховых компаний, которые после введения обязательного санэпидстрахования заполучат целую армию новых клиентов. Что касается потребителей, то для них нововведение окажется скорее дополнительным бременем, нежели защитой.
Идею ввести обязательное санитарное страхование в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вынашивают давно. Разрабатывать законопроект там начали еще в 2002 году, но только в мае прошлого года его текст был опубликован на сайте Роспотребнадзора (см. «Меняем лицензию на страховку» // ЭЖ-Юрист. 2008. N 23).
Напомним, что согласно законопроекту организации и предприниматели, которые занимаются производством или реализацией товаров (а равно выполнением работ и оказанием услуг), должны будут в обязательном порядке застраховать свою гражданскую ответственность перед потребителями на тот случай, если их продукция нанесет вред жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде. Хочешь не хочешь, а полис по «санитарной» страховке оформлять придется, причем каждый год (согласно проекту срок действия договора обязательного санитарно-эпидемиологического страхования составляет один год). Иначе нельзя, ведь отказникам доступ на рынок просто-напросто будет закрыт.
При этом на самые интересные вопросы, кто попадет под новую страховую обязаловку и во что обойдется бизнесу санэпидстрахование, проект ответа не дает. Просто тайна, покрытая мраком. Конкретный список видов продукции (работ, услуг), в отношении которых и будет, собственно, осуществляться обязательное санитарно-эпидемиологическое страхование, а также размер страховых тарифов должны по законопроекту утвердить в правительстве. Известно только, что в первую очередь новое обязательное страхование заработает в отношении компаний, занимающихся производством и реализацией пищевых и парфюмерно-косметических продуктов, а также объектов общественного питания.
С тех пор как законопроект был обнародован, прошел почти год, а конкретики не прибавилось. Казалось, про него вообще забыли. Ан нет, представители Роспотребнадзора на этой неделе заявили, что работа над законопроектом об обязательном страховании идет полным ходом и не за горами его передача на согласование в заинтересованные министерства и ведомства. Внесение проекта на рассмотрение нижней палаты, правда, ожидается не скоро — только в первой половине 2010 года. Понимают, видимо, что их детище к категории законов, принимаемых легко и быстро, не относится.
Более того, чиновники из Роспотребнадзора проводили в прошлом году обкатку санэпидстрахования по регионам. Итоги эксперимента, который проходил на добровольной основе, таковы: страховщики заработали на добровольцах более 10 млрд. руб., сумма же компенсации за причиненный ущерб потребителям превысила лишь 10 млн. руб. Чувствуете разницу?
Вот где собака зарыта, тут же заговорили противники законопроекта. Для предпринимателей обязательное страхование однозначно обернется дополнительными расходами, которые они непременно постараются переложить на плечи потребителя, включив затраты по страховке в стоимость товаров. Кто не будет внакладе, так это страховые компании, которые потому-то всячески и лоббируют законопроект о новом обязательном страховом продукте.
Да, на сегодняшний день, чтобы получить через суд возмещение ущерба, потерпевшему нужно пройти все круги ада. Да, качество продовольственных товаров действительно оставляет желать лучшего. Особенно это актуально сейчас, когда при пониженном спросе продавцы готовы прибегать к самым разным ухищрениям, лишь бы сбыть товар. Однако есть большие сомнения, что с введением санэпидстрахования гражданам не придется так же мытариться и выбивать компенсации за причиненный некачественным продуктом вред здоровью, но уже со страховой компании. По опыту ОСАГО знаем…
——————————————————————