Правовая регламентация дополнительной диспансеризации работающих граждан
(Алексеева В. М., Шастин И. В.)
(«Медицинское право», 2009, N 2)
ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ РАБОТАЮЩИХ ГРАЖДАН
В. М. АЛЕКСЕЕВА, И. В. ШАСТИН
Алексеева В. М., доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. Сеченова.
Шастин И. В., аспирант кафедры.
В статье анализируется правовая регламентация системы диспансеризации работающих граждан. Авторы делятся полезной информацией по данному вопросу и рассматривают проблемы, связанные с законотворчеством в контексте реализации национального проекта «Здравоохранение».
В целях реализации программы дополнительной диспансеризации работающих граждан Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 24 декабря 2007 г. N 921. Данным Постановлением утверждены Правила предоставления в 2008 — 2009 гг. из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утверждена типовая форма договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан. Министерству здравоохранения и социального развития РФ поручено давать необходимые разъяснения по вопросам организации и проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также с участием Федерального фонда обязательного медицинского страхования и органов исполнительной власти субъектов РФ организовать заключение договоров в соответствии с типовой формой, утвержденной настоящим Постановлением.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 20 февраля 2008 г. N 80н «О проведении в 2008 — 2009 гг. дополнительной диспансеризации работающих граждан» (зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 2008 г. N 11284) дополнительная диспансеризация проводится среди работающих граждан, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. Диспансеризации в 2008 г. подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях (на предприятиях) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Норматив затрат на проведение диспансеризации одного работающего гражданина в 2008 г. составляет 974 руб., в 2009 г. — 1042 руб.
Средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики, включенных в Федеральный регистр медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения диспансеризации работающих граждан. Приказом Минздравсоцразвития России от 20 февраля 2008 г. N 80н «О проведении в 2008 — 2009 гг. дополнительной диспансеризации работающих граждан» утвержден Перечень медицинских работников (специалистов) — получателей денежных выплат за проведение диспансеризации, среднего медицинского персонала, работающего с указанными специалистами, а также медицинских работников подразделений, участвующих в проведении функциональных, лабораторных исследований в соответствии с Перечнем.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечисляет субсидии территориальным фондам обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации для финансирования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Субсидии на диспансеризацию работающих граждан предоставляются территориальным фондам обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации при наличии договоров о финансировании расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства от 24 декабря 2007 г. N 921.
Сторонами данного типового договора являются территориальный фонд обязательного медицинского страхования и учреждение здравоохранения, проводящее дополнительную диспансеризацию работающих граждан. Такими учреждениями являются учреждения здравоохранения муниципальных образований, а при их отсутствии — соответствующие учреждения здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Предметом договора является финансовое обеспечение Фондом осуществляемых учреждением расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке и на условиях, которые определены Правилами предоставления в 2008 — 2009 гг. из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденными Постановлением Правительства от 24 декабря 2007 г. N 921.
В соответствии с обязанностями сторон, закрепленными данным типовым договором, Фонд осуществляет медико-экономическую экспертизу представленных учреждением счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан; ежемесячно оплачивает осуществляемые учреждением расходы по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан по представленным счетам. Учреждение обеспечивает проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, учет работающих граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, ведет и предоставляет Фонду реестры счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан, предоставляет Фонду отчетность по установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования форме.
В учреждении здравоохранения на гражданина, проходящего диспансеризацию, заводится следующая медицинская документация с отметкой литерами «ДД»: медицинская карта амбулаторного больного (учетная форма N 025/у-04), карта учета дополнительной диспансеризации (учетная форма N 131/у-ДД-08) и маршрутный лист прохождения врачей-специалистов, участвующих в проведении диспансеризации. При прохождении диспансеризации на каждое посещение врачей-специалистов заполняется талон амбулаторного пациента (с отметками литерами «ДД».) Указанные посещения учитываются в дневнике учета врачебных посещений в установленном порядке и оплачиваются по тарифам, установленным территориальным фондом обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации.
По окончании отчетного периода (полгода, год) учреждение здравоохранения, проводившее дополнительную диспансеризацию, на основании карты учета дополнительной диспансеризации, талона амбулаторного пациента и прочей документации составляет отчет по форме N 12-Д-1-08 «Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан». При составлении отчета по форме N 12-Д-1-08 необходимо включить во все графы таблицы сведения о гражданах, прошедших дополнительную диспансеризацию в 2008 г. При составлении отчета по форме N 12-Д-2-08 указываются сведения о заболеваниях, выявленных в ходе дополнительной диспансеризации.
Заполненные отчеты направляются в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации в соответствии с установленными сроками. Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации представляет сводные отчеты по формам N 12-Д-1-08 и N 12-Д-2-08 по субъекту в целом в Минздравсоцразвития России в установленные сроки.
Такова правовая регламентация порядка проведения дополнительной диспансеризации работающих в 2008 — 2009 гг. Однако анализ результатов работы в этой области на базе государственного учреждения здравоохранения городской поликлиники показал наличие ряда проблем.
Одной из основных проблем является отсутствие нормативно-правовых актов об обязательности прохождения работниками дополнительной диспансеризации. Постановления Правительства РФ регулируют только вопросы оплаты услуг медицинскими учреждениями, проводящими как дополнительную диспансеризацию, так и дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 876, от 24 декабря 2007 г. N 925, от 31 декабря 2005 г. N 869 соответственно).
Учитывая, что в соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право отстранить работника лишь в случае, если работник не прошел обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за непрохождение дополнительной диспансеризации отстранить от работы, а тем более расторгнуть трудовой договор работодатель не может. Категории работников, подлежащих обязательному освидетельствованию, перечисляет ст. 213 Трудового кодекса РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 33 Основ законодательства об охране здоровья граждан, пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства.
Вышеизложенное объясняет, почему далеко не все сотрудники организаций, подлежащих дополнительной диспансеризации, направляются работодателями в лечебные учреждения и не все работающие изъявляют желание проходить медицинское освидетельствование, мотивируя это тем, что диспансеризация — дело добровольное.
Успешная реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в целях раннего выявления заболеваний, в том числе социально значимых, возможна лишь при детальной разработке законодательной регламентации проекта и взаимодействии всех звеньев, участвующих в решении задач по сохранению здоровья нации, в том числе самого гражданина, работодателя и лечебно-профилактического учреждения.
Литература
1. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 1270-р).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
3. Основы законодательства об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22 июля 1993 г. N 5487-1 (ред. от 18.10.2007 с изм. от 23.07.2008).
4. Сергеев Ю. Д., Лебедев С. В., Павлова Ю. В., Дергачев Н. А. Проект Федерального закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их осуществлении» // Медицинское право. 2008. N 2 (22). С. 3 — 11.
5. Герасименко А. Ф., Александрова О. Ю. Изменения в российском законодательстве в сфере охраны здоровья // Медицинское право. 2005. N 2 (10). С. 9 — 19.
6. Александрова О. Ю., Лебединец О. В., Рябинина О. В. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда пациенту // Экономика здравоохранения. 2006. N 1. С. 30 — 34.
7. Александрова О. Ю., Лебединец О. В., Рябинина О. В. Создание обществ взаимного страхования — перспективные возможности профессиональных медицинских ассоциаций по защите прав медицинских работников и организаций здравоохранения // Проблемы управления здравоохранением. 2006. N 2. С. 63 — 65.
——————————————————————