Выступление по теме: «Взаимодействие между СМИ и государственными структурами во время кризисных ситуаций»
(Лебешю Ж.)
(«Право и политика», 2006, N 4)
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ СМИ
И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ»
Ж. ЛЕБЕШЮ
Лебешю Жоэль — Полномочный представитель Правительства Франции в Управлении по модернизации и территориальным действиям при МВД Франции, префект.
Я думаю, здесь действительно нужно более детально посмотреть, какова же система коммуникаций, которую мы можем устанавливать со СМИ в демократическом обществе. И я особо хочу отметить, что в развитой демократической стране сообщать то, что происходит, так же важно, как уметь действовать. Отныне коммуникация — это одна из стратегических составляющих управления кризисными ситуациями, а иногда даже бывает, что в зависимости от того, как ведется управление коммуникацией, катастрофа может перерасти, а может и не перерасти в кризисную ситуацию.
В случае кризиса мы так или иначе должны стараться с самого начала стать достойным доверия собеседником для СМИ. Мы обязаны говорить на строго официальном языке, но если у СМИ возникнет впечатление, что их собеседник не обладает нужной информацией, они станут искать собеседников в других местах и найдут желающих поговорить, даже кого-то из населения.
Однако бывает, что люди вовсе ничего не видели, ничего не слышали — так сказать, «я свидетель, а что случилось?» — и начинают при этом выступать в средствах массовой информации, что и у нас бывает часто.
У нас есть один интересный недостаток: как только информация проходит по СМИ, она приобретает очень торжественный характер. Нужно с самого начала уметь работать со СМИ. То есть мы прекрасно понимаем, что рассказывать им надо не все, нужно навязывать им правила игры, но эти правила должны быть очень конкретными. Нужно с самого начала работать по правилам и предлагать эти правила. И все будет хорошо. Например, надо предлагать определенную регулярность встреч с ними.
Я не говорю журналистам: это можно пускать, это нельзя. Не стоит забывать, что мы имеем дело не с любителями, а с профессионалами и что они готовы на все, чтобы получить информацию. Например, в деле об угоне самолета агентства буквально платили людям, которые жили поблизости, чтобы те пускали их в свои квартиры, откуда можно сделать удачные снимки. То есть, как вы понимаете, в культуре СМИ это приемлемо. У телевидения есть свои хитрости, например, они выплачивают премии первым свидетелям, которые звонят и приглашают их к себе, чтобы что-то им рассказать или дать снять.
Все сегодня говорили, что нужно принимать решения и работать со СМИ. У нас нет права на ошибку, и мы работаем фактически без страховки, потому что как только из наших уст проскальзывает неверная или ложная информация — это все. Потом вы уже ничего не сможете сделать. Нужно, я думаю, уделить минут 5 — 10 этой информации и тщательно проверить ее и только потом выпускать ее в эфир. Когда вы ничего не говорите, но все же присутствуете, и в камере молчание, это еще не означает вашего отсутствия.
СМИ интересуются, разумеется, не теми поездами, которые приходят вовремя, а теми, которые сходят с рельсов. Я не буду сейчас долго распространяться по поводу разных случаев, с которыми мы сталкивались, но мы должны работать со всеми уровнями СМИ.
Обязательно должны быть специальные службы для связи с прессой, с которыми можно было бы работать в реальном времени, потому что журналист в любом случае всегда найдет последнюю информацию.
На этом я, пожалуй, закончу. Спасибо за внимание.
——————————————————————