Изъятие документов субъектов предпринимательской деятельности
(Махров И. Е., Борисов А. Н.) («Право и экономика», N 8, 2002)
ИЗЪЯТИЕ ДОКУМЕНТОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. Е. МАХРОВ, А. Н. БОРИСОВ
Махров Игорь Евгеньевич Заместитель начальника Управления ФСНП России по Оренбургской области, подполковник налоговой полиции. Кандидат философских наук. Родился 25 марта 1964 г. в г. Каменск — Уральский Свердловской области. В 1986 г. окончил Уральский госуниверситет им. А. М. Горького. С 1993 г. проходит службу в федеральных органах налоговой полиции. Автор ряда публикаций по налоговому и административному праву.
Борисов Александр Николаевич Начальник службы документальных проверок Управления ФСНП России по Оренбургской области, майор налоговой полиции. Родился в 1972 г. в г. Медногорске Оренбургской области. В 1993 г. окончил Ярославское высшее военное финансовое училище, в 2001 г. — Оренбургский институт (филиал) МГЮА. С 1993 г. проходит службу в федеральных органах налоговой полиции. В настоящее время — аспирант Академии налоговой полиции ФСНП России. Автор ряда публикаций по налоговому и административному праву.
Реальность осуществления предпринимательской деятельности не обходится без того, что индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам приходится сталкиваться с изъятием их первичных документов должностными лицами органов государственной власти. Добросовестный предприниматель (имеется в виду как индивидуальный, так и коллективный предприниматель), разумеется, стремится к сохранению оправдательных документов, которыми оформлены проведенные им хозяйственные операции. Вместе с тем закон устанавливает случаи, когда субъект предпринимательской деятельности может быть принудительно лишен возможности пользоваться и распоряжаться указанными документами, т. е. когда первичные документы могут быть изъяты.
По общему правилу изъятие документов предусматривается в случаях производства по различным видам правонарушений. При этом не обязательно, чтобы правонарушение совершил именно тот предприниматель, чьи документы изымаются. По своей правовой природе изъятие документов является, прежде всего, мерой обеспечения производства по делам о правонарушениях, т. е. имеет целью содействовать документированию признаков правонарушений и обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дела о правонарушении. Учитывая принудительный характер изъятия документов, такое действие можно рассматривать также как и меру государственного воздействия на лицо, являющееся правонарушителем, или на лицо, имевшее хозяйственные взаимоотношения с правонарушителем. Рассмотрим установленные законодательством основания и порядок изъятия первичных учетных документов, что, несомненно, важно знать субъектам предпринимательской деятельности. Прежде всего необходимо отметить, что согласно п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия. Эти же нормы воспроизведены и в п. 100 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н <*>. ——————————- <*> Российская газета (Ведомственное приложение). 1998. 31 октября.
Анализ действующего законодательства, к которому отсылает п. 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», показывает, что для изъятия документов установлен различный порядок, зависящий от вида контрольной или правоохранительной деятельности, в рамках которой производится изъятие. Можно выделить следующие виды деятельности: деятельность по контролю за соблюдением законодательства; оперативно — розыскная деятельность; уголовно — процессуальная деятельность; производство по делам об административных правонарушениях. Рассмотрим подробнее порядок изъятия документов в рамках каждого из названных видов деятельности.
1. Изъятие документов в рамках контрольной деятельности
Действующим законодательством предусмотрено изъятие документов в рамках осуществления таких видов контроля, как налоговый, таможенный и финансовый.
1.1. Налоговый контроль
В рамках осуществления налогового контроля изъятие документов производится только при проведении налоговых проверок в форме выемки документов. При этом Налоговый кодекс РФ устанавливает два вида оснований производства выемки: документы свидетельствуют о совершении налоговых правонарушений, и есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (ст. 89 НК РФ); налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент отказался от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов (п. 2 ст. 93 НК РФ). Право изъятия документов предоставлено: налоговым органам (п. 3 ст. 31 НК РФ, п. 7 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»); таможенным органам — при проведении налоговых проверок в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (п. 1 ст. 34 и ст. 87.1 НК РФ). Выемка документов производится по акту, в котором должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые по его требованию вносятся в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора). Порядок производства выемки определен в ст. 94 НК РФ и Инструкции о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан, утвержденной письмом Минфина РСФСР от 26 июля 1991 г. N 16/176 <*>. ——————————— <*> Бюллетень нормативных актов. 1992. N 1.
Выемка документов производится на основании мотивированного постановления должностного лица органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего органа. Выемка документов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка, добровольно выдать документы, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов. О производстве выемки, изъятия документов составляется протокол, в котором перечисляются и описываются изъятые документы. Копия протокола о выемке вручается под расписку или высылается лицу, у которого были изъяты документы. Все изымаемые документы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. Есть ограничения по порядку производства выемки: во-первых, не допускается производство выемки в ночное время, и, во-вторых, не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в изложенном выше порядке. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
1.2. Таможенный контроль
Таможенным органам предоставлено право изъятия документов помимо изложенных выше случаев (п. 1 ст. 34 и ст. 87.1 НК РФ) также при проведении проверки финансово — хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 186 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ) таможни и вышестоящие таможенные органы вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово — хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. Целью таких проверок является обеспечение соблюдения законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Основанием проведения проверок является предположение о том, что указанные законодательство и международные договоры не соблюдаются либо соблюдаются не в полной мере. Таким образом, проверки финансово — хозяйственной деятельности производятся в рамках осуществления таможенного контроля. Порядок изъятия документов при проведении таможенными органами проверок финансово — хозяйственной деятельности регламентирован довольно мало. Так, в ст. 186 ТК РФ определено лишь то, что должностные лица таможенных органов Российской Федерации вправе изымать по акту, составляемому по форме, устанавливаемой ГТК России, документы, если они будут проверяться в другом месте. Изъятые документы должны возвращаться в максимально короткий срок. В Методических рекомендациях по проведению таможенного контроля (в том числе проверок финансово — хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита, утвержденных распоряжением ГТК России от 1 ноября 2001 г. N 1025-р <*>, об изъятии документов ничего не говорится. ——————————— <*> Таможенный вестник. 2001. N 23.
1.3. Финансовый контроль
Действующим законодательством предусмотрено изъятие документов, производимое инспекторами Счетной палаты РФ при проведении проверок и ревизий, т. е. в рамках осуществления финансового контроля. Такое право инспекторов закреплено в ст. 26 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» следующим образом: при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.
2. Изъятие документов в рамках осуществления оперативно — розыскной деятельности
Указанное изъятие производится органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, на основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно — розыскной деятельности», предоставляющего право при проведении оперативно — розыскных мероприятий производить изъятие предметов, материалов и сообщений. Перечень органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, определен в ст. 13 названного Закона — оперативные подразделения органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы, таможенных органов, Службы внешней разведки и Министерства юстиции РФ. Перечень оперативно — розыскных мероприятий приведен в ст. 6 названного Закона и включает 14 позиций. На практике изъятие документов производится, как правило, в ходе проведения такого оперативно — розыскного мероприятия, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (п. 8 ст. 6 Закона). Порядок проведения оперативно — розыскных мероприятий регламентируется также соответствующими ведомственными нормативными правовыми актами. Например, применительно к проведению проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции в рамках пп. 5 п. 2 ст. 36 НК РФ порядок изъятия документов определен в п. 10.3 Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утвержденной Приказом ФСНП России от 25 июня 2001 г. N 285 <*> (далее — Инструкция). ——————————— <*> Российская газета. 2001. 20 октября.
Изъятие документов в рамках проверки налогоплательщика производится с участием понятых и, как правило, в присутствии налогоплательщика (его законного представителя). Изъятию подлежат копии документов, которые подписываются налогоплательщиком, у которого производится изъятие (его законным представителем), и заверяются печатью налогоплательщика (в случае, если налогоплательщик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). О производстве изъятия копий документов составляется акт, форма которого приведена в приложении 7 к Инструкции. Изъятые копии документов перечисляются, описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков документов. Все изымаемые копии документов предъявляются понятым и налогоплательщику (его законному представителю), у которого произведено изъятие, о чем делается запись в акте. Акт подписывается проверяющими из числа должностных лиц федеральных органов налоговой полиции, допущенных к осуществлению оперативно — розыскной деятельности, понятыми и налогоплательщиком (его законным представителем). Копия акта об изъятии вручается налогоплательщику (его законному представителю), у которого производится изъятие, под расписку. В тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, может производиться изъятие подлинных документов в том же порядке, который предусмотрен для изъятия копий документов. При изъятии подлинных документов с них изготавливаются копии, передаваемые налогоплательщику (его законному представителю), у которого они изымаются. В Инструкции также указано, что ответственность за утрату проверяющими подлинников документов наступает в соответствии с действующим законодательством РФ. При отказе налогоплательщика (его законного представителя) от подписи и (или) заверения печатью организации (индивидуального предпринимателя) копий изымаемых документов и (или) получения копии акта об изъятии и (или) копий изъятых документов и (или) подписания акта изъятия об этом производится запись в акте изъятия или составляется отдельный акт, удостоверяемый подписями проверяющих из числа должностных лиц федеральных органов налоговой полиции, допущенных к осуществлению оперативно — розыскной деятельности, и понятыми. Необходимо отметить, что определение в Инструкции порядка изъятия документов в рамках проведения проверки налогоплательщика не означает того, что изъятие федеральными органами налоговой полиции документов не может производиться вне рамок такой проверки. Федеральные органы налоговой полиции осуществляют свои мероприятия не в рамках налогового контроля, а в рамках оперативно — розыскной деятельности, и вправе производить изъятие документов не только во время проведения проверки налогоплательщика, но и до начала ее проведения и после ее завершения. Однако в таких случаях порядок изъятия документов определен в других ведомственных нормативных правовых актах.
3. Изъятие документов в рамках уголовного процесса
В рамках производства по уголовному делу документы могут быть изъяты в ходе проведения таких следственных действий, как обыск, выемка и личный обыск. Следственные действия, в том числе и перечисленные, исходя из положений Уголовно — процессуального кодекса РФ вправе производить следующие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения: прокурор — в случае, если он участвует в производстве предварительного расследования и лично производит отдельные следственные действия (п. 3 ч. 2 ст. 37). Согласно п. 31 ст. 5 под прокурором понимаются Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве; следователь — при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу (п. 3 ч. 2 ст. 38). Как установлено ч. 2 ст. 151, предварительное следствие производится следователями (в соответствии с подследственностью) следующих органов: прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции; начальник следственного отдела — в случае, если он принял уголовное дело к своему производству и производит предварительное следствие (ч. 2 ст. 39). Согласно п. 18 ст. 5 под начальником следственного отдела понимается должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение названных выше органов, а также его заместитель; орган дознания — в случае выполнения неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40). Как определено в ч. 1 ст. 40, к органам дознания относятся: органы, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно — розыскной деятельности (см. приведенный выше перечень, определенный ст. 13 Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности»), главные и старшие судебные приставы, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов. Кроме того, ч. 3 ст. 40 устанавливает случаи, когда выполнение неотложных следственных действий возлагается также на следующих лиц: капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ; дознаватель — в случае, когда на него возложены полномочия по дознанию по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 1 ч. 2 ст. 40 и ч. 1 ст. 41). Согласно п. 7 ст. 5 под дознавателем понимается должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания. Порядок проведения обыска, выемки и личного обыска, а также изъятия документов при проведении этих следственных действий определен в уголовно — процессуальном законе следующим образом. Обыск (ст. 182 УПК РФ). Производится на основании постановления следователя (в жилище — на основании судебного решения) при наличии достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве или судебное решение, разрешающее его производство, и предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию документы. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск. При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества. Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска. Изъятые документы предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц. С разрешения следователя при обыске могут присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск. При производстве обыска составляется протокол в соответствии со ст. ст. 166 и 167 УПК РФ. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены документы, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые документы должны быть перечислены с точным указанием их количества и индивидуальных признаков. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию документы, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры. Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации. Выемка (ст. 183 УПК РФ). Производится в случае изъятия определенных документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся. Выемка производится в порядке, установленном для производства обыска, с отдельными исключениями. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ. До начала выемки следователь предлагает выдать документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно. Личный обыск (ст. 184 УПК РФ). Производится в отношении подозреваемого, обвиняемого на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ, при наличии достаточных данных полагать, что у какого-либо лица могут находиться документы, которые могут иметь значение для уголовного дела, в целях обнаружения и изъятия этих документов. Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии. Изъятые документы приобщаются к материалам уголовного дела либо в качестве вещественных доказательств, либо в качестве иных документов. Вещественными доказательствами (ст. 81 УПК РФ) документы могут быть признаны в случае, если они сохранили на себе следы преступления либо они могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. Согласно п. 5 ч. 3 ст. 81 УПК РФ документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего либо передаются заинтересованным лицам по их ходатайству. Иными документами (ст. 84 УПК РФ) изъятые документы являются в случае, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Документы приобщаются к материалам уголовного дела и хранятся в течение всего срока его хранения. По ходатайству законного владельца изъятые и приобщенные к уголовному делу документы или их копии могут быть переданы ему. Исходя из положений уголовно — процессуального закона копии документов, приобщенных к материалам уголовного дела, имеют право снимать (в том числе с помощью технических средств): обвиняемый — за свой счет (п. 13 ч. 4 ст. 47); потерпевший — по окончании предварительного расследования (п. 12 ч. 2 ст. 42); защитник — по окончании предварительного расследования за свой счет (п. 7 ч. 1 ст. 53); гражданский ответчик — по окончании предварительного расследования (только из материалов уголовного дела, относящихся к предъявленному гражданскому иску) за свой счет (п. 9 ч. 2 ст. 54).
4. Изъятие документов в рамках производства по делам об административных правонарушениях
Изъятие документов в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Представляется, что из всего перечня перечисленных в п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ целей применения мер обеспечения изъятие документов производится только в следующих целях: пресечения административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Порядок изъятия документов в рамках производства по делу об административном правонарушении определен в ст. 27.10 КоАП РФ. Изъятию подлежат документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженные: на месте совершения административного правонарушения, при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов. Изъятие документов осуществляется в присутствии двух понятых. Изъятие документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень этих лиц приведен в ст. 28.3 КоАП РФ: должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3); должностные лица органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (ч. 2 ст. 28.3). Перечень включает 81 позицию с указанием административных правонарушений, по которым должностные лица полномочны составлять протоколы; должностные лица отдельных органов в случаях, определенных в ч. ч. 3 и 5 ст. 28.3. Следует иметь в виду, что производить личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, а значит, и изымать документы, обнаруженные при производстве перечисленных действий, в соответствии с ч. 2 ст. 27.7 и ч. 2 ст. 27.9 КоАП РФ полномочны только лица, указанные в ст. 27.2 и 27.3 Кодекса. Статья 27.2 КоАП РФ перечисляет лиц, полномочных осуществлять доставление, и определяет случаи, когда может осуществляться доставление. Доставление вправе осуществлять: должностные лица органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск МВД России, должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица военной автомобильной инспекции; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства; лица, исполняющие обязанности по охране Государственной границы РФ; военнослужащие органов и войск пограничной службы; должностные лица федеральных органов налоговой полиции; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и сотрудники органов уголовно — исполнительной системы. Статья 27.3 КоАП РФ перечисляет лиц, полномочных осуществлять административное задержание, и определяет случаи, когда оно может осуществляться. Административное задержание вправе осуществлять: должностные лица органов внутренних дел (милиции); старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск МВД России; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие органов и войск пограничной службы; должностные лица федеральных органов налоговой полиции; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно — исполнительной системы. В случае необходимости при изъятии документов применяются фото — и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об изъятии документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе об изъятии документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов. В протоколе об изъятии документов делается запись о применении фото — и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии документов с применением фото — и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол об изъятии документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. В случае необходимости изъятые документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим их изъятие, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ вопрос об изъятых документах должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении. При этом документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам. Подводя итог всему вышеизложенному, следует еще раз отметить, что основания и порядок изъятия документов определены конкретными законодательными актами и зависят от вида правоотношений, в рамках которых производится изъятие. В связи с этим обращают на себя внимание не вполне удачные формулировки положений п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В частности, это касается следу ющего. 1. Перечисление органов, которые могут изымать документы: во-первых, действующим законодательством не предусмотрено изъятие документов непосредственно судами; во-вторых, из должностных лиц прокуратуры изымать документы имеют право либо следователь прокуратуры, либо непосредственно прокурор, но только в случае, если он лично производит отдельные следственные действия. А это означает, что в этих случаях прокуратура выступает в качестве органа предварительного следствия, и ее выделение в качестве самостоятельного органа недостаточно обоснованно; в-третьих, федеральные органы налоговой полиции являются и органами дознания, и органами предварительного следствия, в связи с чем они, так же как и прокуратура, недостаточно обоснованно выделены в качестве самостоятельного органа; в-четвертых, не вполне понятно, почему помимо органов дознания и предварительного следствия, прокуратуры и суда названы только налоговые инспекции? Ведь вне рамок расследования уголовных дел изъятие документов может быть произведено не только налоговыми, но и другими органами, например инспекторами Счетной палаты РФ в рамках осуществления финансового контроля или органами Госторгинспекции в рамках производства по делу об административном правонарушении. 2. Не во всех установленных законодательством случаях изъятия документов предусмотрено вынесение постановлений, о чем говорилось выше. Например, не предусмотрено вынесение отдельного постановления об изъятии документов, обнаруженных в ходе проведения оперативно — розыскных мероприятий (в том числе при изъятии документов в рамках проверки федеральным органом налоговой полиции налогоплательщика). 3. Как показано выше, установленный законодательством порядок снятия копий изымаемых документов совершенно различен в зависимости от вида изъятия документов. Так, если в ходе выездной налоговой проверки по общему правилу изъятию подлежат копии документов, то в ходе следственных действий по уголовному делу изымаются только подлинники документов, а копии могут снимать только строго определенные УПК РФ лица и только в строго определенных случаях. При этом ни первый, ни второй пример не соответствует п. 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в части порядка снятия копий. Учитывая все вышеизложенное, представляется необходимым внесение изменений в п. 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Формулировку указанного пункта при определении порядка изъятия документов целесообразно ограничить общей отсылкой к порядку изъятия документов, установленному действующим законодательством РФ для различных видов контрольной или правоохранительной деятельности государственных органов. Актуальность такого изменения предопределена также тем, что основанный на действующей редакции п. 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отказ граждан и должностных лиц организаций от выдачи документов, подлежащих изъятию, или воспрепятствование производству изъятия документов могут повлечь административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)» КоАП РФ. Совершение указанного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ. Устранение указанной правовой коллизии должно способствовать формированию единообразной правоприменительной практики, недопущению излишних споров и обжалований действий должностных лиц государственных органов и, в конечном счете, более полной реализации принципа законности.
——————————————————————