Современные проблемы реализации права пациента на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство для лиц, отбывающих наказание в учреждениях ФСИН России (по материалам учреждений УФСИН России по Владимирской области)

(Филиппов Ю. Н., Абаева О. П., Полянцев А. С.)

(«Медицинское право», 2009, N 3)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ПАЦИЕНТА

НА ИНФОРМИРОВАННОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ

НА МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ДЛЯ ЛИЦ,

ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ

(ПО МАТЕРИАЛАМ УЧРЕЖДЕНИЙ УФСИН РОССИИ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ю. Н. ФИЛИППОВ, О. П. АБАЕВА, А. С. ПОЛЯНЦЕВ

Филиппов Ю. Н., доктор медицинских наук, профессор, проректор по последипломному образованию, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия».

Абаева О. П., доцент кафедры, кандидат медицинских наук.

Полянцев А. С., майор внутренней службы, преподаватель кафедры пенитенциарной педагогики, психологии и социальной работы ФГОУ «Владимирский юридический институт» ФСИН России.

Статья посвящена проблеме реализации права на информированное добровольное согласие пациентов, отбывающих наказание в учреждениях системы ФСИН России. В работе приводится соответствующий анализ международного и отечественного законодательства.

С учетом данных анкетного опроса осужденных, авторы предлагают пути совершенствования законодательной базы, связанной с регламентацией порядка проведения обязательных медицинских обследований лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы.

В 2007 г. в пенитенциарных учреждениях России находилось около 984 тыс. человек, из них около 829 тыс. человек были осуждены и отбывали наказание в исправительных учреждениях, а остальные 155 тыс. человек находились под арестом или под следствием.

В настоящее время в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 — 2016 годы)» особое внимание уделено функционированию и развитию УИС в соответствии с общепринятыми международными правовыми стандартами. В данном документе, определяющем стратегию развития службы, сформулирован целый ряд задач:

— обеспечение дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы;

— соблюдение прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу;

— создание условий для реализации положений международных стандартов обращения с подследственными и осужденными.

Реорганизация функционирования УИС в соответствии с общепринятыми международными правовыми стандартами предполагает неукоснительное соблюдение соответствующих общепринятых норм и правил организации и осуществления медицинской помощи осужденным.

В российском законодательстве основные принципы медико-санитарного обслуживания лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, закреплены в Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.), где в ч. 5 ст. 29 указано: «Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливаются законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации». Таким образом, Законом РФ предполагается сохранение за этими лицами остальных прав, связанных с оказанием медицинской помощи, предоставляемых вышеуказанным Законом гражданам Российской Федерации, за исключением «действия договора о добровольном медицинском страховании до окончания срока пребывания в местах лишения свободы» (ч. 4 ст. 29). Целью данной работы явилось изучение проблемы реализации в отношении лиц, задержанных и заключенных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, одного из основных прав граждан, связанных с получением медицинской помощи, — права на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Для реализации вышеуказанной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Определить степень реализации права на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство пациентов, отбывающих наказание в исправительном учреждении.

2. Выявить основные проблемы, возникающие при реализации данного права у осужденных при получении ими медицинской помощи.

Исследование проводилось в учреждениях УФСИН России по Владимирской области. Данное управление является достаточно крупным в стране по количеству учреждений исполнения наказаний.

В его составе находятся 15 учреждений, дифференцированных в зависимости от социальной структуры заключенных и осужденных, а также от тяжести совершенного преступления, в том числе: 3 следственных изолятора, 2 тюрьмы (одна из них для лечения больных активным туберкулезом), 7 исправительных учреждений (из них одно для женщин), 1 лечебно-исправительное учреждение для лечений больных мужчин с активной формой туберкулеза, 1 мужская воспитательная колония, 1 колония-поселение. Перечисленные учреждения позволяют содержать около 15 тыс. человек.

В целях организации медицинского обслуживания заключенных и осужденных в каждом учреждении имеется медицинская часть с амбулаторией и стационаром.

Изучение проблем, связанных с оказанием медицинской помощи в структурах УФСИН России по Владимирской области, благодаря их значительному количеству, дифференциации и большому содержащемуся в них контингенту, позволяет, по нашему мнению, делать обобщающие выводы о существовании аналогичных проблем во всей структуре ФСИН России.

Материалами исследования послужили данные анкетного опроса 250 осужденных, находящихся в учреждениях УФСИН России по Владимирской области, которые в течение 2007 г. обращались за медицинской помощью. Из них 72% осужденных обращались один или два раза, остальные 28% — значительно чаще.

Как показали результаты опроса, подавляющее большинство осужденных (71,6%), находясь в учреждениях ФСИН, не сталкивались с процедурой подписания добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство.

Более чем пятая часть респондентов (21,6%) заявила о фактах применения к ним принудительных (без получения согласия пациента) мер медицинского характера. Как правило, к таким мероприятиям, проведение которых было расценено осужденными как нарушение их законных прав, были отнесены:

— флюорографическое и бактериологическое обследования;

— освидетельствование на инфицированность ВИЧ;

— освидетельствование на употребление алкогольсодержащих и одурманивающих веществ.

При анализе вышеуказанных данных нам в качестве важнейшей задачи представляется необходимость правового определения степени обязательности соблюдения права пациента на автономию.

Как было уже отмечено, осуждение на пребывание в исправительном учреждении не лишает человека прав, предусмотренных в ст. 30 Закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», а именно:

— на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

— на отказ от медицинского вмешательства.

Безусловно, данное право должно соблюдаться в случае выполнения лечебно-диагностических или профилактических мероприятий у пациентов, имеющих заболевания, не представляющие опасности для окружающих. Полученные в результате проведенного опроса данные свидетельствуют об имеющихся недостатках в организации работы лечебных учреждений пенитенциарной системы, в которых или пренебрегали выполнением оговоренного Законом права пациента, или имело место чисто формальное его исполнение. В последнем случае, очевидно, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство оформлялось пациентом без предварительного осмысленного ознакомления («информирования»), без объяснений персоналом важности данной процедуры. В результате таких недоработок в организации работы лечебных учреждений две трети осужденных, получавших медицинскую помощь, считают, что их права были существенно нарушены.

Со всей очевидностью ясно, что принципиально другим должен быть подход к соблюдению права пациента-осужденного на информированное добровольное согласие или на отказ от медицинского вмешательства в случае заболевания, представляющего опасность для окружающих. Особенности эпидемиологического процесса, характерные для изолированного коллектива, необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности находящихся в нем лиц требуют введения существенных ограничений в правах осужденного-пациента на информированное добровольное согласие при выполнении необходимых в таких случаях медицинских мероприятий и вмешательств.

Необходимо отметить, что существующие международные документы учитывают необходимость проведения диагностических мероприятий у осужденных независимо от их согласия. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН декларируют, что «каждого осужденного следует подвергать медицинскому осмотру, чтобы установить, не болен ли он физически или умственно».

Основной закон нашего государства — Конституция РФ 1993 г. в ч. 3 ст. 17 декларирует: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», в ч. 3 ст. 55 предусматривается, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом… в целях защиты здоровья других лиц».

Возможность применения принудительного обследования для лиц, опасных в эпидемиологическом отношении, оговорена в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ч. 1 ст. 33): «Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ, основной закон, регламентирующий в гл. 2 правовой статус осужденных, прямо не указывает на обязанность последних проходить установленные медицинские исследования. Однако применение этого Закона в данном случае также возможно, так как, защищая права на здоровье других осужденных (ч. 11 ст. 12: «При осуществлении прав осужденных не должны… ущемляться права и законные интересы других лиц»), предполагается выполнение мероприятий для их реализации. Безусловно, четкое изложение в данном основополагающем Законе мероприятий и процедур, необходимых для исполнения осужденными в целях профилактики распространения опасных для окружающих заболеваний, значительно облегчило бы организационную и разъяснительную работу по их выполнению.

Порядок проведения профилактических осмотров осужденных регламентирован также подзаконными актами — Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». В п. 14 раздела 3 «Основные права и обязанности осужденных в исправительных учреждениях» отмечается: «Осужденные обязаны проходить медицинские осмотры и необходимое обследование с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также медицинское освидетельствование для выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и сильнодействующих (токсических) веществ, получения телесных повреждений». Недоработкой данного документа является отсутствие конкретного перечня медицинских манипуляций, которые могут применяться к осужденным, независимо от их согласия, в связи с чем они могут трактоваться в очень широком диапазоне. Кроме того, данный Приказ не предусматривает порядка информирования спецконтингента о целях, задачах и порядке проведения данных осмотров.

Таким образом, имеющаяся в настоящее время нормативная база, несмотря на отсутствие необходимой конкретики, позволяет, в целях реализации права на здоровье основного состава спецконтингента, выполнить необходимые диагностические и лечебно-профилактические мероприятия без обязательного оформления согласия на медицинское вмешательство. К мероприятиям, значительно облегчившим бы их проведение, следует отнести систематическую разъяснительно-просветительскую работу о значимости диагностических мероприятий для обеспечения безопасности всех лиц, находящихся в данном исправительном учреждении. Недостатки именно в этой форме работы привели к формированию у осужденных убеждения о нарушении их прав. По результатам нашего исследования более четверти респондентов (26,8%), принявших участие в опросе, заявили о необходимости улучшения информационного обеспечения в сфере охраны здоровья в пенитенциарном учреждении.

Проделанная работа позволяет нам сделать следующие выводы.

В работе лечебных учреждений пенитенциарной системы имеются определенные организационные и юридические недоработки в оформлении информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство, устранение которых способствовало бы росту доверия к врачебному персоналу со стороны пациентов-осужденных.

Необходимо четкое юридическое разграничение в обязательности оформления информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство: неукоснительное соблюдение этого требования в случае заболевания, не представляющего опасность для окружающих, и исключение этого права при необходимости проведения профилактических мероприятий для предупреждения массовых заболеваний.

С целью законодательного решения поставленной проблемы мы считаем целесообразным определение в основополагающих нормативных документах, регламентирующих права и обязанности осужденных, четкого перечня возможных медицинских исследований, проводимых независимо от их согласия.

С целью предупреждения недопонимания обязательности проведения профилактических мероприятий в системе пенитенциарных учреждений должна проводиться систематическая планомерная разъяснительная и просветительская работа, которая позволяет снять социальное напряжение, способствует взаимопониманию медицинского персонала и осужденных и является одним из факторов, способствующих успешной реализации вышеуказанных задач по сохранению здоровья спецконтингента.

——————————————————————