Проблемы реализации прав осужденных в связи с плохим состоянием здоровья

(Филиппов Ю. Н., Полянцев А. С., Абаева О. П.)

(«Медицинское право», 2009, N 1)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ В СВЯЗИ

С ПЛОХИМ СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ

Ю. Н. ФИЛИППОВ, А. С. ПОЛЯНЦЕВ, О. П. АБАЕВА

Филиппов Ю. Н., доктор медицинских наук, профессор, проректор по последипломному образованию, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Нижегородской государственной медицинской академии.

Полянцев А. С., преподаватель кафедры пенитенциарной педагогики, психологии и социальной работы Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, майор внутренней службы.

Абаева О. П., кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Нижегородской государственной медицинской академии.

Рассматриваются вопросы реализации прав пациентов в медицинских учреждениях ФСИН России. Анализируются проблемы организации своевременной и квалифицированной медико-социальной экспертизы в указанных учреждениях, а также степень реализации права осужденных на досрочное освобождение по причине плохого состояния здоровья.

Пенитенциарная медицина является одной из составных частей государственной системы здравоохранения. Вопросы правового регулирования охраны здоровья лиц, находящихся в местах лишения свободы, к настоящему времени достаточно широко представлены в международных документах. Наиболее важными из них являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН (1955 г.) и Правила ООН, касающиеся защиты лишенных свободы несовершеннолетних (1990 г.). Международные стандарты по организации медицинского обслуживания заключенных содержат в том числе и следующие важнейшие требования:

— больных осужденных, нуждающихся в услугах специалиста, следует переводить в особые заведения или больницы;

— тюремные больницы должны располагать необходимым оборудованием, лекарствами и достаточно квалифицированным персоналом;

— каждого осужденного следует подвергать медицинскому осмотру, чтобы установить, не болен ли он физически или умственно;

— врач должен ежедневно принимать или посещать всех больных или жалующихся на болезнь.

Документы ООН формируют только примерную модель организации медико-санитарного обеспечения во время исполнения наказания. Поэтому необходимым и существенным дополнением к ним являются общеевропейские документы, в частности Европейские пенитенциарные правила (1987 г.), которые расширяют требования к уровню оказания медицинской помощи заключенным, заложенные в Международных стандартах, а именно:

— медицинское обслуживание в пенитенциарных учреждениях должно быть организовано на уровне, сравнимом по качеству с существующим в обществе;

— профессионализм медицинских служб должен поддерживаться на самом высоком уровне;

— медицинское обслуживание должно осуществляться исключительно в интересах здоровья и благополучия пациентов [1].

В российском законодательстве основные принципы медико-санитарного обслуживания лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, закреплены в Законе «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.). Статья 29 указывает: «…Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» [2].

Таким образом, правовое поле медицинского обслуживания российских осужденных и заключенных под стражу формируется в результате взаимодействия двух ведомств, призванных обеспечить реализацию международных норм и стандартов в отечественной пенитенциарной системе.

Целью настоящего исследования явилось изучение проблем практической реализации в учреждениях ФСИН России прав осужденных, связанных с плохим состоянием здоровья и неблагоприятным прогнозом на выздоровление.

Для выполнения этой цели нами были поставлены задачи:

1. Изучить уровень соблюдения прав осужденных на своевременную и квалифицированную медико-социальную экспертизу, связанную с установлением или продлением группы инвалидности и получением по ней пособия.

2. Исследовать степень реализации льгот осужденных, связанных с плохим состоянием здоровья и неблагоприятным прогнозом на выздоровление.

Материалами исследования послужили:

298 письменных обращений осужденных по вопросам медико-санитарной помощи в медицинский отдел УФСИН России по Владимирской области;

48 материалов освидетельствований по ходатайствам об освобождении по причине наличия тяжелых заболеваний, проведенных в центральной больнице ФБУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области за 2007 г.

Как показало исследование, в медицинский отдел УФСИН России по Владимирской области за 2007 г. поступило 298 письменных обращений по вопросам организации медицинского обеспечения осужденных (табл. 1).

Таблица 1. Распределение письменных заявлений граждан по

вопросам организации медицинского обеспечения

спецконтингента по причинам обращений

и результатам решений (2007 г.)

N Характер Посту — Результат решения

п/п поступив — пило

ших пи —

сем, удов — разъ — отка —

жалоб, всего летво — ясне — зано

заявлений рено но

1 2 3 4 5 6

1. Об осво —

бождении 69 24 4 41

в связи с

болезнью

2. О перево —

де в

другое 25 14 11 —

исправи —

тельное

учрежде —

ние по

медицин —

ским по —

казаниям

О неока —

3. зании 16 9 7 —

медицин —

ской

помощи

Вопросы

4. медико — 110 105 5 —

социальной

экспертизы

О госпи —

5. тализации

и оказании 56 53 3 —

специали —

зированных

видов

медицин —

ской

помощи

О неудов —

6. летвори — 2 — 2 —

тельном

медицин —

ском обес —

печении

Прочие

вопросы 20 13 7 —

7. медицин —

ского

обеспече —

ния

Итого: 298 218 39 41

По данным нашего исследования, основное количество обращений (37%) были посвящены вопросам медико-социальной экспертизы, а именно установлению или продлению группы инвалидности и получению пособия по ней.

Основной причиной жалоб являлось нарушение сроков прохождения медико-социальной экспертизы при переосвидетельствовании либо непрохождение осужденным, подавшим заявление, процедуры экспертизы.

Причинами нарушений прав осужденных на своевременное прохождение процедуры экспертизы были:

в 18% случаев — отсутствие паспортов или справок об имеющейся инвалидности;

в 58% случаев — несоответствие графика выездных заседаний районных бюро медико-социальной экспертизы в учреждения ФСИН России имеющимся потребностям;

в 29% случаев — иные сложности.

Как видно из представленных данных, основной причиной жалоб, связанных с нарушением прав осужденных на своевременное прохождение процедуры экспертизы, является несоответствие имеющейся в настоящее время системы организации работы районных бюро медико-социальной экспертизы специфическим потребностям территориально закрепленных учреждений ФСИН России. В соответствии с регламентом медико-социальная экспертиза осужденного проводится в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы по месту нахождения исправительного учреждения. Медицинские части учреждений направляют осужденных на данную экспертизу в установленном порядке, т. е. после проведения необходимых диагностических и лечебных мероприятий, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. План работы районных филиалов медико-социальной экспертизы предусматривает проведение выездных заседаний в пенитенциарных учреждениях, однако количество таких заседаний в учреждениях УФСИН России по Владимирской области ни в коей мере не соответствует их потребностям. Задача своевременности, т. е. проведения медико-социальной экспертизы осужденных по мере необходимости, могла бы быть решена путем ее проведения непосредственно в районных бюро медико-социальной экспертизы. Однако специфика нуждающегося в экспертизе контингента не позволяет решить проблему именно таким образом из-за необходимости конвоирования осужденных, что требует значительных материальных затрат и связанно с отвлечением сотрудников других служб учреждений от выполнения ими основных обязанностей.

Решением проблемы, по нашему мнению, могла бы стать реорганизация работы системы медико-социальной экспертизы путем формирования ведомственного филиала бюро на базе областной больницы для осужденных. Это позволило бы на практике реализовать право осужденных на своевременную медико-социальную экспертизу и соответственно исключить наиболее значительную часть обращений, непосредственно связанную с проблемами организации работы районных бюро МСЭ.

Вопросы смягчения наказания или получения льгот по причине плохого состояния здоровья и неблагоприятного прогноза на выздоровление стали причинами 23% обращений. Наличие у осужденного тяжелой болезни или инвалидности дает ему право в соответствии со ст. 172 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на освобождение от отбывания наказания. Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, и Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» [3, 4].

В 2007 г. из 69 ходатайств об освобождении по причине плохого состояния здоровья, поступивших от осужденных, их родственников или законных представителей в медицинский отдел УФСИН России по Владимирской области, было удовлетворено только 24, а в 41 случае (59%) — отказано.

Вследствие ограниченного доступа к материалам экспертизы осужденных, ходатайствующих об освобождении из-за тяжелого заболевания, вопрос о причине значительного ограничения количества освобожденных изучался нами по материалам освидетельствования лиц в центральной больнице ФБУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области за 2007 г.

Как показало исследование, из 48 заявлений осужденных об освобождении после комиссионного рассмотрения были признаны обоснованными и направлены в суд только 13 (27%) материалов. Документы 35 экспертиз (73%) были отклонены медицинской комиссией ЛПУ на досудебном этапе. Они содержат сведения о наличии у осужденных тяжелой патологии, которая, по мнению медицинской комиссии, не препятствует отбыванию наказания в условиях учреждений пенитенциарной системы (табл. 2 — 3).

Освобождено по решению суда 7 человек, 5 осужденных не дождались решения суда и скончались до момента рассмотрения судом материалов. Одному осужденному судом отказано в освобождении, несмотря на наличие такого тяжелого заболевания, как «системная красная волчанка, хроническое течение, активность II ст., быстропрогрессирующий нефрит. Хроническая почечная недостаточность, IV стадия (терминальная). Программный гемодиализ».

Таким образом, доля материалов, предоставленных в суд, от общего количества освидетельствованных составила всего 27%, а доля осужденных, освобожденных вследствие наличия тяжелого заболевания, составила соответственно только 14,5%. Эти данные соответствуют общероссийской статистике [5].

Таблица 2. Характер имеющейся патологии при обращениях

осужденных в комиссию по освобождению вследствие тяжелого

заболевания в 2007 году

Вид Всего Отка — Предос —

патологии зано в тавлено

предо — в

ставле — судебные

нии органы

СПИД 10 5 5

Онкологи —

ческие 4 1 3

заболевания

Патология

централь — 4 2 2

ной нервной

системы

Патология

мочевыдели — 1 — 1

тельной

системы

Туберкулез 19 19 —

легких

Патология

сердечно — 3 3 —

сосудистой

системы

Патология

перифери — 2 2 —

ческой

нервной

системы

Патология

органов 1 1 —

зрения

Патология

эндокринной 3 2 —

системы

Системные 1 — 1

заболевания

ИТОГО: 48 35 13

Таблица 3. Причины отказов предоставления документов

в судебные органы медицинской комиссией ЛПУ ФБУ ИК-3 по

Владимирской области (областная больница для осужденных)

2007 9

мес.

2008

Недообследованы в 6 —

учреждениях (не

хватает

консультаций

узких

специалистов или

специфических

анализов)

Нет соответствую — 13 11

щей степени выра —

женности

нарушения функций

органов или

систем

Нет 12 1

прогрессирова —

ния заболевания

Нет активного 4 6

процесса при

туберкулезе

Итого: 35 18

Полученные данные заставляют усомниться в полномерности реализации ст. 172 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, дающей право осужденному на освобождение от отбывания наказания при наличии у него тяжелой болезни. Практически половина (38%) осужденных умерли, не дождавшись рассмотрения материалов судом, несмотря на то что все материалы были предоставлены своевременно. Суд, в свою очередь, не счел достаточно тяжелым заболеванием терминальную стадию ХПН. Более убедительных аргументов, диктующих необходимость пересмотра регламента применения ст. 172 УИК РФ, по нашему мнению, привести невозможно.

Таким образом, наше исследование показало, что в исследуемых учреждениях пенитенциарной системы имеют место частичные нарушения прав пациентов-осужденных, в частности права на досрочное освобождение вследствие наличия тяжелого заболевания.

В условиях ухудшения показателей статистики здоровья населения страны в целом трудно предположить уменьшение доли осужденных с тяжелыми заболеваниями. На этом фоне выглядит парадоксальным значительное снижение в последние три года в России количества лиц, освобожденных от отбывания наказания в связи с болезнью, в том числе в результате отказа судов в освобождении. Так, в 2005 г. российскими судами было освобождено 80,0% от числа лиц, материалы на которых были представлены в суд для рассмотрения вопроса об освобождении, в 2006 г. — 61,7%, за 6 месяцев 2007 г. доля освобожденных составила только 53% от числа представленных [5]. Приведенные статистические данные и материалы собственного исследования позволяют предположить, что в настоящее время не только формируется, но уже и реализуется практика исполнения ст. 172 УИК РФ в отношении освобождения исключительно глубоких инвалидов с наличием бесперспективного заболевания. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» не содержит дифференцированного постатейного подхода к личности осужденного, не способствует освобождению тяжело больных социально значимыми болезнями на ранних стадиях заболевания. Освобожденный с таким состоянием здоровья контингент не только не в состоянии принести какую-либо посильную помощь обществу, но и становится настоящим бедствием и для служб социального обеспечения и гражданского здравоохранения, отвлекая на себя весьма значительные средства.

В то же время большое количество материалов экспертиз, признанных комиссией недостаточными для освобождения вследствие наличия тяжелого заболевания, усугубляет положение с медицинским обеспечением спецконтингента, способствует росту инвалидности и увеличению количества денежных средств, необходимых для продолжения их лечения.

Ограниченная способность медицинских учреждений пенитенциарной системы к оказанию квалифицированной медицинской помощи диктует необходимость более дифференцированного подхода к освобождению осужденных вследствие тяжелого заболевания, с учетом тяжести совершенного преступления.

Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:

1. Значительное количество обращений осужденных, связанное с прохождением медико-социальной экспертизы, диктует необходимость реорганизации экспертной помощи путем формирования на базе областной больницы для осужденных ведомственного филиала бюро медико-социальной экспертизы.

2. Действующая в настоящее время система освобождения вследствие тяжелого заболевания предполагает освобождение лиц только с бесперспективным прогнозом. Считаем, что положения Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» требуют более дифференцированного подхода к освобождению заключенных вследствие тяжелого заболевания, с безусловным учетом тяжести совершенного преступления.

Литература

1. Кралько А. А. Право на охрану здоровья осужденных и лиц, содержащихся под стражей в Республике Беларусь // Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Ю. Д. Сергеева. 2007. С. 182 — 186.

2. Закон от 22 июля 1993 г. N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Ст. ст. 29 — 34.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, раздел VI, глава 21, ст. 172.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».

5. Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. N 1. С. 8.

——————————————————————