Российская специфика спортивного маркетинга

(Котов С.)

(«Спорт: экономика, право, управление», 2006, N 4)

РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА СПОРТИВНОГО МАРКЕТИНГА

С. КОТОВ

Котов С., начальник Управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства, Федеральная антимонопольная служба.

Основная проблема, которая волнует всех при рассмотрении вопросов рекламы, — это спонсорство. В новой версии Закона, который вступил в действие в России с 1 июля этого года, есть два понятия. Спонсор — это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и/или для проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и/или трансляций теле — или радиопередачи либо создания и/или использования иного результата творческой деятельности. Спонсорская реклама — это реклама, распространяемая на условиях обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. С другой стороны, у нас есть ряд социально значимо опасных товаров или видов деятельности, по которым закон установил ограничения. Это алкоголь, табак, пиво и еще ряд видов продукции, которая для спортсменов менее интересна.

Если ранее действовал Закон о госконтроле производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в котором ст. 17 разрешила рекламу алкогольной продукции только в местах производства и оборота, в новой редакции Закона разрешается производить рекламу алкоголя и на страницах печатных изданий. Редакция 1995 г., которая была изменена позже, все-таки вернулась, за исключением 1-й и 2-й страниц и, конечно, обложек. Поскольку две нормы действуют на сегодняшний день параллельно, могу сказать, что Дума приняла большой закон, которым вносятся изменения в ряд законодательных актов, касающихся рекламы. Он приводит все в единое соответствие. Все нормы будут входить в Закон о рекламе. Документ прошел все три чтения в Думе, рассмотрен в Совете Федерации. В скором времени он уйдет на подпись к Президенту, и тем самым будут окончательно определены те условия, при которых ранее возникали коллизии в судебной практике, т. е. реклама в печатных изданиях разрешена, и сегодня она идет.

Но меня как гражданина коробит следующее. Есть газета «Спорт-экспресс», где постоянно идет реклама водки «Эталон». Получается, что спорт без водки — выброшенные деньги? Эти вопросы касаются уже не бизнеса, но это вопросы нашей социальной жизни.

Введены специальные требования, которые также ограничивают рекламу, касающуюся спортивных сооружений. В ч. 4 ст. 2 написано: «Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара и его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Законом установлены социальные требования». Этой нормой убирается та коллизия, которой ранее пользовались также многие рекламодатели, производители и рекламораспространители. Допустим, выпускалась алкогольная продукция — водка «Флагман», водка «Славянская» и водка «Ять». Одновременно шла реклама воды «Флагман», воды «Славянская» и воды «Ять». Эти вопросы мы у себя разбирали на Экспертном совете, в котором участвуют как представители федеральных органов исполнительной власти, так и представители рекламного бизнеса, также приглашаются представители рекламодателей. Такие находки российских рекламодателей здесь были устранены, по крайней мере этой нормой.

Кроме этого, в общих требованиях к рекламе в ч. 2 ст. 5 записано: «Недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарного знака или знака обслуживания, который тождественен или сходен до степени смешения с товарными знаками или знаком обслуживания товаров, в отношении рекламы которых установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара». Это общие требования. Есть требования к рекламе как алкоголя, так и табака и пива и есть требования к способу распространения рекламы в телепрограммах и телепередачах. Когда идет реклама спортивного состязания, есть определенные требования. Реклама социальных товаров должна быть не ближе 100 метров, а на территории спортивных сооружений она запрещается. Тем не менее встречаются факты, когда показывается спортивное состязание, и мы видим рекламу пива «Балтика», иных товаров, реклама которых в данном месте, данным способом не разрешена. В этих случаях мы вынуждены возбуждать дела о нарушении рекламного законодательства и применять санкции, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях.

Что касается рекламы, которая идет из-за рубежа, то данная трансляция идет из иного государства, на территорию которого российское законодательство не распространяется. Здесь мы не можем запретить трансляцию данного спортивного состязания. В связи с этим появляется коллизия. Наши спортивные организации участвуют в международных состязаниях, и эти проблемы на сегодняшний момент трудно решаемы. Допустим, наш футбольный клуб выходит в финал Кубка чемпионов. Российский футбольный союз — член FIFA, UEFA. По условиям Устава, который подписал Российский футбольный союз, он обязан выполнять те требования, которые записаны в Уставе FIFA и UEFA. Там записано, что, если они с кем-то заключили соглашения по рекламе и взяли его как спонсора, соответственно на любой территории, где проходит спортивное состязание под эгидой данной организации, эта реклама должна присутствовать. В России это невозможно. Данный Закон на сегодняшний день это ограничивает. В этом заключается коллизия. Были случаи в мировой практике, например во Франции, но там законодателям как-то удавалось оперативно решать эти вопросы. Здесь вопросы спонсорства должны решаться аккуратно. Я понимаю, что компании, выпускающие алкогольную и иную подобную продукцию, хорошо финансируют. Но жизнь есть жизнь.

Но реклама в Интернете — это все-таки не спонсорство. Если мы возьмем алкогольные компании, в частности водочные, там десятки тысяч различных видов компаний, и законодательство на Интернет пока еще серьезно не распространяется. Интернет — это большая проблема не только для России, но и для всех государств, которые им пользуются. Я могу находиться в Южной Африке и спокойно сюда закидывать информацию.

Что такое Интернет на сегодня? Первое: это средство общения. Второе: это средство телекоммуникаций и информационного обеспечения. Третье: это возможность производить электронную торговлю. У нас вышел Закон об электронной подписи, хотя этот вопрос еще весьма и весьма сложный. Для того чтобы как-то им пользоваться, действительно нужны уже некие транснациональные международные соглашения для ограничений. Нельзя идти по пути Китая, где все резко урезали. Жизнь есть жизнь, и надо искать цивилизованные пути. Интернет — это и благо, и «дорога в ад, устланная благими намерениями».

——————————————————————