Правовые основы помещения товаров под «основные» и «экономические» таможенные режимы
(Свинухов В. Г.)
(«Право и экономика», 2005, N 6)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ПОД
«ОСНОВНЫЕ» И «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ» ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ
В. Г. СВИНУХОВ
Свинухов Владимир Геннадьевич
Начальник Научно-исследовательского центра Российской таможенной академии (с 2001 г.), полковник таможенной службы. Специалист в области таможенного дела, таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности. Доктор географических наук, профессор.
Родился 25 октября 1958 г. в г. Владивостоке. В 1980 г. окончил Дальневосточный государственный университет; в 1987 г. — очную аспирантуру Главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова в г. Ленинграде.
Автор ряда работ, посвященных вопросам таможенного дела и регулирования внешнеэкономической деятельности: учебников «Таможенное дело» (2005), «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость» (2005), а также статей «Внешняя торговля Дальнего Востока» (Внешняя торговля. 1998. N 1 — 3), «Классификация нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России» (Право и экономика. 2001. N 8, 9); и др.
Стремление России к присоединению к Всемирной торговой организации требует принятия определенных мер, направленных на создание правового таможенного законодательства, которое отвечало бы международным требованиям. С принятием Таможенного кодекса 2003 г. представляется возможным говорить о начале перехода от «таможни, которая обслуживает правительство», к «таможне для участников внешней торговли».
Особое значение для таможенных правоотношений представляет помещение товаров под определенный режим, поскольку ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать его.
Лицо вправе выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с ТК РФ (ст. 156).
Помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенных органов.
Согласно подп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Содержание таможенного режима включает:
направление перемещения через таможенную границу;
цель перемещения;
статус товаров;
условия помещения товаров в таможенный режим;
порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании ВЭД;
порядок применения таможенных пошлин и налогов;
другие требования и условия, предусмотренные Таможенным кодексом РФ.
Отдельные таможенные режимы определяют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов, особенности их уплаты и устанавливают льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, их виды, условия и порядок предоставления.
Таможенный кодекс установил четыре вида таможенных режимов.
Основные таможенные режимы:
выпуск для внутреннего потребления;
экспорт;
международный таможенный транзит.
Экономические таможенные режимы:
переработка на таможенной территории;
переработка для внутреннего потребления;
переработка вне таможенной территории;
временный ввоз;
таможенный склад;
свободная таможенная зона (свободный склад).
Завершающие таможенные режимы:
временный вывоз;
реимпорт;
реэкспорт;
уничтожение;
отказ в пользу государства.
Специальные таможенные режимы:
временный ввоз;
беспошлинная торговля;
перемещение припасов;
иные специальные таможенные режимы.
Вне зависимости от заявленного таможенного режима лица обязаны соблюдать:
запреты и ограничения, не носящие экономический характер и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД;
требования законодательства РФ, установленные в целях валютного контроля. Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом (ст. 157 ТК РФ).
В данной статье рассмотрим два из четырех упомянутых видов таможенных режимов.
Основные таможенные режимы
(выпуск для внутреннего потребления, экспорт,
международный таможенный транзит)
Выпуск для внутреннего потребления. Выпуск товаров для внутреннего потребления — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их обратном вывозе (ст. 163 ТК РФ).
Товары получат статус находящихся в свободном обращении при соблюдении следующих условий:
уплата таможенных пошлин, налогов;
соблюдение ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании ВЭД.
Согласно подп. 24 п. 1 ст. 11 ТК РФ свободное обращение — это оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ.
При несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску.
Кроме этого товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов.
Следует иметь в виду, что условному выпуску товары подлежат в случае:
если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами;
если товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения, а также под специальные таможенные режимы, применяемые к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ;
если выпускаются товары без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Условно выпущенные товары продолжают сохранять статус находящихся под таможенным контролем и рассматриваются как иностранные товары.
В случаях, когда условный выпуск товаров в режиме выпуска для внутреннего потребления осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, такие товары не подлежат передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничение на ввоз указанных товаров установлено в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, налагается запрет на их использование (эксплуатацию, потребление) в любой форме (абз. 2 п. 2 ст. 151 ТК РФ).
Экспорт. Экспорт — это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе (ст. 165 ТК РФ).
Условия применения данного режима (ст. 166):
уплата вывозных таможенных пошлин;
соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД;
выполнение иных требований и условий, установленных ТК РФ и другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
При экспорте товаров производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Особенностью экспорта в России является также и специальный экспортный контроль за вывозом отдельных категорий товаров, таких, например, как вооружение и военная техника, сырье, материалы и технологии, используемые для создания оружия массового уничтожения, и др.
Правовые основания производства экспортного контроля заложены в Федеральных законах от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
Международный таможенный транзит. Международный таможенный транзит — таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации между местом их прибытия на таможенную территорию РФ и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 167 ТК РФ).
Условия помещения товаров под режим международного таможенного транзита таковы (ст. 168 ТК РФ): под данный таможенный режим могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами РФ и международными договорами РФ.
Режим международного таможенного транзита применяется, если выполняются следующие правила, установленные для внутреннего таможенного транзита:
ввоз товаров в Российскую Федерацию не запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в отношении ввозимых товаров проведены пограничный контроль и иные виды государственного контроля в месте их прибытия в случае, когда товары подлежат такому контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации в месте их прибытия;
в отношении товаров представлены разрешения и (или) лицензии в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации перемещение этих товаров по таможенной территории Российской Федерации допускается при наличии указанных разрешений и (или) лицензий;
в отношении товаров представлена транзитная декларация (ст. 81 ТК РФ);
обеспечена идентификация товаров (ст. 83);
транспортное средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями (ст. 84);
приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (ст. 86).
В соответствии со ст. 151 ТК РФ товары, помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита, подлежат условному выпуску с обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов. При транзите (ст. 86 ТК РФ) таможенный орган вправе принять одну из следующих мер обеспечения, кроме случаев, когда перевозка осуществляется таможенным перевозчиком:
обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении иностранных товаров в размерах, соответствующих сумме ввозных таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения;
таможенное сопровождение;
установление маршрутов перевозки.
Перегрузка транзитных товаров с транспортного средства, на котором товары были ввезены на таможенную территорию РФ, на транспортное средство, на котором товары будут вывезены с этой территории, допускается с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется эта грузовая операция. Если товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается с предварительного уведомления таможенного органа.
Складирование (хранение, дробление или накопление партий и другие подобные операции) транзитных товаров на таможенной территории РФ допускается с соблюдением требований и условий, содержащихся в Таможенном кодексе.
Режим международного таможенного транзита товаров завершается фактическим их вывозом за пределы РФ либо помещением под другой таможенный режим.
После прибытия транзитных товаров в таможенный орган назначения проводится проверка соответствия вывозимых транзитных товаров сведениям, заявленным в транзитной декларации, транспортных, товаросопроводительных и других документах, в соответствии с которыми перевозились транзитные товары. Идентификация транзитных товаров и транспортных средств производится, как правило, путем проверки целостности пломб, печатей, нанесенных идентификационных знаков, проставленных штампов. При обнаружении нарушений средств идентификации таможенный орган назначения может проводить таможенный досмотр транзитных товаров.
При вывозе транзитных товаров отдельными партиями международный таможенный транзит считается завершенным после убытия последней партии товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Экономические таможенные режимы
Таможенные режимы переработки товаров
Переработка на таможенной территории — таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей операций при переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок.
В отношении ввезенных товаров, перемещаемых под данный таможенный режим, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД (ст. 173 ТК РФ).
Статья 174 ТК РФ содержит следующие условия помещения товаров под данный таможенный режим:
переработка на таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенных органов (ст. 179);
переработка на таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки (ст. 175), за исключением случаев, когда таможенный режим завершается вывозом продуктов переработки, полученных в результате переработки товаров, эквивалентных ввезенным в соответствии со ст. 186 ТК РФ;
под таможенный режим переработки на таможенной территории могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных Таможенным кодексом.
Правительство РФ вправе определять случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается в отношении определенных видов ввезенных товаров, если идентичные по описанию, качеству и техническим характеристикам товары производятся в РФ, а также устанавливать количественные и стоимостные ограничения по допущению ввезенных товаров и проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Указанные запреты и ограничения вводятся в действие не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих актов Правительства РФ.
Статья 176 ТК РФ перечисляет четыре вида операций по переработке товаров, которые могут применяться, в том числе и в совокупности. Это:
собственно переработка или обработка товаров (ввозится сырьевой товар, из которого изготавливается товарная продукция, например пошив костюма из ввезенного материала);
изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров (ввозятся комплектующие, из которых изготавливается конечный продукт, например автомобиль);
ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление их потребительских свойств;
переработка товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (операции, при которых осуществляется использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство продуктов переработки, например использование катализаторов, флюсов, электродов).
Основной сложностью при получении разрешения на переработку товаров является, как правило, возможность проведения таможенными органами идентификации.
Для идентификации ввезенных товаров в продуктах их переработки могут использоваться различные способы, если они применимы исходя из характера товаров и осуществляемых операций (ст. 175 ТК РФ):
проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары;
подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;
сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки;
использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров.
Для получения разрешения на переработку товаров в таможенный орган подается заявление, содержащее сведения:
о заявителе;
о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров;
о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках;
об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;
о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров;
о норме выхода продуктов переработки;
о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;
о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами;
о сроке переработки товаров.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения.
В качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация о помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории при условии, что при ввозе товаров и последующем вывозе продуктов их переработки они предъявляются одновременно и декларируются одному и тому же таможенному органу в случае, если:
целью помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории является их ремонт, в том числе осуществляемый на возмездной основе;
таможенная стоимость товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, не превышает 500 тыс. руб.;
под таможенный режим переработки на таможенной территории помещаются остатки ранее ввезенных товаров в соответствии с п. 1 ст. 184 ТК РФ.
Если в качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация, срок ее рассмотрения не должен превышать срок проверки таможенной декларации, установленный п. 1 ст. 359 ТК РФ.
Полученное разрешение таможенного органа на переработку товаров на таможенной территории действует в течение срока переработки товаров, который устанавливается исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки (отходами и остатками).
Конкретный срок переработки товаров определяется заявителем режима по согласованию с таможенным органом. Предельный срок переработки товаров составляет два года.
Действие таможенного режима переработки товаров на таможенной территории завершается:
вывозом продуктов переработки с таможенной территории РФ (с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, но при соблюдении всех запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);
выпуском отходов переработки на таможенной территории РФ для свободного обращения, вывозом за пределы таможенной территории РФ либо с уничтожением (в случае выпуска отходов для свободного обращения последние подлежат таможенному декларированию и обложению ввозной таможенной пошлиной и налогами);
вывозом остатков с таможенной территории РФ, помещением под режим переработки на таможенной территории, выпуском для свободного обращения на таможенной территории РФ (в случае выпуска остатков для свободного обращения последние подлежат таможенному декларированию и обложению ввозной таможенной пошлиной и налогами).
Допускается также завершение режима переработки на таможенной территории:
вывозом ввезенных иностранных товаров в неизменном состоянии;
выпуском для свободного обращения на таможенной территории РФ продуктов переработки ввезенных иностранных товаров (с уплатой сумм вывозных таможенных пошлин налогов, а также процентов с указанных сумм по ставкам рефинансирования Центрального банка РФ, как если бы в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка со дня помещения иностранных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории).
В качестве особенности таможенного режима переработки товаров на таможенной территории можно выделить так называемую эквивалентную компенсацию (ст. 186 ТК РФ). Под эквивалентной компенсацией понимается возможность замены ввозимых иностранных товаров другими товарами, в том числе российскими, при совпадении их описания, качеств и технических характеристик.
Эквивалентная компенсация допускается с разрешения таможенного органа и может применяться до ввоза иностранных товаров для переработки.
Согласно ст. 182 ТК РФ при вывозе продуктов переработки с таможенной территории РФ таможенные пошлины не уплачиваются, а за отходы, которые остаются на таможенной территории РФ, необходимо платить таможенные пошлины (ст. 183).
Переработка для внутреннего потребления — таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст. 187 ТК РФ).
В отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Условия помещения товаров в режим переработки для внутреннего потребления таковы (ст. 188 ТК РФ):
наличие разрешения таможенного органа, в котором указываются описание, качество и количество ввезенных товаров и продуктов их переработки, операции по переработке и способы их совершения, норма выхода, способы идентификации, срок переработки (до 1 года) и др. (ст. 192 ТК РФ);
переработка для внутреннего потребления допускается в отношении товаров, перечень которых определяется Правительством РФ;
переработка товаров для внутреннего потребления допускается, если сумма таможенных пошлин в отношении продуктов переработки меньше суммы таможенных пошлин в отношении ввезенных товаров, если бы на день помещения товаров под режим переработки для внутреннего потребления они были выпущены для свободного обращения;
таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки;
продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом;
в данный режим могут помещаться иностранные товары, ранее заявленные в другие таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных ТК РФ.
Операции по переработке товаров при таможенном режиме переработки для внутреннего потребления включают (ст. 190):
собственно переработку или обработку товаров;
изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров.
Срок переработки товаров определяется заявителем по согласованию с таможенным органом, но не может превышать один год.
Разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления выдается таможенным органом на основании заявления декларанта (п. 1 ст. 193). В разрешении указываются:
описание, качество и количество ввезенных товаров и продуктов их переработки;
операции по переработке товаров и способы их совершения;
норма выхода продуктов переработки;
способы идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;
срок переработки товаров;
иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, необходимые для таможенных целей.
Разрешение на переработку товаров выдается до помещения товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления.
Выданное разрешение не подлежит передаче другому лицу.
Таможенный режим переработки для внутреннего потребления завершается выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применимым к продуктам переработки.
Переработка вне таможенной территории — таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (ст. 197 ТК РФ).
Вывозимые с таможенной территории РФ товары для переработки освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин. К таким товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При вывозе товаров для переработки вне таможенной территории освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов не производятся.
Условия помещения товаров под таможенный режим «Переработка вне таможенной территории» следующие:
наличие разрешения таможенного органа на переработку вне таможенной территории;
идентификация вывезенных товаров в продуктах переработки;
товары для переработки должны иметь статус находящихся в свободном обращении.
Допускается помещение в этот режим товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в случае, если операцией по переработке товаров является ремонт.
Кроме этого, Правительство вправе:
определять случаи, когда переработка вне таможенной территории не допускается;
устанавливать количественные и (или) стоимостные ограничения по допущению товаров к переработке вне таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных производителей.
Операции по переработке товаров при таможенном режиме переработки вне таможенной территории включают:
собственно переработку и обработку товаров;
изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров;
ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств.
Предельный срок применения таможенного режима переработки вне таможенной территории совпадает со сроком действия разрешения на применение режима и составляет два года. Данное разрешение передаче другому лицу не подлежит.
Для идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки используются следующие способы:
проставление заявителем или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на вывозимые товары;
подробное описание вывозимых товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;
сопоставление результатов исследования предварительно взятых проб или образцов вывозимых товаров и продуктов их переработки;
использование серийных номеров или другой маркировки производителя вывозимых товаров;
документальное подтверждение, свидетельствующее, что вывезенные товары подвергались операциям по переработке товаров;
иные способы идентификации, предполагающие использование современных технологий.
По запросу заявителя и с согласия таможенного органа указанная идентификация для таможенных целей может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства продуктов переработки.
Для целей производства таможенного контроля при выдаче разрешения на применение режима переработки вне таможенной территории требуется определение нормы выхода продуктов переработки.
Норма выхода продуктов переработки (количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки определенного количества вывезенных товаров) определяется декларантом по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров. Норма выхода продуктов переработки определяется до ввоза продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласование нормы выхода продуктов переработки таможенным органом производится на основании представленных декларантом документов, содержащих сведения о технологическом процессе переработки.
На основании ст. 207 ТК РФ к продуктам переработки, ввозимым на таможенную территорию РФ, применяется полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется при ввозе с переработки товаров после безвозмездного гарантийного ремонта.
Во всех иных случаях продукты переработки ввозятся в Россию с частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Частичное освобождение применяется только к ввозной таможенной пошлине и налогу на добавленную стоимость. Акцизы в отношении продуктов переработки подлежат уплате в полном объеме, за исключением случая, когда операцией по переработке товаров является ремонт вывезенных товаров.
Таможенный режим переработки вне таможенной территории завершается ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации. Кроме этого, таможенный режим переработки вне таможенной территории может быть завершен обратным ввозом (реимпортом) товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением указанных товаров под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, с соблюдением требований и условий, установленных ТК РФ. Изменение тамо женного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, допускается без фактического представления товаров таможенному органу.
Таможенные режимы «Временный ввоз» и «Таможенный склад»
Временный ввоз — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений, установленных законодательством РФ (ст. 209 ТК РФ).
Временный ввоз допускается при следующих условиях:
товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускается замена временно ввезенных товаров товарами того же типа;
представлены гарантии надлежащего исполнения обязанностей (обеспечение уплаты таможенных платежей) (ст. 160 ТК РФ);
предоставлены обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров;
есть разрешение таможенного органа на временный ввоз (вывоз) товаров (ст. 211 ТК РФ).
Срок временного ввоза товаров — два года. Для отдельных категорий товаров Правительство РФ может устанавливать более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза.
Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условие такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством РФ. Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, в частности, в случаях:
временного ввоза контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок;
если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;
если целью временного ввоза является оказание международной помощи.
В отношении других категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.
При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов суммы таможенных пошлин, налогов уплачиваются при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза или периодически по выбору лица, получившего разрешение на временный ввоз. Периодичность уплаты сумм таможенных пошлин, налогов определяется лицом, получившим разрешение на временный ввоз, с согласия таможенного органа. При этом общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, без учета пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов и процентов.
Если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченная при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются выпущенными для свободного обращения при условии, что к ним не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Действие таможенного режима временного ввоза приостанавливается:
при наложении ареста на временно ввезенные товары или изъятии в соответствии с законодательством Российской Федерации;
при помещении временно ввезенных товаров на таможенный склад в соответствии с п. 3 ст. 217 ТК РФ;
по просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуск товаров для свободного обращения.
Таможенный режим временного ввоза должен быть завершен не позднее дня истечения срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом. Товары должны быть вывезены с таможенной территории Российской Федерации либо заявлены к иному таможенному режиму.
Таможенный режим временного ввоза может быть завершен выпуском товаров для свободного обращения.
При завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения таможенная стоимость и количество товаров определяются на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, а ставки таможенных пошлин, налогов — на день выпуска товаров для свободного обращения.
При определении сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения, уплата производится за счет сумм таможенных платежей, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 2, 3 ст. 212 ТК РФ).
При выпуске для свободного обращения товаров, в отношении которых применялось частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таможенный склад — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 215 ТК РФ).
Таможенный склад — это специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие определенным требованиям, которые устанавливает Федеральная таможенная служба. При этом помещения и (или) площади, предназначенные для использования в качестве таможенного склада, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
Таможенный склад является зоной таможенного контроля (ст. 216 ТК РФ).
Условия помещения товаров под данный таможенный режим следующие:
1) на таможенный склад помещаются любые товары, кроме:
а) запрещенных законодательством РФ к ввозу в РФ и вывозу из нее;
б) иных товаров, к которым применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ, перечень которых может определяться Правительством РФ;
в) товаров, срок годности которых на день заявления их данному таможенному режиму меньше сроков, установленных в соответствии с п. 2 ст. 218 ТК РФ;
2) товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на таможенном складе или в отдельных помещениях таможенного склада, специально приспособленных для хранения таких товаров.
Товары могут храниться на таможенном складе в течение трех лет (ст. 218).
Таможенные склады могут быть открытого или закрытого типа (ст. 224). Таможенные склады являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и подлежат использованию любыми лицами. Таможенные склады являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца таможенного склада.
Владельцем таможенных складов может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев таможенного склада (ст. 226 ТК РФ).
Для получения права на осуществление деятельности в статусе владельца таможенного склада российское юридическое лицо должно выполнить ряд условий:
иметь во владении (в собственности или в хозяйственном ведении либо арендовать на срок не менее трех лет) помещения и (или) открытые площадки, планируемые и пригодные для использования в качестве таможенного склада;
принять меры по обеспечению уплаты таможенных платежей (для владельцев таможенных складов открытого типа сумма обеспечения определяется из расчета 2,5 млн. руб. и дополнительно 1000 руб. за 1 кв. м полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 руб. за 1 куб. м полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение; для владельцев таможенных складов закрытого типа — 2,5 млн. руб.);
заключить договор страхования риска гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам (страховая сумма определяется из расчета 3500 руб. за 1 кв. м. полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, или 1000 руб. за 1 куб. м. полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение, но не может быть менее 2 млн. руб.).
Включение в Реестр владельцев таможенных складов осуществляется на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении помимо сведений об организационно-правовой форме заявителя, сведений о выполнении условий включения в Реестр владельцев таможенных складов, а также иных необходимых данных должен указываться тип создаваемого таможенного склада.
Владелец таможенного склада обязан:
соблюдать условия и требования, установленные ТК РФ в отношении товаров на таможенном складе;
вести учет хранимых товаров и представлять таможенным органам отчетность о хранении товаров;
обеспечивать сохранность товаров на таможенном складе;
обеспечивать невозможность доступа посторонних лиц к товарам без разрешения таможенных органов;
уплачивать таможенные пошлины и налоги (ст. 230 ТК РФ).
Таможенный склад как таможенный режим характеризуется возможностью хранения товаров до трех лет с освобождением от уплаты таможенных платежей. Данный срок может быть и менее трех лет. Конкретный срок хранения товаров определяется лицом, помещающим товары на таможенный склад, в таможенной декларации.
Товары, имеющие ограниченный срок годности хранения, потребления и (или) реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму и вывезены с таможенного склада не позднее чем за 180 дней до истечения указанного срока, за исключением подвергающихся быстрой порче товаров, в отношении которых ГТК России указанный срок может быть сокращен (п. 2 ст. 218 ТК РФ).
Согласно ст. 219 ТК РФ лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на таможенном складе, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) изменения наложенных средств идентификации.
Допускается отчуждение товаров, находящихся на таможенном складе, передача в отношении их прав пользования, владения и распоряжения при условии предварительного уведомления таможенных органов в письменной форме. При этом лицо, приобретающее имущественные права на товары, представляет таможенным органам обязательство в письменной форме по дальнейшему соблюдению в отношении этих товаров требований и условий, установленных данным подразделом Таможенного кодекса (п. 4 ст. 219).
С разрешения таможенного органа в письменной форме допускается перемещение товаров с одного таможенного склада на другой до истечения сроков, указанных в ст. 218 ТК РФ (три года).
Согласно ст. 220 ТК РФ товары, предназначенные для вывоза, освобождаются от таможенных пошлин, налогов. Уплаченные ранее суммы таможенных пошлин и налогов возвращаются.
Действие таможенного режима таможенного склада завершается помещением товаров под иной таможенный режим. Хранящиеся на таможенном складе товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму не позднее дня истечения срока их хранения.
——————————————————————