Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях Таможенного союза

(Свинухов В. Г., Сенотрусова С. В.)

(«Право и экономика», 2011, N 2)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В. Г. СВИНУХОВ, С. В. СЕНОТРУСОВА

Свинухов Владимир Геннадьевич, профессор кафедры экономики таможенного дела Российской таможенной академии. Специалист в области таможенного дела, таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности. Доктор географических наук.

Родился 25 октября 1958 г. в г. Владивостоке. В 1980 г. окончил Дальневосточный государственный университет.

Автор работ, посвященных вопросам таможенного дела и регулирования внешнеэкономической деятельности: учебников «Таможенное дело» (2005), «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость» (2005), «Таможенное право» (2006, 2008), «Налогообложение участников ВЭД» (2008); монографий «Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обороте объектов СИТЕС» (2005), «Правовое регулирование уплаты таможенных платежей» (2010), «Таможенный контроль в РФ» (2010), а также статей в журналах «Право и экономика», «Современное право», «Законы России: опыт, анализ, практика», «Российский внешнеэкономический вестник» и др.

Сенотрусова Светлана Валентиновна, ведущий научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор кафедры организации таможенного контроля Российской таможенной академии, профессор кафедры таможенной экспертизы Российской таможенной академии. Специалист в области таможенного регулирования, таможенного контроля, таможенной экспертизы биоресурсов, товаров специального назначения, объектов интеллектуальной собственности.

Родилась 10 июля 1967 г. в Приморском крае. В 1990 г. окончила Владивостокский государственный медицинский университет.

Автор ряда работ и статей, в том числе учебника «Основы глобальной экологии» (2005); монографий «Загрязнение атмосферы и состояние здоровья населения промышленных городов» (2004), «Загрязнение поверхностных вод и заболеваемость населения промышленных городов» (2005), «Правовое регулирование уплаты таможенных платежей» (2010), «Таможенный контроль в РФ» (2010) и др.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования уплаты таможенных платежей. Обсуждается обязанность уплаты, устанавливаются лица, ответственные за уплату пошлин и налогов при применении таможенных процедур и отдельных таможенных режимов.

Ключевые слова: таможенные платежи, обязанность по уплате таможенных платежей, таможенные пошлины и налоги, таможенный брокер, декларант.

Legal regulation of payment of customs duties within the Customs Union

V. G. Svinukhov, S. V. Senotrusova

The article deals with the questions of legal regulation of payment of customs duties. The authors discuss the procedure for the payment of duties and taxes and determine individuals responsible for payment of duties and taxes within customs procedures and separate customs regimes.

Key words: customs duties, obligation to pay customs duties, customs duties and taxes, customs broker, applicant.

С 1 января 2010 г. правовые нормы установления, исчисления, уплаты ввозных таможенных пошлин, определения и применения тарифных льгот регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза (далее — ТК ТС), Соглашением от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании», Протоколом от 12 декабря 2008 г. «О представлении тарифных льгот» и Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 27 ноября 2009 г. N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». При этом установление, введение и применение НДС и акцизов по-прежнему будет регулироваться нормами Налогового кодекса РФ.

Общая часть ТК ТС, посвященная таможенным платежам, включает 24 статьи, в которых содержатся более 20 отсылочных норм к национальному законодательству.

Статья 70 ТК ТС устанавливает те же виды таможенных платежей, что содержались в ТК РФ.

ТК ТС к таможенным платежам относит: ввозную таможенную пошлину; вывозную таможенную пошлину; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС; таможенные сборы.

В то же время ТК ТС указывает на то, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств ТС и (или) национальным законодательством государств ТС, а взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Виды ставок таможенных пошлин определяются в ст. 71 ТК ТС. До настоящего времени виды ставок были определены в Законе РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (ред. от 28 июня 2009 г.).

В ТК ТС определено, что ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

адвалорные — установленные в процентах от таможенной стоимости;

специфические — установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

комбинированные — сочетающие оба вида пошлин.

При этом п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет, что таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. По-иному определял таможенную пошлину Закон РФ «О таможенном тарифе»: таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при привозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах РФ. Закон РФ к таможенным пошлинам относит только ввозную таможенную пошлину, вывозную таможенную пошлину и сезонные пошлины (п. 1 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»), но не относит специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

В нормах ТК ТС содержатся некоторые особенности, на которые необходимо обратить внимание. Одна из таких особенностей связана с определением момента возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей и определения круга лиц, на которых обязанность по уплате возлагается.

В ТК ТС определение моментов возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, а также определение круга лиц, на которых возлагается данная обязанность, увязано с заявляемой таможенной процедурой (ст. ст. 81, 161, 166, 172 и др. ТК ТС). При регламентации норм относительно каждой таможенной процедуры определяются условия помещения товаров под эти процедуры и лица, на которые возлагается обязанность по уплате таможенных платежей, а также те моменты, когда такая обязанность возникает и прекращается.

В соответствии с российским Кодексом обязанность по уплате таможенных платежей возникает у лиц, не являющихся декларантом, как правило, только при нарушении ими норм, регламентирующих применение таможенных процедур.

В соответствии с п. 4 ст. 320 Таможенного кодекса РФ при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут:

лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ;

лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе — также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ.

Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларантов незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

В ТК ТС указано на то, что обязанность по уплате таможенных платежей при применении процедуры транзита возникает уже с момента подачи транзитной декларации. В случае нарушения условий применения этой процедуры у перевозчика наступает обязанность уплаты. ТК ТС определяет возникновение обязанности по уплате таможенных платежей в зависимости от совершаемых таможенных операций или заявленной таможенной процедуры, и в каждый период времени определяет то лицо, на которое такая обязанность возлагается.

В общем случае ТК ТС устанавливает срок уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры до выпуска товаров и расширяет по сравнению с ТК РФ перечень случаев, когда обязанность по уплате таможенных платежей прекращается (ст. 80 ТК ТС):

уплата или взыскание таможенных платежей;

помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

уничтожение (безвозвратная утрата) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную пяти евро по курсу валют;

помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

обращение товаров в собственность государства;

обращение взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров;

отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

признание ее безнадежной к взысканию и списанию;

возникновение обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных платежей.

Пункт 3 ст. 80 ТК ТС определяет случаи, когда таможенные платежи не уплачиваются:

при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена ТС, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств ТС;

если в соответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств ТС товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются ими) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

Здесь речь идет о товарах, в отношении которых предоставлены льготы, сопряженные с ограничением по пользованию и распоряжению. Соответственно, если таких ограничений нет, то обязанность прекращается, если они есть, пошлины и налоги не уплачиваются при соблюдении условий предоставления освобождения.

Следует отметить некоторые различия регламентации ТК РФ и ТК ТС. Например, ТК РФ указывает на то, что таможенные платежи не уплачиваются, если общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 319 ТК РФ). В результате для реализации этой нормы таможенные органы должны были контролировать перемещение товаров в адрес одного получателя в течение одной недели. В редакции ТК ТС временного административного ограничения не предусмотрено. Таким образом, работа таможенных органов существенно упрощается.

ТК ТС устанавливает сроки уплаты пошлин и налогов в рамках регулирования каждой таможенной процедуры (ст. 82 ТК ТС). Изменение сроков уплаты производится в форме отсрочки или рассрочки (п. 1 ст. 83 ТК ТС).

При этом основания, условия и порядок изменения указанных сроков определяются международным договором государств — членов ТС. Основания и условия изменения сроков уплаты налогов определяются национальным законодательством каждого из трех государств. Статьей 79 ТК ТС в качестве плательщиков, как и по российскому законодательству, определены декларанты или иные лица, на которых ТК ТС, международными договорами или национальным законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Таким образом, ТК ТС не предусматривает возможности уплаты таможенных пошлин, налогов третьими лицами, которые не владеют или не могут распоряжаться товарами.

В статье 84 ТК ТС содержатся общие нормы, которыми регламентируется порядок уплаты таможенных пошлин и налогов. Они уплачиваются в государстве, таможенный орган которого производит выпуск товара, за исключением товаров, выпущенных по таможенной процедуре таможенного транзита. Форма уплаты и момент исполнения обязанностей определяются национальным законодательством. Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами — членами ТС в порядке, установленном международным договором трех стран — Соглашением об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 1 сентября 2010 г. Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой Стороны устанавливаются в следующих размерах: Республика Беларусь — 4,70%; Республика Казахстан — 7,33%; Российская Федерация — 87,97%.

Соглашение определяет, что ввозные таможенные пошлины будут по-прежнему уплачиваться на счет Федерального казначейства, но по обособленному коду бюджетной классификации, на котором станут аккумулироваться все ввозные таможенные пошлины, подлежащие распределению.

ТК РФ позволяет применять механизм уплаты таможенных пошлин и налогов с использованием авансовых платежей, поскольку считается, что авансовые платежи — это имущество плательщика. Плательщик вправе самостоятельно распорядиться своими денежными средствами путем подачи таможенной декларации или совершения иных действий, направленных на использование своих денежных средств. В ТК ТС зафиксирована норма, свидетельствующая о том, что авансовые платежи могут вноситься только в счет уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов (ст. 76 ТК ТС). Следовательно, речь идет уже о двух финансовых потоках. Участники ВЭД должны будут отдельным платежным поручением по отдельному коду бюджетной классификации уплачивать ввозную таможенную пошлину, остальные платежи можно производить с использованием авансовых платежей.

Статьями 85 — 88 ТК ТС предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в следующих случаях:

перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств союза;

помещение товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории; при выпуске товаров в соответствии со ст. 198 ТК ТС (выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов либо получение заключения эксперта);

иные случаи, предусмотренные ТК ТС, международными договорами и (или) законодательством государств союза.

Таким образом, сократив перечень случаев, когда требуется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (в него не включены такие случаи, предусмотренные ТК РФ, как условный выпуск товаров, хранение иностранных товаров), ТК ТС предусматривает возможность расширения перечня на уровне норм национального законодательства. Обеспечение уплаты не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро. В соответствии с ТК РФ эта сумма определена в размере 20 тыс. руб. Одновременно ТК ТС предусмотрена возможность установления на уровне национального законодательства иных случаев, когда обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется. Обеспечение уплаты производится плательщиками, т. е. декларантом, либо иными лицами, на которые возложена обязанность по их уплате. При этом при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение может вноситься также иным лицом за плательщика, если оно вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных платежей.

Возврат обеспечения будет осуществляться при условии исполнения обеспеченных обязательств либо если обеспеченное обязательство не возникло. Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов установлены те же, что и в ТК РФ. Согласно ст. 86 ТК ТС уплата обеспечивается денежными средствами (в терминах ТК РФ это денежный залог), банковской гарантией, поручительством, залогом имущества. При этом законодательством государств ТС могут быть предусмотрены иные способы обеспечения, которых нет в российском законодательстве. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения. Порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей и валюта, в которой оно вносится, будут определяться национальным законодательством, поскольку имеются существенные различия в сфере гражданского права и банковского законодательства государств ТС.

Новая норма, которой нет в российском законодательстве, это то, что исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно, в течение всего срока действия обязательства (п. 3 ст. 86 ТК ТС). Причем срок действия предоставляемого обеспечения уплаты таможенных платежей должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом требования об исполнения обязательства.

Статьей 87 ТК ТС установлена возможность внесения генерального обеспечения. В случаях если одним и тем же лицом на территории одного из государств ТС совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение). Порядок применения генерального обеспечения определяется национальным законодательством государств — членов ТС.

Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в ТК ТС отличается от российского Кодекса. В соответствии с ТК РФ размер обеспечения определяется таможенным органом, исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта. Он не может превышать размер указанных сумм. В соответствии со ст. 88 ТК ТС сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения определяется таким же образом, но при этом должна быть не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате в других государствах союза, как если бы товар помещался на их территории под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. Кроме того, ТК ТС позволяет на уровне национального законодательства предусмотреть включение в обеспечение сумм таможенных сборов и процентов. В ТК ТС предусмотрена возможность установления фиксированных сумм обеспечения, если это предусмотрено законодательством государств ТС.

В установлении норм, регулирующих вопросы возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных платежей и взыскания таможенных платежей, доминируют нормы национального законодательства. Таким образом, соответствующие статьи ТК ТС содержат отсылочные к национальному законодательству нормы. В статье 89 ТК ТС определено, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств ТС и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством трех государств. При этом порядок возврата ввозных таможенных пошлин должен учитывать особенности, оговоренные международным соглашением об установлении и применении в ТС механизма зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин.

Излишне уплаченные или взысканные суммы ввозных таможенных пошлин могут быть возвращены на счет плательщика либо зачтены в счет исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин.

При неуплате или неполной уплате в установленные сроки пошлин, налогов таможенные органы взыскивают их принудительно за счет денежных средств и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Порядок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, а также основания признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списания, как и порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней, предусмотренных в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в оговоренный ТК ТС срок, устанавливаются национальным законодательством государств ТС.

Взыскание таможенных платежей не производится: по истечении срока взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, предусмотренного законодательством государства — члена ТС, таможенным органом которого производится взыскание таможенных платежей; если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в соответствии с п. 2 ст. 80 ТК ТС.

——————————————————————