Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений в собственность отдельным категориям военнослужащих
(Акчурин З. Х.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2007, N 7)
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В СОБСТВЕННОСТЬ
ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
З. Х. АКЧУРИН
З. Х. Акчурин, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, майор юстиции.
В современных условиях правового регулирования жилищных отношений с участием военнослужащих все большую актуальность приобретает разрешение вопросов обеспеченности жильем той их категории, которая имеет право на предоставление жилья в связи с наличием определенной продолжительности военной службы и досрочным увольнением с военной службы по одному из «льготных» оснований.
В свете фрагментарности и неоднозначности толкования положений действующего законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в литературе уже не раз поднимались вопросы правового регулирования предоставления жилья во внеочередном порядке определенным категориям военнослужащих с учетом последних изменений в жилищном законодательстве, а также вопросы обеспечения жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства и др.
С точки зрения автора, в определенном смысле особый интерес представляет ситуация, связанная с досрочным увольнением с военной службы по состоянию здоровья, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий или по иному, так называемому льготному, основанию, военнослужащего, имеющего общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, относящегося к той категории, которая на весь срок военной службы обеспечивается служебными жилыми помещениями.
Так, в соответствии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с последующими изменениями) на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
— военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
— офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
— прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.
При этом служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Дело в том, что в действующем законодательстве Российской Федерации имеются следующие правовые нормы касательно данной ситуации:
— абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым «военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами»;
— абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому «военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений»;
— абз. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым «военнослужащим — гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего — гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».
Обратимся к натуральной форме обеспечения жильем данной категории граждан, которая, с точки зрения автора, при буквальном толковании закона сводится именно к обеспечению жилыми помещениями путем предоставления их в собственность военнослужащего по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Действующее же законодательство Российской Федерации определяет следующие возможные варианты предоставления жилых помещений в собственность граждан:
— приватизация (безвозмездная передача в собственность) занимаемых жилых помещений по договору социального найма;
— приобретение (покупка) жилого помещения по гражданско-правовому договору (купли-продажи, ренты постоянной или пожизненной, в том числе на условиях пожизненного содержания с иждивением, инвестирования в строительство и др.), в том числе с помощью государственных жилищных субсидий, включая использование государственного жилищного сертификата;
— дарение жилого помещения (по договору дарения) и др.
Если проанализировать каждый из указанных вариантов, то в рамках рассматриваемой ситуации с участием военнослужащих оформление жилья в собственность возможно путем приватизации жилья, занимаемого военнослужащим по договору социального найма. В частности, п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закрепляет положение о том, что «военнослужащие — граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках».
Но как быть в ситуации, если военнослужащий рассматриваемой категории является бесквартирным? Получается, что указанный выше механизм не работает.
Говорить о дарении жилого помещения военнослужащему со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрено прохождение военной службы, представляется также нереализуемым на практике вариантом ввиду отсутствия механизма его осуществления в рамках военно-административных отношений.
В случае изменения действующего законодательства такое было бы вполне возможным, как и возможным было бы приобретение жилья для военнослужащих по договору купли-продажи и т. п.
Возможно, конечно, использовать право на получение государственного жилищного сертификата, однако, это именно право военнослужащего соответствующей категории и абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляя специальную форму реализации права на жилище в виде предоставления жилья в собственность, учитывая добровольность использования государственных жилищных сертификатов, не должен толковаться в подобном контексте.
К сожалению, правовое регулирование общественных отношений зачастую сопровождается отсутствием механизма реализации тех или иных прав граждан, в том числе военнослужащих: право в законе предусмотрено, а порядок его реализации почему-то формируется и получает свое закрепление в правовых актах спустя значительное время, в течение которого гражданам фактически отказывают в реализации предусмотренного законом права. Причем точку в разрешении соответствующего вопроса, как правило, ставят судебные органы.
Если говорить о жилищных отношениях с участием военнослужащих, то примером может служить препятствие в реализации положений п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о повторном заселении жилых помещений за выездом военнослужащих другими военнослужащими, в частности в домах муниципального жилищного фонда.
Таким образом, в подобных ситуациях получается, что формально право гражданина в законе предусмотрено, но фактически единственной формой его реализации становится такая форма, как применение соответствующей нормы права судебными органами.
Гораздо сложнее, конечно, когда, помимо отсутствия механизма реализации прав граждан, такие права еще и ограничиваются или ухудшаются, как произошло после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, внесшего изменения в п. п. 2, 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Лишь относительно недавно Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. N 5-П данные нормы были признаны не соответствующими ч. 2 ст. 19 и ст. 40 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 г., в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Очевидно, что и в рассматриваемой в настоящей статье ситуации военнослужащим придется использовать все способы правовой защиты и пройти все возможные судебные инстанции для того, чтобы механизм предоставления жилья в собственность по избранному месту жительства начал работать.
С точки зрения автора, следует обратить внимание на то, что абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» конкретно определяет форму реализации права на жилище рассматриваемой категории военнослужащих, и в нем нет ни слова о какой-либо очередности предоставления жилья (да и какая «очередность» возможна при получении жилья в собственность?!).
Вопрос в другом: нет механизма предоставления жилья в собственность подобной категории граждан, за исключением, конечно, действующей до 1 января 2010 г. процедуры приватизации жилищного фонда, которую можно использовать, лишь занимая жилое помещение по договору социального найма.
Как уже отмечалось, в настоящее время федеральный орган исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, не может передать жилье в собственность посредством его дарения военнослужащему, так как такого механизма также нет. К сожалению, на практике принято считать, что если военнослужащий захотел получить жилье в собственность, то он должен участвовать в соответствующей государственной программе и использовать государственный жилищный сертификат.
По мнению автора, указанное суждение является неверным, поскольку закон предусматривает право военнослужащих указанной категории на предоставление жилья в собственность, а отсутствие механизма передачи в собственность жилых помещений в подобной ситуации не должно создавать препятствий в реализации рассматриваемого права военнослужащего.
Вполне возможно, что имеются отдельные судебные акты, в которых военные суды удовлетворяли требования о предоставлении жилья в собственность военнослужащего, однако если они и есть, то их не включают в обзоры судебной практики и не рассматривают в качестве примеров в документах высших органов судебной власти.
Зачастую в отношении указанной категории военнослужащих существует общепринятый подход, а именно обеспечение их жильем по договору социального найма: в соответствии с рядом судебных актов соответствующим органам военного управления и их должностным лицам предписывалось обеспечивать таких военнослужащих в обычном порядке — жильем по договору социального найма, подразумевая то, что в последующем они смогут приватизировать данное жилье (т. е. в том же порядке, как и тех военнослужащих, которые заключили контракт до 1998 г.).
Такая позиция, по мнению автора, является неверной, и подобный подход возможен лишь при изменении способа и порядка исполнения судебного решения, но не на стадии его принятия судом (ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С точки зрения автора, правильным будет являться буквальное толкование норм Федерального закона «О статусе военнослужащих», а именно: требования военнослужащих указанной категории должны сводиться к предоставлению жилья в собственность по избранному месту жительства.
В заключение приведем образец заявления об оспаривании незаконного бездействия органа военного управления (воинского должностного лица) военнослужащим указанной категории.
В N-ский гарнизонный военный суд
______________________________________________
123007, г. N-ск, Хорошее ш., д. 38д
Заявитель: ИВАНОВ Иван Иванович,
зарегистрированный по адресу:
123001, г. N-ск, ул. Садовая, д. 14, в/ч 00000
Лицо, чьи действия оспариваются:
Командир войсковой части 00000
______________________________________________
123001, г. N-ск, ул. Садовая, д. 14
ЗАЯВЛЕНИЕ
Я, майор Иванов Иван Иванович, являюсь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (приложение 3), и прохожу военную службу на должности начальника парашютно-десантной службы войсковой части 00000 в городе N-ск (приложение 4).
20 января 2007 года я был признан военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (приложение 5), в связи с чем в соответствии со ст. ст. 15, 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с изменениями), ст. ст. 50, 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (с изменениями) 25 января 2007 года обратился с рапортом по команде на имя командира войсковой части 00000, в котором просил о досрочном увольнении меня с военной службы по состоянию здоровья с предоставлением жилого помещения в собственность по избранному мною месту жительства — г. N-ск (приложение 6).
Однако до настоящего времени решения по моему рапорту не принято, право на получение жилья командованием не реализовано, процедура увольнения не проведена.
Таким образом, я считаю, что имеет место бездействие должностного лица — командира войсковой части 00000, которым нарушены нормы действующего законодательства и соответственно мои права и охраняемые законом интересы, а именно:
1. Абзац 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым «военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами».
2. Абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому «военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений».
3. Подпункт «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым «военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:…по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе».
4. Подпункт «а» пункта 1, подпункт «б» пункта 5, пункты 14, 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с изменениями), согласно которым регламентируется порядок увольнения с военной службы.
Указанное бездействие командира войсковой части 00000 нарушает мое право на увольнение с военной службы и обеспечение жилым помещением в порядке, установленном законом.
Принимая во внимание вышеизложенное и в соответствии со ст. ст. 254, 255, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
ПРОШУ:
1. Признать бездействие командира войсковой части 00000, выразившееся в непредоставлении жилого помещения Иванову Ивану Ивановичу, имеющему право на досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья, и в непредставлении Иванова Ивана Ивановича к увольнению с военной службы по указанному основанию, незаконным.
2. Обязать командира войсковой части 00000 предоставить в собственность Иванову Ивану Ивановичу жилое помещение по избранному месту жительства — в городе N-ск, в связи с имеющимся у него правом на досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья, после чего представить Иванова Ивана Ивановича в установленном порядке к увольнению с военной службы по подпункту «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», т. е. по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Приложения (на 9 листах):
1. Копия настоящего заявления для ответчика (1 лист).
2. Квитанция об оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд (1 лист).
3. Копия контракта о прохождении военной службы (1 лист).
4. Копия выписки из приказа о назначении на должность (1 лист).
5. Копия свидетельства о болезни N 000 от 20.01.2007 (3 листа).
6. Копия рапорта Иванова И. И. от 25.01.2007 (1 лист).
7. Выписка из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 00000 (о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий) (1 лист).
«__» __________ 2007 года ____________ / И. И. Иванов /
——————————————————————