Заключение договора перевозки грузов железнодорожным транспортом в России и Германии: сравнительно-правовой опыт

(Соловьева М. А.) («Транспортное право», 2012, N 4)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ

М. А. СОЛОВЬЕВА

Соловьева М. А., преподаватель кафедры предпринимательского права УрГЮА.

По российскому законодательству заключение договора — достижение сторонами в надлежащей форме соглашения <1> по всем существенным условиям договора в порядке, предусмотренном законодательством <2>. Это означает, что каждая из сторон должна выразить свою волю, а вместе их воли должны совпадать и формировать «согласную волю сторон» <3>, «общий волевой акт» <4>. Процесс заключения договора можно представить в виде определенных действий сторон, совершаемых в четкой последовательности <5>. К ним относятся выступление с предложением заключить договор (оферта) и действия по его принятию (акцепт). ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное). —————————————————————— <1> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: общие положения. М.: Статут, 2006. С. 154. <2> Гражданское право: Учебник / Под ред. Е. А. Суханова. Т. 3. <3> Новицкий И. Б., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве. М., 1954. С. 95. <4> Гавзе Ф. И. Социалистический гражданско-правовой договор. М., 1972. С. 85. <5> Груздев В. Количество стадий договорного процесса по российскому гражданскому праву // Хозяйство и право. 2004. N 3. С. 123.

Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом заключается между грузоотправителем и перевозчиком <6>. Согласно точке зрения C. Vivante, грузоотправитель является оферентом, т. к. только в его волеизъявлении содержится указание на существенные элементы договора — определение груза, место назначения. Железная дорога (перевозчик), принимая предложение, выступает акцептантом, и договор является заключенным. Сторонники этой точки зрения указывают на обязанность железной дороги принять предложение, не противоречащее действующему законодательству <7>. ——————————— <6> Hinz R. Op. sit. S. 6. <7> Агарков М. М. Юридическая природа железнодорожной перевозки // Вестник гражданского права. 2008. N 4. Т. 8. С. 155.

Основанием для возникновения обязанностей сторон является юридический факт, которым следует признать сам договор перевозки грузов железнодорожным транспортом. Этот вывод следует из ст. 784 ГК РФ, устанавливающей, что перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки (ст. 785 ГК РФ, ст. 25 УЖТ РФ). Определение формы договора перевозки грузов железнодорожным транспортом имеет существенное значение, т. к. в действующем законодательстве нет четких положений о том, что понимать под договором перевозки грузов железнодорожным транспортом, удостоверяющим волеизъявление сторон правоотношения. Так, в литературе высказано мнение, что законодатель под договором перевозки грузов, указанным в п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 25 УЖТ РФ, понимает правоотношение <8>, т. е. «правовой акт» <9>. Таким образом, закон говорит о договоре как явлении идеальном, но не как о правовом документе (явлении материальном). ——————————— <8> Покровский Б. В. Договор как правоотношение // Договор в гражданском праве: проблемы теории и практики: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 5-летию образования Науч.-исслед. ин-та част. права КазГЮА (в рамках ежегод. цивилист. чтений) (Алматы (Алма-Ата), 6 — 7 апр. 2000 г.) / Отв. ред. М. К. Сулейменов. Алматы, 2000. Т. 1. С. 36. <9> Казанцев М. Ф. Договорное регулирование. Цивилистическая концепция. Екатеринбург, 2005. С. 36.

Это представление о договоре обусловлено его формой. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом заключается в письменной форме (п. 1 ст. 158, ст. 161 ГК РФ). Письменная форма договора означает составление одного документа, подписываемого сторонами, обмен документами с использованием почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ) <10>. Наличие у договора соответствующей объективированной формы позволяет воспринимать согласованную волю его сторон и указывает на его существенные условия <11>. ——————————— <10> Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. И. В. Ершовой, Г. Д. Отнюковой. М., 2011. С. 453. <11> Груздев В. В. Возникновение договорного обязательства по российскому гражданскому праву. М., 2010. С. 14.

Таким образом, договор перевозки грузов железнодорожным транспортом является «тем юридическим фактом, с которым связывается возникновение прав и обязанностей сторон в процессе перевозки с момента принятия груза железной дорогой до момента выдачи его грузополучателю» <12>. ——————————— <12> Белякова А. М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда: теория и практика. М., 1986. С. 8.

Однако УЖТ РФ использует понятие договора перевозки грузов железнодорожным транспортом непоследовательно. С одной стороны, оно употребляется для обозначения правоотношений по перевозке грузов железнодорожным транспортом, а с другой — для указания на договор как на письменный документ. При этом Устав противоречиво регулирует вопрос о том, каким документом оформляется данный договор перевозки, и при наличии какого документа договор перевозки грузов считается заключенным, т. к. при оформлении соответствующих правоотношений требует различные документы, а именно: 1) заявку на перевозку грузов (ст. 11 УЖТ РФ); 2) транспортную железнодорожную накладную (ст. 25 УЖТ РФ); 3) квитанцию о приеме груза (ст. 25 УЖТ РФ); 4) иные перевозочные документы (абз. 1 ст. 25 УЖТ РФ). Действующая реальная модель договора перевозки грузов железнодорожным транспортом с необходимостью подачи заявки, а также составлением и подписанием транспортной железнодорожной накладной обусловлена ее законодательной «пропиской» (ст. 25 УЖТ РФ). Однако данная громоздкая схема содержит ряд противоречий и не соответствует в полной мере динамично развивающимся отношениям по перевозке грузов железнодорожным транспортом по следующим причинам. Во-первых, на грузоотправителя возлагается обязанность по предоставлению перечисленных документов до передачи груза перевозчику, т. е. до момента заключения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Закрепление такой обязанности позволяет утверждать, что момент заключения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом в законодательстве определен неоднозначно. Во-вторых, в законодательстве не определено соотношение данных документов между собой, а также с реальной моделью договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Судебная практика при разрешении споров о заключенности договоров перевозки грузов исходит из того, что даже при наличии письменного текста договора, но при отсутствии таких доказательств, как транспортные накладные, договор может быть признан незаключенным <13>. Это обусловлено тем, что в тексте договора не указываются существенные для данного вида договора условия о количестве, виде предоставляемого транспорта, маршруте перевозки, наименовании груза, то есть те данные, которые, как правило, содержатся в транспортной накладной. Исходя из этого, суды признают, что в отсутствие транспортной накладной договор перевозки грузов нельзя считать заключенным. Однако при наличии доказательств фактического оказания услуг, установлении их объема, стоимости, обязанности ответчика по делу по их оплате возможно применение к таким правоотношениям норм о неосновательном обогащении (гл. 60 ГК РФ). ——————————— <13> Дела N А27-16638/2009, N А27-17273/2009, N А27-12506/2009.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что налицо легально закрепленное противоречие между реальной моделью договора перевозки грузов железнодорожным транспортом и процессом заключения договора. Это порождает многочисленные дискуссии о моменте заключения договора и о характере договора перевозки грузов железнодорожным транспортом (является ли договор реальным или консенсуальным). Обращаясь к немецкому законодательству, следует указать на то, что исходя из общих положений гражданского закона как основы всех правовых сделок, осуществляемых в стране (Германии), договор перевозки грузов железнодорожным транспортом признается консенсуальным договором <14>. Это объясняется отсутствием правового регулирования данного вопроса на уровне специального (транспортного) законодательства, которое, в свою очередь, не предусматривает исключений из действующего в этой сфере общего порядка, закрепленного в ГГУ. ——————————— <14> Hinz R. Op. cit. S. 14.

Базовой при заключении договора перевозки грузов железнодорожным транспортом является ст. 145 ГГУ. Договор заключается при совпадении волеизъявлений перевозчика и грузоотправителя <15>. Оферта и ее акцепт признаются традиционной формой заключения договора. Они должны быть выражены четко и полно. ——————————— <15> Fuhrich E. Wirtschaftsprivatrecht. 10. Aufl. Munchen: Franz Vahlen, 2010. S. 60. Нем. яз.

Все обязательства сторон по договору возникают с момента его заключения, т. е. достижения соглашения между сторонами. Без соглашения как основы договора не может возникнуть никакого отношения по перевозке грузов железнодорожным транспортом <16>. Действия по передаче груза к перевозке совершаются «во исполнение этой уже достигнутой договоренности» <17>. ——————————— <16> Гусаков А. Г. Конспект лекций по торговому праву. СПб., 1912. С. 46 — 47. <17> Гуревич Г. С. К вопросу о правовой природе договора перевозки грузов // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Кишинев, 1968. Т. 67. С. 41.

Грузополучатель не участвует в процессе заключения договора. Однако он становится участником перевозочных правоотношений на основании законодательного допущения <18>. ——————————— <18> Hinz R. Op. cit. S. 24.

Немецкое законодательство не требует заключения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом в письменной форме («der Schriftformzwang»). Следовательно, он может быть заключен как в письменной (schriftlich), так и в устной (mundlich) форме. Это значит, что заключение договора не связано с действиями грузоотправителя по выдаче транспортной железнодорожной накладной и ее подписанием сторонами договора. По немецкому законодательству транспортная накладная не является договором перевозки грузов, а представляет собой самостоятельный документ, обладающий своими функциями и особенностями. В ней закрепляются важнейшие элементы соглашения сторон, определяющие условия его исполнения, следовательно, она может использоваться как доказательство. Подписанная обеими сторонами транспортная накладная играет важную роль при осуществлении договора поставки. Так, грузоотправитель (продавец) и грузополучатель (покупатель) могут установить условие платежа: «покупная цена выплачивается при предъявлении сопроводительных документов» <19>. В таком случае продавец вправе получить платеж от уполномоченного банка покупателя только тогда, когда представит контрагенту подписанную транспортную накладную. Следовательно, оформленная транспортная накладная увеличивает возможности для получения платежа и предоставления банком кредита <20>. ——————————— <19> Baumbach A., Hopt J., Merkt H. Op. cit. <20> Basedow J. Op. cit. Fn. 14. S. 363.

Анализ немецкого законодательства и доктрины показывает, что процедура заключения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом в Германии является четкой и понятной. Это обусловлено тем, что в немецком законодательстве момент его заключения ясно определен путем закрепления консенсуального характера договора. В отличие от российского, в немецком праве отсутствует громоздкая система многочисленных документов, необходимых для оформления и заключения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Очевидно, что по российскому праву реальная модель договора перевозки грузов железнодорожным транспортом не согласована с порядком заключения самого этого договора. Процедура заключения договора достаточно противоречива и вызывает сложности на практике. Напротив, признание немецким законодателем договора перевозки грузов железнодорожным транспортом в качестве консенсуального, «простота и прозрачность» его правового регулирования способствуют эффективному развитию отношений в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом и применению всех механизмов, предусмотренных договором. Все изложенное позволяет сделать следующие выводы. 1. В связи с тем что УЖТ РФ не закрепляет конкретного перечня, а также соотношения соответствующих перевозочных документов, необходимо более четко сформулировать нормы о перевозочных документах в едином нормативном правовом акте — УЖТ РФ. Это будет способствовать разрешению коллизионных вопросов в отношении договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. 2. Необходимо закрепить в УЖТ РФ возможность заключения договора как в устной, так и в письменной форме, что позволит упростить реализацию договорного процесса. 3. Анализ законодательства России и Германии показывает, что в них использованы различные подходы к оформлению транспортной накладной и к определению ее юридической сущности. В российской правовой науке императивно закрепленные в законодательстве обязательные действия грузоотправителя по составлению транспортной накладной нередко отождествляются с заключением договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Это вносит неопределенность в используемый при этом терминологический аппарат и не позволяет точно определить момент возникновения прав и обязанностей сторон в рассматриваемых правоотношениях, что приводит к многочисленным трудностям на практике. В связи с вышеуказанным представляется целесообразным обратиться к правовому опыту Германии, где выдача транспортной накладной не является обязанностью грузоотправителя. Сама транспортная накладная выполняет только определенные функции, в том числе и доказательственную. Такое понимание значения транспортной железнодорожной накладной, отсутствие или неверное указание в ней данных не влекут возможность признания самого договора перевозки грузов железнодорожным транспортом незаключенным. Реализация предполагаемых изменений позволит упорядочить договорные отношения сторон, избежать многочисленных споров на практике, а в целом — создать благоприятные условия для более эффективного развития российской транспортной системы, где перевозке грузов железнодорожным транспортом отводится ключевая роль.

——————————————————————